[back][up level][first][previous][next][last]
    Образование
      Москва, Большая Никитская, Институт Слова, ораторское отделение
      Год поступления 1920 
      Год окончания 1923 
      Прочитав "Оправдание добра" Вл.Соловьева, она пошла к философу С.Н.Волконскому,
      который посоветовал ей идти учиться в Институт Слова, где на ораторском факультете
      преподавал в то время известный православный философ Иван Александрович Ильин.
      Валерия прослушала его курсы "Эстетика", "Миросозерцание и характер", где тот
      знакомил студентов с анализом духовной жизни человека, вылившейся у подвижников
      древнего христианства в аскетику.
      Валерия слушала также лекции Н.А.Бердяева, который читал всем желающим
      безвозмездно курс философии религии на Поварской, в доме 52, в бывшем особняке
      Олсуфьевых, уже покинутом хозяевами.
      Учеба в Институте Слова привела Валерию Лиорко также к знакомству с Алексеем
      Федоровичем Лосевым, тогда молодым преподавателем. Общение их продолжалось всю
      жизнь
      Москва, Мерзляковский пер., Вольная академия духовной культуры
      Год поступления 1920 
      С 1920г. Валерия посещала занятия в образованной тогда Вольной академии.
      В Вольной академии шли споры людей противоположных мировоззрений. Там можно
      было услышать диспут между Луначарским и о.Павлом Флоренским, лекции
      проф. Степуна и т.д.
    Места проживания
      Москва, Марьина Роща, при больнице 
      Валерия с матерью жили в казенной квартире при больнице, куда их пригласил
      работавший в больнице врачом А.Н.Раттай.
      МОНО предоставило под будущий детский дом "Бодрая жизнь" особняк бывшего
      министра Временного правительства Коновалова, расположенный на Большой
      Никитской, д.43а. Валерия с О.А.Немчиновой, назначенной директором
      детского дома, ожидали освобождения здания особняка, занимались хлопотами
      по добыванию одежды, посуды и т.п. для детского дома.
      Одновременно Валерия Лиорко ходила на занятия в Институт Слова и Вольную
      Академию духовной культуры.
      В 1920г. Валерия Лиорко познакомилась со студентом Института Слова Александром
      Васильевичем Лебедевым. Через некоторое время Александр Васильевич попросил ее руки,
      но Валерия Лиорко отказала: "Мы были до сих пор друзьями — будем братом и сестрой".
      Он стал ее единственным и преданным другом, помогал ей и ее матери, а также
      преподавал вместе с Валерией в детском доме.
      Особняк на Б.Никитской был передан под "Экспериментальный детский
      дом "Бодрая жизнь"". Валерия с матерью переехали туда жить
      Москва, Б.Никитская, 43а 
      Год начала 1920 
      Валерия Лиорко трудилась над организацией детского дома, подбором детей
      (в основном, из Подкопаевского приемника) (в детдоме оказалось около
      50 детей разного возраста.
      Из воспоминаний Валерии Дмитриевны [3]:
      "Днем я обегала учреждения, чтобы достать для них самое необходимое, но, как
      только я освобождалась, дети сбегались ко мне, и около рояля у нас начинались
      занятия, не предусмотренные никакими программами. Мы пели, читали хором стихи,
      иногда под музыку. Мы двигались под музыку, учились под музыку думать и молчать".

      Вечера Валерия проводила в Институте Слова.
      Валерия Лиорко и Александр Васильевич Лебедев близко познакомились
      со студентом Института Слова Николаем Николаевичем Вознесенским, много старше
      ее, талантливым инженером-химиком, профессором Менделеевского института.
      Летом 1922г. многие инакомыслящие культурные деятели России были высланы
      из страны, среди них оказались И.А.Ильин, Н.И.Бердяев, С.Франк, о.Сергий
      Булгаков, Степун, С.В.Рахманинов и др.
      В 1923г. Валерия получила свидетельство об окончании Института Слова, по инерции
      еще существовавшего после высылки философов. Академия Духовной культуры была
      закрыта.
      Детский дом "Бодрая жизнь" был выселен из своего здания, разделен на две группы,
      Фактически перестал существовать в прежнем качестве. Из воспоминаний Валерии:
      "Внешним поводом к этому послужило происшествие с инспектором МОНО, навестившим
      по доносу спальни детского дома вечером, когда дети уже улеглись на покой.
      Инспектор заметил у некоторых детей на груди крестики. Мы не имели возможности
      касаться со своими воспитанниками вопросов религии, но детей учили когда-то
      молитвам их матери. Мы не учили и не препятствовали... Инспектор сорвал крестик
      у одного мальчика, у другого снял и бросил на пол иконку с изголовья кровати.
      И тут на инспектора под возмущенные крики полетели со всех углов огромной
      спальни подушки. Инспектор бежал. Целой комиссией из МОНО было учинено
      официальное дознание. Оно ни к чему не привело, Но в доме воцарился чуждый
      дух, жить в нем стало тоскливо. Детей разделили. Нас перевели временно в подвал
      особняка. Работать в новом доме я отказалась".

      Валерия с матерью переселились в узкую подвальную комнатку.
      А.В.Лебедев устроил ее на работу в Центросоюз, где сам работал по кооперации.
      К Валерии и ее матери часто заходил ее товарищ по Институту Слова Николай Николаевич
      Вознесенский. Он лечил ее мать гипнозом, помогая ей оправиться от паралича, помогал
      их семье и чем-то напоминал ей погибшего отца.
      Он сделал Валерии предложение, она не отказала, но никак не могла решиться пойти
      на этот шаг, хотя видела в этом опору для себя и матери в житейских трудностях.
      В 1922г. Валерия вошла в круг православной молодежи, собиравшейся
      на квартире известного православного религиозно-философского деятеля и писателя
      М.А.Новоселова, порвавшего когда-то с толстовством. По совету М.А.Новоселова
      Валерия съездила в Зосимову пустынь к старцу иеросхимонаху о.Алексию Соловьеву,
      благословившему ее иконой св.Иоанна Предтечи на аскетическую жизнь.
      С того дня жизнь Валерии круто повернулась к церковной аскетике.
      В 1923г. она вступила в братство о.Романа Медведя при храме
      свт.Алексия митрополита Московского, располагавшемся в Глинищевском переулке.
      За Валерией пришел в этот храм и А.В.Лебедев. Из воспоминаний Валерии Дмитриевны:
      "Церковное искусство открывалось мне по мере вхождения в храмовое богослужение,
      посещение храма стало моим единственным "развлечением". Я поняла, что лучшие
      образы светского искусства отсюда... Серое ситцевое платье. Никаких украшений.
      Строгий пост. Раннее вставанье: в 6 утра начинается обедня, а оттуда прямо в
      Центросоюз. Вечером с работы прямо в церковь либо домой, где собираются друзья
      для совместного изучения какой-либо книги... Зимой 1923–1924гг. в наш подвал
      приходил и Иван Васильевич Попов, которого мы нашли по завету И.А.Ильина в
      Троице-Сергиевой лавре и который прочел нам курс патристики".

      К сентябрю 1923г. относится знакомство Валерии с Олегом Полем (Бурдановым).
      Из воспоминаний Валерии Дмитриевны:
      "Итак, наступил канун праздника Воздвижения 13/26 сентября 1923 года. Я заглянула
      домой после работы, чтобы тотчас идти ко всенощной. "Вот удачно забежала! —
      говорит мама. Сейчас приходил к нам удивительный юноша. Он ищет, по его словам,
      "старцев", чтобы узнать подлинную церковь... Иза ему сказала: "Пойдите... отыщите
      девушку Валерию, она знает, кто Вам нужен". Я сказала, что найти тебя легче всего
      в храме. Он придет туда ко всенощной сегодня. Ты подойди к нему сама... —
      мы так с ним условились" — "Но как же я его узнаю?" — "Его не узнать невозможно.
      Он очень высокий, вьющиеся каштановые волосы шапкой, лицо измученное — то ли усталый,
      то ли голодный, прекрасное лицо! Очень сумрачный, а то вдруг прорвется детская
      доверчивость в разговоре. Удивительные глаза — у меня сердце упало, когда я их
      увидала... как на иконе Владимирской Божией Матери" — "Как у младенца?" —
      "Нет, как у Богоматери... Его зовут Олег Поль"".
      Олег Поль был ровесником Валерии. Между ними возникала глубокая, возвышенная любовь,
      однако у Олега Поля было тяготение к аскетической, отшельнической жизни. Он
      уехал в горы Абхазии, где искал место для пустынножития. Валерия и Олег
      обменивались письмами, в которых открывали свое духовное и философское видение мира.
      Его письма, полные глубокого духовного содержания, Валерия хранила всю жизнь
      Москва, 1-я Мещанская, 27 
      Год начала 1924 
      Весной 1924г. Валерия с матерью переехали из подвала особняка на Мещанскую ул.
      Н.Н.Вознесенский предложил ей поехать на Кавказ, куда уехал Олег Поль.
      Перед отъездом мать очередной раз попросила ее зарегистрировать брак с
      Н.Н.Вознесенским, хотя бы для того, чтобы избежать затруднений с получением мест
      в гостиницах. Валерия в конце-концов решилась на этот шаг, отчасти ради спокойствия
      матери.
      Во время путешествия Валерия писала
      письма Олегу Полю, в которых умоляла его помочь ей бежать в горы.
      Но Олег бродил в это время по горам и не получил ни одного ее письма.
      После приезда в Москву Валерия Дмитриевна поехала жить на квартиру Николая
      Николаевича на Новинский б-ре, где он жил со своей сестрой
      Москва, Новинский б-р 
      Год начала 1924 
      Год окончания 1924 
      Валерия прожила с Николаем Николаевичем несколько дней.
      Из воспоминаний Валерии Дмитриевны:
      "Николай Николаевич спросил: "Когда же мы будем венчаться?" — И, не дождавшись
      ответа, ушел на заседание, а я в храм к о.Роману на вечернюю службу.
      Он хорошо понимал сложность моего положения и сам терялся в противоречиях.
      Сказал: "Завтра за литургией я положу на престол две записки; какую выну, так
      ты и поступишь. Утром после обедни я подошла к батюшке. Сочувствие светилось на
      милом лице о.Романа. Он протянул мне записку: "Выходить замуж за Н.Н.". Он
      перекрестил мою низко наклоненную голову. Я поехала за город, целый день
      бродила по полям... Войдя в квартиру , я не застала никого. Я быстро набросала
      Николаю Николаевичу короткую записку, взяла свой чемодан и бежала из этого дома
      навсегда... Он пришел к нам недели через две, постаревший, осунувшийся,
      пришел как добрый знакомый, ни одним словом не коснувшись происшедшего.
      Он пришел мне сказать, что организует "для меня" курсы по подготовке
      в Университет на медицинский факультет: "Я тревожусь за Вас, Вам надо
      приобретать профессию"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ