Места проживания
Москва, Замоскворечье
Александр Васильевич проживал в своей квартире вместе с матерью.
Он работал в Центросоюзе, а параллельно с этим учился в Институте Слова.
В 1920г. Александр Васильевич познакомился со студенткой Института Слова
Валерией Дмитриевной Лиорко, дочерью расстрелянного в 1918г. царского офицера.
Из воспоминаний Валерии Дмитриевны об Александре Васильевиче:
"Работал он в то время инструктором кооперации и потому на лекции в Институт
всегда запаздывал. Я, не оборачиваясь, угадывала о приходе А.В. по осторожному
баритональному покашливанию за моей спиной и по запаху его старой шинели.
У А.В. было бледное, до последней степени асимметричное и некрасивое лицо с
вьющейся русой бородой. На этом лице в полном несоответствии с наружностью
поблескивала золотая оправа очков. Глаза у него были близорукие и как бы
глубоко прятались в целиком поглощавшую мысль. Но как только они освобождались
от этой мысли и устремлялись к живому человеку, тотчас оттаивали и теплели.
Выражение лица у А.В. настолько менялось, что он сам существовал как бы сразу
в двух лицах... Вот он слушает лекцию: он весь светится мыслью, устремляясь за
словом: это Белинский. В другую минуту он ушел внутрь себя: лицо сумрачно,
напряженно, выдаются скулы, обтянутые серой кожей, глаза опущены, руки сжаты:
Достоевский!.
За сдержанной собранностью А.В., даже за его некрасивостью угадывалась
нравственная сила. В товарищах он возбуждал неизменно уважение и доверие. Они
постоянно делали его поверенным своих тайн и судьей в нравственных вопросах.
Но сам А.В. был замкнут и прятался, как за плотно закрытую дверь, за свою ко
всем одинаковую улыбку.
Я очень скоро привыкла к нему. Он стал моим единственным и преданным другом.
помогал мне и моей матери, преподавал вместе со мной в детском доме
"Бодрая жизнь"".
Александр Васильевич полюбил Валерию Лиорко и попросил ее руки, но она отказала: "Мы были до сих
"Мы были до сих пор друзьями, останемся братом и сестрой!" ответила она.
Из воспоминаний Валерии Дмитриевны:
"Вначале он жил в сфере политико-экономических теорий и даже
собирался вступать в партию большевиков, но вскоре все это оказалось ненужным.
"Он с головой утонул в поэзии, музыке, философских диспутах, в чтении со мной
всего, что нам удавалось достать по метафизике, начиная с Платона и
кончая Флоренским, Булгаковым, Бердяевым, Розановым, Франком, Шпетом,
Трубецким. Мы читали, кроме того, мистико-аскетическую христианскую литературу
всех веков христианства: Блаженного Августина, Беме, Сведенборга и, наконец,
напали на новый источник, заставивший нас бросить дальнейшие поиски: это были
сочинения подвижников древнего Православия, святоотеческая литература,
"Добротолюбие". Подвижники-аскеты не столько умозрительно рассуждали, сколько
рассказывали о своем практическом опыте приближения к Истине.
Александр Васильевич в те тяжелые для Православной Церкви годы старался
глубоко вникнуть в историю России, проникнуться духом Православия.
Он говорил: (в передаче Валерии Дмитриевны): "Православная Церковь
никогда не руководствовалась единой властью, а управлялась соборно...
Государственность, которая определяет в истории папизм с его стремлением
построить Царство Божие на земле, принадлежала в России царской власти:
помазанник брал на себя религиозную миссию построения христианского
государства. Церковь же была для государства дружественна, но в своей
духовной сердцевине неуловима. Вот этот особый дух православия меня привлекает,
и я хочу его понять".
В 1923г. вслед за Валерией Лиорко Александр Васильевич вступил в братство
о.Романа Медведя при храме свт.Алексия митрополита Московского, располагавшемся в
Глинищевском переулке. Вокруг о.Романа образовался из прихожан храма своего
рода монастырь в миру.
В приходе о.Романа Валерия Лиорко и А.В.Лебедев познакомились с
Олегом Полем (Бурдановым), вместе изучали литургику, иконопись.
Между Валерией Лиорко и Олегом Полем возникла возвышенная любовь, но у
Олега было тяготение к монашеству. Он мечтал о совместной аскетической жизни
в пустынножитии в горах Абхазии, где с ними жили
бы все близкие, единомысленные люди, в т.ч. А.В.Лебедев, безнадежно влюбленный
в Валерию, и их матери. О.Роман был посвящен в их планы и не противился им.
Весной 1925г. Олег Поль уехал в пустынножитие в горы Абхазии к иеромонаху
о.Даниилу. Летом 1925г. А.В.Лебедев ездил к нему, чтобы искать место для
совместной аскетической обители.
Весной 1926г. Валерия, Олег Поль и А.В.Лебедев снова поехали на Кавказ
на Красную Поляну к о.Даниилу. А.В.Лебедев в конце лета вернулся в Москву.
Вскоре вернулась и Валерия Лиорко.
В 1927г. Олег Поль принял монашество с именем Онисим и остался в Абхазии.
Валерия Лиорко вышла замуж за Н.Н.Вознесенского,
талантливого инженера-химика, профессора Менделеевского института,
Однако брак был неудачным и вскоре распался. Летом 1927г. Н.Н.Вознесенский
скончался от сердечной болезни.
Иеромонах Онисим (Олег Поль) в 1930г. был арестован и расстрелян.
В конце 1920-х годов А.В.Лебедев часто посещал Валерию Дмитриевну с матерью
и не оставлял мысль о женитьбе на ней.
Из воспоминаний Валерии Дмитриевны:
"Александр Васильевич душевно заболевал. У него начались зрительные
галлюцинации. Я всерьез задумалась о его судьбе, видя безнадежный тупик, в
который он зашел в своем чувстве ко мне... Тем не менее он чего-то от меня
молчаливо ожидал, добиваясь своей цели терпением. Казалось, ожидание было для
него безнадежным: за столько лет я его не полюбила "женским" чувством и, значит,
полюбить не могла. В ту зиму 1927/1928г. пришла ко мне его мать. Она смотрела
на меня, маленькая, простоватая, вытирала слезы. Она говорила о тяжелом душевном
состоянии сына, она умоляла: "Никто, никто Вас больше, чем он, не полюбит!
Чего Вы ждете?". "Тебе скоро 30 лет, говорила мне моя мать, я болею, слабею.
Олег от тебя отрезан. А ты какая ты монахиня? посмотри на себя!".
Она просила меня
одуматься, построить жизнь "как у всех". 6/19 января 1928г. я дала Александру
Васильевичу согласие стать его женой".
В конце лета 1929г. Валерия Дмитриевна и А.В.Лебедев обвенчались.
По возвращении из храма домой после венчания она свалилась с температурой
39 градусов в нервной горячке. Когда выздоровела, приехала к А.В.Лебедеву
и застала его не одного, а с приятелем: "А.В. был ласково сдержан, видно, он
мне не рад. Приятель деликатно хочет уйти. "Я тоже ухожу с Вами!" говорю я.
И А.В. не делает попытки меня удержать... Я бреду домой по пустынным ночным
улицам... Эта ночь была началом новой темы моей жизни: "Он мне не муж, и это
был не брак". У меня оставалась мать, и я должна была охранять ее в своей
непоправимой катастрофе"