Наследышев Василий Андреевич Год рождения1876 День рождения26 Месяц рождения3 Место рожденияОбласть Войска Донского, Усть-Медведицкий округ, ст-ца Арчадинская (Волгоградская о., сельский округ г.Михайловска, ст-ца Арчединская) протоиерей
Родился в ст-це Арчадинской Области Войска Донского в семье подъесаула Войска Донского.
По другим сведениям, родился в г.Кирсанове Тамбовской губ. Фотографии
Астрахань, Астраханское духовное училище Должность и.д. надзирателя-репетитора Год начала1897 День начала10 Месяц начала9 Год окончания1898 День окончания1 Месяц окончания10
В 1898г. женился на Валентине Иларионовне Туберозовой, дочери протоиерея
Илариона Михайловича Туберозова, настоятеля Казанской церкви г.Астрахани.
Его трудами в 1907г. была построена новая церковь во имя Казанской иконы Божией
Матери
диакон 1898 День1 Месяц10 иерей 1898 День4 Месяц10
1 октября 1898г. был рукоположен в сан диакона, а 4 октября в сан священника
и назначен штатным священником к городской Иоанно-Златоустовской церкви
Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь диакон,иерей Должность штатный священник, законоучитель, духовный следователь II городского округа Год начала1898 День начала1 Месяц начала10 Год окончания1918 День окончания19 Месяц окончания4
18 сентября 1898г. о.Василий был назначен законоучителем вновь открытого
IX мужского приходского училища.
С 14 декабря 1898г. по 12 сентября 1899г. он был заведующим и законоучителем
церковно-приходской школы при приюте "Ясли".
12 сентября 1899г. перемещен законоучителем во II городское приходское училище.
В 1905г. был утвержден в должности духовного следователя II округа г.Астрахани
и постоянно с этого времени избирался вновь на каждое трехлетие на эту должность,
вплоть до февральской революции 1917г., после которой должности духовных
следователей были отменены
Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь протоиерей Должность настоятель Год начала1918 День начала19 Месяц начала4 Год окончания1922
С этого времени начинается служение протоиерея Василия в должности настоятеля
Иоанно-Златоустовской церкви.
10 марта 1919г. в Астрахани вспыхнуло стихийное восстание астраханских рабочих,
которое с неимоверной жестокостью было подавлено большевиками.
Во время боев Иоанно-Златоустовская церковь оказалась в самом эпицентре,
отчего и сам храм и все находившееся в нем подвергались большой опасности.
В большевистском военном руководстве были уверены, что на колокольне храма
восставшими якобы был установлен пулемет.
В действительности, никакого пулемета на колокольне Иоанно-Златоустовского
храма не было, а за белогвардейцев был принят звонарь, звонивший к вечерней
службе. Из рассказа очевидца: "Часов в 5 дня советские войска стали обстреливать колокольню Иоанна Златоуста. Как раз в это время кто-то забрался на колокольню и стал звонить. Через минуту раздался орудийный выстрел и сбил купол этой церкви".
Правда, купол был не сбит, а поврежден, но колокольня действительно была
снесена выстрелом с миноносца "Московитянин".
Храм фактически был полуразрушен. Настоятелю о.Василию и приходскому совету
пришлось приложить все старания, чтобы восстановить его. Купол был в скором
времени отремонтирован, а вот колокольню восстановили лишь в 1923г.
После получения в Астрахани первого послания Святейшего Патриарха Тихона
с призывом к верующим о сдаче в пользу голодающих не связанных с богослужением
церковных ценностей, а также первых известий о намечающемся властями изъятии
церковных ценностей, в церкви Иоанна Златоуста было проведено собрание
церковного совета и прихожан. На собрании было предложено, чтобы предупредить
намечающееся властями изъятие, самим сдать те ценности, которые не имеют
отношения к богослужению. Вот как сам о.Василий описал эти события: "В нашей церкви Иоанна Златоуста, еще до получения распоряжения об изъятии церковных ценностей, был поднят вопрос о том, что необходимо ... ввиду чрезвычайных обстоятельств, часть церковных ценностей добровольно пожертвовать на государственные нужды. И после утвержденного решения этого вопроса в церковном совете, я вместе с председателем совета по этому поводу ездил к управляющему тогда епархией епископу Анатолию (Соколову),... но он отклонил сепаратное наше выступление и обещал по этому поводу собрать общее собрание всех советов г.Астрахани".
Собрание это было собрано в Благовещенском монастыре, и здесь представители
всех астраханских приходов вынесли постановление, по духу соответствующее
предложению церковно-приходского совета Иоанно-Златоустовской церкви.
Но государство не хотело довольствоваться добровольными пожертвованиями Церкви,
и желало изъять все церковные ценности. По этому поводу в Астрахани была
проведена целая кампания, вследствие которой причты и церковно-приходские
советы многих астраханских церквей были обвинены в сокрытии церковных ценностей
и привлечены к суду.
В этом черном списке оказалась и Иоанно-Златоустовская церковь.
Причиною обвинения была, в основном, неподача вовремя описей церковного имущества,
утеря некоторых описей или несоответствие с описями 1918г. наличного церковного
имущества.
Все эти дела 20 сентября 1922г. были направлены в Особую Сессию Губсовнарсуда.
В июле 1922г. началась обновленческая смута в Астраханской епархии.
Управляющий епархией епископ Анатолий (Соколов) собрал в Иоанно-Предтеченском
монастыре все городское духовенство и уездных благочинных, зачитал им документ
об организации ВЦУ, сообщив, что "это вполне законная и преемственная церковная
власть". Он зачитал свое послание к духовенству и пастве, объяснив "законное
происхождение ВЦУ, которому следует подчиниться", и все духовенство,
включая протоиерея Василия, ничего не подозревая и ни в чем не сомневаясь,
подписалось под этим посланием.
Через полмесяца, в августе, епископ Анатолий вновь собрал духовенство. На этом
собрании была оглашена программа обновленческой "Живой Церкви", и вот тогда
все поняли, что означает ВЦУ.
На этом собрании было оглашено также послание митрополита Агафангела (Преображенского),
разоблачавшее обновленческую ложь, отчего среди духовенства поднялся шум, с
призывами не признавать обновленческое ВЦУ и епископа Анатолия.
Часть духовенства, в том числе прот.Василий, прот.Димитрий Стефановский и др.,
на следующий же день подали архиерею свои заявления, отвергающие законность
ВЦУ и требующие исключить их подписи на июльском послании епископа.
Говоря о последних, А.И.Кузнецов писал: "Это были столпы. Верующие шли за ними, находили в них опору и возлагали на них свои надежды".
В то же время обновленцы начали наступление на православные храмы, в чем им
оказывали большую поддержку местные власти. Обновленцам удалось захватить
более 10-ти городских церквей
././1922 Обвинение"созыв нелегального собрания" Приговориз-под стражи освободить
В 1922г. протоиерей Василий привлекался к суду за "созыв нелегального собрания".
Подробности неизвестны.
Можно предположить [3], что дело было связано с кампанией по "изъятию церковных
ценностей", а также с начавшейся обновленческой смутой
Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь протоиерей Должность настоятель Год начала1922 Год окончания1923
В конце 1923г. обновленцы начали кампанию по захвату Иоанно-Златоустовской церкви.
Астрахань Год ареста1923 Месяц ареста11
14 ноября 1923г., при переучете, "особой Правительственной комиссией имущества
Иоанно-Златоустовской церкви" была обнаружена "растрата серебряного напрестольного
креста и медной купели" и "найдено 60 серебряных и прочих предметов,
не записанных в церковную опись", что и было зафиксировано протоколом N 51,
копии с которого были отосланы Губпрокурору и ГПУ.
Вследствие всего этого настоятель Иоанно-Златоустовской церкви о.Василий Наследышев и о.
и священник той же церкви о.Федор Лебедев были арестованы и заключены в тюрьму.
У православной общины Иоанно-Златоустовского храма была отобрана регистрация
Астрахань, тюрьма Год начала1923 Месяц начала11 Год окончания1924 День окончания20 Месяц окончания2
В это же время обновленцы подали в Административный отдел заявление о регистрации
своей общины. Но православные прихожане Иоанно-Златоустовской церкви не желали
так просто отдавать свой храм раскольникам. Они собрали все необходимые
документы о регистрации новой общины.
20 февраля 1924г. им отказали, но они стали снова собирать документы и
ходатайствовать о закреплении храма за ними.
В это время о.Василий Наследышев был освобожден из заключения в связи с тем,
что обвинения, выдвинутые против него, не подтвердились
Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь протоиерей Должность настоятель Год начала1924 День начала11 Месяц начала8 Год окончания1929 День окончания7 Месяц окончания8
После освобождения и оправдания о.Василия верующие православные снова стали
ходатайствовать о передаче им храма.
Воодушевляемые своим настоятелем, они стояли у ворот храма и не пускали в
него обновленцев.
В конце концов, долгое противостояние закончилось победой православных.
11 августа 1924г. Адм. отдел вынужден был дать регистрацию православной общине
Иоанно-Златоустовской церкви. Таким образом, Златоустовский храм оказался единственным
городским храмом, который православным удалось отбить у обновленцев.
По приезде в Астрахань архиепископа Фаддея (Успенского), о.Василий Наследышев
сразу же вошел в ближний круг его окружения, и участвовал во всех епархиальных
делах.
Приход Иоанно-Златоустовской церкви, также как и все православные приходы
г.Астрахани, участвовал в распределении расходов по содержанию архиерея и
Архиерейского дома.
Если Покровская церковь взяла на себя расходы, связанные с квартирой архиерея,
а Петропавловская церковь обеспечивала ежемесячную выдачу денег на продовольствие,
обувь, одежду, то Иоанно-Златоустовская церковь несла расходы за пользование
пролеткой.
Вообще при о.Василии Наследышеве Иоанно-Златоустовский храм превратился
в один из лучших приходов г.Астрахани.
Здесь был замечательный хор, которым управлял бывший регент Успенского
кафедрального собора Васильев.
Колокола храма были настроены по камертону.
Слепой звонарь Григорий Чаплыгин умел звонить с необычайным искусством, за что
даже был принят в члены профсоюза работников искусств.
15 марта 1928г. в Астрахань прибыл архиепископ Филипп (Ставицкий), архипастырь
мудрый, стоящий твердо на защите Православия.
О.Василий Наследышев при этом архипастыре, как и при владыке Фаддее, входил
в число наиболее деятельных его помощников.
Особенно это проявлялось в борьбе архиепископа Филиппа с обновленчеством.
Обновленцы обрушились в местной прессе на владыку Филиппа, на православное
духовенство, обливая их грязью и обвиняя в скрытых контрреволюционных замыслах
Астрахань Год ареста1929 День ареста7 Месяц ареста8
Органы ОГПУ завели дело по поводу "контрреволюционной церковной группировки",
куда вместе с архиепископом Филиппом вошли, кроме о.Василия Наследышева,
другие наиболее активные и ревностные в защите Православия священнослужители:
о.Дмитрий Стефановский, о.Евгений Покровский, о.Дмитрий Алимов.
В местной прессе это дело окрестили дело "поповской пятерки".
Первыми под прицел Астраханского ОГПУ попали священники о. Дмитрий Алимов и
о.Василий Наследышев, арестованные 7 августа 1929г.
12 сентября были арестованы протоиереи Евгений Покровский и Дмитрий Стефановский,
а 26 сентября владыка Филипп (Ставицкий).
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 03/01/1930 Обвинение"антисоветская агитация, организация контрреволюционной церковной группировки" Приговор3 года высылки в Северный край через ПП ОГПУ Групповое дело"Дело Астраханской "Поповской пятерки", Астрахань, 19291930гг."
Астраханский отдел ОГПУ выдвинул против о.Василия Наследышева и других
проходивших по делу обвинение в "контрреволюционной агитации" и в "участии
в контрреволюционной группировке".
Следователи, в первую очередь, хотели доказать тесную связь о.Василия
с архиепископом Филиппом и другими обвиняемыми.
Из показаний "свидетелей": "Архиепископ Филипп по прибытии в г.Астрахань в 1928г.... тут же вскоре завязал тесную связь со священнослужителями тихоновского течения, как то: Покровским Евгением, Стефановским Дмитрием, Наследышевым Василием и Алимовым Дмитрием. Через указанную группу священников он проводил свое влияние и внушал таковым о скором падении Советской власти". "Наследышева и Алимова я знаю как хороших выполнителей воли архиепископа Филиппа, которые всячески ненавидят Советскую власть. Но указать факты я не могу. Наследышев и Стефановский ездили даже встречать архиепископа Филиппа в Саратов". "Филипп повел тесную связь со священниками Стефановским Дмитрием, Покровским Евгением, Наследышевым Василием и Алимовым, которые зачастую сообщались на квартире Филиппа. В квартире Филиппа все указанные священники собирались исключительно вчетвером, по окончании службы и сколько они там находились, я сказать не могу".
Один из "свидетелей", обновленец, показал: "Филипп в своей квартире собирал какие-то собрания, где присутствовали вышеуказанные священники, но что они там обсуждали, не знаю, только я знаю, что священники Покровский Евгений, Наследышев Василий и Алимов Дмитрий направляли старух собирать подписи с тем расчетом, что эти подписи представить с заявлением в Исполком на предмет вмешательства адм. органов и налоговых инспекций в староправославные церкви, и не предъявляли таковых налогов, ибо церковь отделена от государства, и поэтому власть не имеет права требовать и налоги".
Из показаний других "свидетелей": "В начале июля, числа 79 дня 1929г., мне пришлось слушать проповедь в церкви Иоанна Златоуста, в которой Наследышев Василий говорил: "Существование Советской власти не жизненно, и если таковая существует, то только до известного момента, т.е. до восстания Востока, и если только загорится Восток, так в России водворится тот порядок, который существовал раньше". Все указанные слова Наследышев говорил на литературно-религиозном языке". "Числа 2527 июля с.г. на ступеньках сторожки Иоанно-Златоустовской церкви, в кругу ожидавших службы старух, Наследышев и Стефановский говорили о трудностях жизни духовенства и верующих при Советской власти и указывали: "Советское правительство сознательно ведет линию по разложению религии, чтобы отобрать церкви под клубы. Такую линию советское правительство проводит через непомерное обложение всевозможными налогами как духовенство, а также и население, от которых хозяйство приходит в нищету, а народ к голоду"". "В отношении Наследышева я могу сказать только то, что он в своих проповедях открыто говорил о скором падении Советской власти, "ибо такая власть долго существовать не может в силу того, что она своими непосильными налогами облагает крестьян и нас, духовенство, мы скоро будем стоять перед таким фактом, когда весь мир иностранных держав восстанет против этой власти, и она должна рухнуть". "В связи с осложнением на Востоке, Наследышев говорил: "Вот, православные, не далек тот час, когда мы будем освобождены от ига Советской власти, и расцветем, как цветут розы в весеннее время. Такие проповеди он говорил в начале мая или в конце июня 1929г.". "30.12.28г. священник Наследышев В. после службы в Иоанно-Златоустовской церкви, в своей проповеди говорил: "Вот, православные граждане, у власти безбожников существует отделение Церкви от государства, а в действительности отделения никакого не видно, потому что они отбирают церкви под клубы, И, мало того, что отбирают, они еще всячески издеваются над духовенством, представляя таковых в своих карнавалах в самых неприглядных видах"".
На допросе, произведенном 9 августа, о.Василий, опровергая возводимые на него
обвинения, показал: "Я никакой агитации не проводил, Советскую власть признаю как власть, существующую по воле Божией. Если я и говорил проповеди, то исключительно религиозного содержания, и никогда не касался существующей власти. 17 апреля 1929г. я проповедь не говорил, а читал брошюру под заглавием "Житие Марии Египетской", получивши эту брошюру от епископа Филиппа, которую положено читать по церковному уставу. В брошюре против Советской власти ничего не было, и от себя я ничего не прибавлял. Во время моего нахождения в квартире епископа Филиппа, приблизительно 24 июня с.г., когда я носил ему жалование в сумме 40 руб. мы с ним разговаривали только относительно поездки в Москву и о пении. Филипп говорил, что в Астрахани певцы поют плохо, указывал, что пение в церкви не церковное, а театральное. Бывал я также в квартире епископа числа 10 каждого месяца, и Филипп о власти никогда не говорил. В отношении проповеди, сказанной 18.04.29г. епископом Филиппом в Иоанно-Златоустовской церкви, он говорил о Марии Египетской, о действиях благодати Божией. Я, как настоятель, следил за порядком. Подробно о сказанной проповеди может сказать протодиакон Поздняков Антоний, проживающий как будто по улице Сазонова, номер не помню. 30.XII.28г. я действительно служил в Иоанно-Златоустовской церкви и говорил проповедь, в которой указывал, что современная наука не может окончательно утверждать о том, что Бога нет, потому, что большая часть мира недоступна исследованию современной науки, и приводил в пример, что среди ученых много верующих людей, как то: Пастер, Кеплер и Ньютон, и говорил ли я об отделении Церкви от государства, я не говорил, но говорил, что безбожники в своих карнавалах представляют в неприглядных видах духовенство".
К тому же, следствие выдвинуло о.Василию обвинение в "связи его до революции
с жандармерией", основываясь на таких показаниях "свидетеля": "Я священника Наследышева Василия Андреевича знаю приблизительно 25 лет, до революции он был следователем духовной консистории г.Астрахани, и имел тесную связь с жандармским управлением, но что он там делал и зачем туда ходил, не знаю".
О.Василий категорически отрицал свою связь с жандармерией: "С жандармским управлением никаких дел и сношений совершенно не имел, не имел знакомства, даже личного, ни с одним жандармом, и до сего времени не знаю, где в Астрахани находилось или помещалось это управление, так как никогда там не бывал и не имел желания бывать".
О.Василий полностью отвергал свою виновность, заявляя: "Виновным себя совершенно не признаю, так как ни на деле, ни в душе никогда не был противником Советской власти... и поэтому прошу скорее снять с меня это тяжелое для меня, и незаслуженное ничем мною это обвинение".
Вскоре было вынесено и обвинительное заключение: "Показания обвиняемых: Ставицкого, Наследышева, Алимова, Покровского и Стефановского полностью опровергаются свидетельскими показаниями, и вполне изобличаются в антисоветских действиях против существующего порядка управления Советской власти. Каковые обвиняемые при всяком удобном случае стремились внушить темно-верующей массе о надвигающейся войне, нежизненности Сов. власти и падении таковой. На основании вышеизложенного... полагал бы: следственное дело N57 направить в коллегию ОГПУ, на предмет внесудебного расследования".
3 января 1930г. ОСО при Коллегии ОГПУ вынесло постановление по делу N88116
по обвинению Ставицкого Виталия Степановича, Алимова Дмитрия Емельяновича,
Покровского Евгения Ивановича, Стефановского Дмитрия Андреевича и Наследышева
Василия Андреевича. Все обвиняемые были осуждены на 3 года высылки в Севкрай
Астрахань, Астраханский тюремный замок "Белый Лебедь" Год начала1929 День начала7 Месяц начала8 Год окончания1930 День окончания1 Месяц окончания3 Коми АО, Усть-Цилемский р., с.Ижма Год начала1930 Месяц начала3 Год окончания1930
Местом отбытия ссылки всем обвиняемым была назначена Коми АССР, поселок
Усть-Цильма. Здесь ссыльных распределяли по окрестным селам.
Астраханцев первоначально распределили в село Ижму.
К осени 1930г. осужденных перевели в с.Усть-Цильма Коми АО, с.Усть-Цильма Год начала1930 Год окончания1934
В деле сохранилось удостоверение, выданное о.Василию Наследышеву 1 апреля 1932г.
уполномоченным по Усть-Цилемскому району: "Дано настоящее адм.высланному Наследышеву Василию Андреевичу в том, что ему разрешено проживать в с.Усть-Цильме АОГ. Административно-высланный Наследышев обязан декадно 4, 14 и 24-го числа являться на регистрацию в канцелярию Уполномоченного ОГПУ".
Кроме суровых условий проживания в северном климате, ссыльным приходилось
с весны 1931г. работать еще и на лесоповале.
Господь хранил о.Василия, несмотря на то, что рядом с ним от изнеможения и
тифа умирали очень многие.
В 1934г., отбыв срок ссылки, о.Василий получил разрешение вернуться в Астрахань
Астрахань, церковь свт.Иоанна Златоуста священник Должность бесприходный священник Год начала1934 Год окончания1936
В Астрахани большинство храмов к тому времени были уже захвачены обновленцами,
но некоторые еще оставались у православных, в том числе Иоанно-Златоустовская
церковь. Правда, эти немногие храмы были переполнены священнослужителями,
и вернувшимся из ссылки священникам трудно было найти священническое место.
О.Василий Наследышев вынужден был ходить в родной храм, как простой прихожанин,
а жить исправлением различных треб: крещением и служением панихид.
В 1936г. обновленцы захватили и Иоанно-Златоустовскую церковь
././1936 Обвинение"подделка документов" Статьяст.72 УК РСФСР Приговор3 года лишения свободы
Безприходного священника местные органы ОГПУ обвинили в "подделке документов".
Он был осужден по статье 72 УК на 3 года
Астрахань, Князь-Владимирский храм протоиерей Год начала1937
Некоторое время о.Василий посещал Князь-Владимирский храм, но вскоре
и тот был захвачен обновленцами Астрахань, Покровская церковь протоиерей Год начала1937 Год окончания1938
У православных в городе фактически осталась одна действующая Покровская церковь
(не считая нескольких храмов на дальних окраинах). Сюда устремилось все
безприходное астраханское духовенство.
Иногда по праздникам в алтаре собиралось по 3040 священнослужителей.
Но их число постепенно таяло на глазах.
Начавшиеся с конца 1937г. повальные аресты уносили с собой то одного, то другого
служителя церкви. Все оставшиеся только ждали своего часа
Астрахань Год ареста1938 День ареста20 Месяц ареста1
С начала 1938г., органы НКВД начали собирать сведения об о.Василии Наследышеве.
Из доноса: "Прежде чем показать следствию о настоящей агитации Наследышева В.А., я хочу рассказать следствию о том, что в 1929г. Наследышев В.А. привлекался к ответственности по ст.5810,5811 УК РСФСР, т.е. за организованную контрреволюционную деятельность. Срок наказания, данный Наследышеву за вышеупомянутые злодеяния, он отбыл в 1934г., после чего вернулся на жительство в г.Астрахань. Срок отбывания наказания не исправил Наследышева, а еще больше озлобил его против существующего строя, и с этого года, т.е. с 1934г., Наследышев вновь встает на путь борьбы с Советской властью, используя для этого разного рода клевету на ВКП(б) и Советское правительство. Вращаясь постоянно среди народа, Наследышев последнему старался всячески привить антисоветские настроения. Сейчас трудно вспомнить все антисоветские высказывания Наследышева, но они всегда сводились к тому, что "Советская власть должна скоро пасть", к восхвалению старого режима (царского). В последнее время Наследышев особенно рьяно клеветал на органы НКВД, партию большевиков и Советское правительство. Он говорил: "В лагерях опять появились кандалы, весь молодняк сейчас закован в кандалы. Ведь сейчас, знаешь, любят создавать искусственные дела и обвинения. НКВД и Нарсуды в настоящее время имеют задание, чтобы больше арестовывать и судить, ведь, знаешь, нужны рабочие руки". Касаясь вскрытия антисоветских центров, Наследышев говорил: "Не материальные расчеты заставляли людей создавать центры и заговоры. Генеральная линия партии неверна, вот против нее и борются рыковцы, бухаринцы, троцкисты и т.д... Все вскрываются новые заговоры, партия большевиков слаба, а этим она себя убивает"... Клевета на партию большевиков и Советское правительство единственная тема разговоров Наследышева".
Остальные "свидетели", после предварительной обработки, также давали выгодные следствию
показания, немногим различаясь в своих словах: "Наследышева В.А. знаю как служителя культа, священника и человека, враждебно настроенного по отношению к ВКП(б) и Советской власти. Наследышев среди населения г.Астрахани, и, в частности, среди прихожан той церкви, в которой он являлся священником, пропагандирует антисоветские взгляды и разного рода провокационные слухи. Так, при обсуждении новой Сталинской конституции в 1937г., Наследышев распространял вокруг нее антисоветскую клевету. Он доказывал прихожанам отсутствие в СССР свободы слова, собраний, печати и пр. Он также говорил, что "материальное положение трудящихся нашей страны крайне тяжелое", и что "никакого права на труд у нас нет"". "Наследышев пропагандирует среди населения антисоветские взгляды и высказывает разного рода провокационные слухи. В 1937г. Наследышев высказывал антисоветские взгляды по вопросу заработной платы рабочих, считая, что "зарплата слишком низкая, не обеспечивает рабочих". Он также неоднократно не довольствовался существующими ценами на промтовары и продукты. В неоднократных беседах с ним по вопросам религии и ее роли в государстве, Наследышев заявлял: "В СССР никакой возможности к существованию религии нет. Государство прижимает религию, и, следовательно, лиц с религиозными убеждениями". "Наследышева я знаю с 1937г. как служителя религиозного культа священника и человека, враждебно настроенного по отношению к ВКП(б) и Советской власти. Я сама неоднократно слышала от Наследышева, как он клеветнически и оскорбительно отзывался об органах ВКП(б) и Советской власти. Воспроизвести его разговоры я не могу, забыла".
20 января 1938г. о.Василий Наследышев был арестован органами НКВД.
При обыске у него не квартире была найдена литография по металлу портрет
отца Иоанна Кронштадтского
тройка при УНКВД СССР по Сталинградской обл. 13/02/1938 Обвинение"антисоветская агитация" Приговорвысшая мера наказания расстрел
Из протокола допроса от 8 февраля 1938г.:
" Вы арестованы за проведение систематической антисоветской деятельности. Признаете себя в этом виновным?
Нет, не признаю, т.к. никакой антисоветской деятельности я не проводил.
Вы говорите неправду. Следствием установлено, что вы, будучи враждебно настроены, проводили антисоветскую агитацию, направленную против ВКП(б) и Советской власти. Требуем говорить правду!
Я говорю только правду, антисоветской деятельности я не вел.
Вы продолжаете скрывать от следствия проводимую Вами антисоветскую деятельность. Вам зачитывается выдержка из показаний свидетеля..., изобличающих Вас в проводимой антисоветской деятельности. Признаете это?
Это я также отрицаю.
Вам зачитывается выдержка из показаний свидетеля... изобличающих Вас также в проводимой антисоветской деятельности. Настаиваем на даче правдивых показаний.
Нет, не признаю, и считаю показания свидетелей неверными".
9 февраля 1935 года была проведена очная ставка между о.Василием и одним
из "свидетелей", обвинявшим его в "антисоветской деятельности" и "клевете
на Сталинскую конституцию".
На эти обвинения, а также на требование признать себя виновным в
"антисоветской деятельности", о.Василий отвечал: "Нет, не признаю, антисоветской работы я никакой не проводил".
11 февраля 1938г. было составлено обвинительное заключение: "Наследышев В.А., будучи враждебно настроен по отношению к ВКП(б) и Советской власти, до дня его ареста систематически проводил активную антисоветскую деятельность... В предъявленном обвинении виновным себя не признал, но достаточно изобличается очной ставкой и показаниями свидетелей".
13 февраля 1938г. на заседании тройки при УНКВД Сталинградской обл. было
вынесено постановление: "Наследышева Василия Андреевича расстрелять. Лично принадлежащее ему имущество конфисковать"
Кончина
1938 День8 Месяц3 расстрел МестоСталинград (Волгоград), полигон НКВД Место захороненияСталинград (Волгоград), полигон НКВД
8 марта 1938г. в 18.00 протоиерей Василий Наследышев был расстрелян.
Расстрел происходил где-то в районе г.Сталинграда (сейчас Волгоград),
на тайном полигоне, где всех расстрелянных сбрасывали в общую могилу.
Место могилы неизвестно