Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Кедров Михаил Дмитриевич, ок.1930г.
Кедров Михаил Дмитриевич, ок.1930г.
Кедров Михаил Дмитриевич Год рождения1878 День рождения27 Месяц рождения7 Место рожденияМосква священник
Выходец из мелкопоместного дворянства (в роду были и священники).
Родился в семье диакона Дмитрия Ивановича Кедрова (с 1888г. до 1904г. служившего
в московском храме св.Пимена в Новых Воротниках.
В "Анкете арестованного" (материалы дела 1937г.) о.Михаил указал, что он сын священника Фотографии
Кедров Михаил Дмитриевич, ок.1930г. Кедров Михаил Дмитриевич, ок.1907г.
духовное училище при Заиконоспасском монастыре в Москве на Никольской ул.
Год окончания1892
После окончания духовного училища и был принят в Московскую Духовную Семинарию
Московская Духовная Семинария
Год окончания1899
Стремление к духовному просвещению сочеталось в нем с интересом к гуманитарным
наукам. Тогда он познакомился с идеями христианских социалистов, которые видели
причину общественных бедствий в отпадении от Бога, проповедовали сотрудничество
классов и вовлечение народных масс в духовное и культурное развитие.
В 1899г. окончил Духовную Семинарию по I разряду и был посвящен в стихарь.
По окончании учебы Михаил был поставлен псаломщиком храма св.вмч.Георгия Победоносца
на Б.Грузинской ул.
Москва, церковь св.вмч.Георгия Победоносца на Большой Грузинской ул. Должность псаломщик, преподаватель гражданской истории в женской гимназии Год начала1899 Год окончания1907
С 1899г. до 1907г. Михаил Кедров преподавал гражданскую историю и географию
в Московской женской гимназии, совмещая преподавание со служением в храме.
В 1904г. Михаил Кедров женился на Евдокии Васильевне Андреевой (18841973гг.),
дочери благочестивого московского купца первой гильдии, окончившей гимназию и
проживавшей в доме N 6 по Расторгуевскому переулку на Пресне.
Впоследствии в семье Кедровых родилось несколько детей:
Валентина (19051927гг.), Андрей (1906г.р.), Софья (умерла во младенчестве),
Дмитрий (19101938гг.), Надежда (19151968гг.) и Елена (1925г.р.).
Евдокия Васильевна была кроткой и доброй женщиной; пережив много несчастий в жизни,
в том числе смерть четверых детей, она не очерствела и не озлобилась
Москва, квартира у Покровских ворот Год окончания1907
В первые годы брака Кедровы жили в Москве на съемных квартирах (одна из них была
у Покровских ворот)
Год поступления1907 Год окончания1910
В 1907г. Михаил поступил в Московский Археологический институт, ездил на раскопки,
занимался научной деятельностью. Окончил его в 1910г. с золотой медалью.
Для работы над диссертацией на тему "Одежда русских царей и цариц" Михаил Дмитриевич
Кедров по разрешению министерства императорского двора был допущен в хранилища
Московского Кремля
Москва, церковь св.Николая Чудотворца при военной тюрьме в Лефортово диакон Год начала1914
Служба в военном ведомстве предопределила его дальнейшую судьбу.
В 1914г., в разгар Первой Мировой войны о.Михаил, движимый патриотическим
порывом, пошел в действующую армию.
В 19141916гг. находился на фронте
священник 1916
В 1916г. был рукоположен военным священником.
Приказом N 7879 от 31 июля 1916г. он был определен полковым священником
I лазарета 10 пехотной дивизии Русской Армии
10-я пехотная дивизия Русской Армии, 37-й Екатеринбургский полк священник Должность полковой священник I лазарета Год начала1916 День начала31 Месяц начала7 Год окончания1917
В 1916г. о.Михаил был награжден орденом Георгиевский Крест IV степени.
При формировании нового Нарочского пехотного полка приказом N 691 от
6 февраля 1917г. о.Михаил был назначен полковым священником этого полка Нарочский пехотный полк Русской Армии священник Должность полковой священник Год начала1917 День начала6 Месяц начала2 Год окончания1918
В начале 1917г. был награжден орденом Георгиевский Крест III степени.
В связи с начавшейся революцией и развалом фронта полк был расформирован, и
о.Михаил был фактически демобилизован.
Из материалов дела 1937г.: "В начале 1918г после демобилизации из Царской Армии установил связи с с к/р организацией "Комитет спасения Родины и свободы"..."
На допросе в 1937г. о.Михаил это обвинение отверг
Уфа, штаб Восточного фронта Год начала1918 Год окончания1918
Впоследствии в 1937г. о.Михаил на допросе рассказал о своих попытках устроиться
тогда на работу в г.Уфе, письмоводителем в штабе Восточного фронта
и в штабе 5 Армии в Красноярске, однако это ему не удалось по состоянию здоровья Красноярск, штаб 5-я Армии РККА Год начала1918 Год окончания1918
Из материалов дела 1937г.: "Скрыв свое социальное прошлое, устроился на Восточном фронте письмоводителем в штабе 5-й армии..."
Москва, храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище священник Должность 2-й священник
С начала 1920-х гг. о.Михаил (по его показаниям на допросе в 1937г.),
все время служил священником в разных храмах.
Короткий период времени он служил вторым священником в церкви Воскресения Словущего
на Ваганьковском кладбище. Однако ему вскоре пришлось уйти из храма, т.к. там
главенствующие позиции заняли обновленцы Москва священник
Семья о.Михаила подвергалась преследованиям со стороны Советских властей:
старших детей не принимали на учебу в ВУЗы, младших дразнили в школе.
Имея пятерых детей и опасаясь за их судьбу в условиях усиливавшихся гонений,
супруги оформили официальный развод, что отчасти позволяло оградить семью от
преследований.
В дальнейшем о.Михаил во всех документах представлялся как "одинокий", скрывая
любые сведения о семье, которую приютили родственники жены в
Расторгуевском пер. в доме N 6.
О.Михаил был священником Тихоновской ориентации и противником обновленчества.
В связи с тем, что в Москве один за другим закрывались храмы, а действующие
переходили в руки обновленцев, о.Михаил был вынужден уехать из Москвы, поменять
паспорт и неоднократно менять место жительства Московская губ. (Московская о., Раменский р.), с.Жилино, Успенская церковь священник
Московская губ. (Московская о., Раменский р.), с.Токарево
О.Михаил поселился у благочестивых прихожан Хреновых в с.Токарево, находившемся
вблизи ст.Томилино Казанской ж.д., а служил в с.Жилино.
Иногда он тайно приезжал в Москву и встречался с женой, однако появляться
в доме в Расторгуевской пер. становилось все опаснее.
Жена и дети сами иногда посещали его. По воспоминаниям младшей дочери Елены,
старший брат Андрей носил ее верхом на своей шее по проселочной дороге из
Томилино в Токарево, где у о.Михаила был свой угол за печкой у приютивших его
прихожан. Последний раз Елена видела отца в 1933г.
Московская о., Истринский р. священник Год начала1933
28 марта 1933г. о.Михаилу был выдан паспорт с местом прописки в Истринском р-не
Московской обл. Московская о., Раменский р., с.Васильево священник Год начала1936 Месяц начала4 Год окончания1937 Месяц окончания8
13 апреля 1936г. о.Михаилу был выдан паспорт с местом прописки в с.Васильево
Московская о., с.Выхино (Успенское), Рабочая ул., 44 Год начала1937 День начала31 Месяц начала8 Год окончания1937 День окончания9 Месяц окончания9
31 августа 1937г. о.Михаилу был выдан паспорт с местом прописки в с.Выхино
Московская о., г.Бронницы, Михаило-Архангельская соборная церковь священник Год начала1937 Год окончания1937
10 сентября 1937г. о.Михаилу был выдан паспорт с пропиской в Бронницах.
Информация о прибытии в храм нового священника поступила в НКВД сразу же после
прописки о.Михаила на новом месте.
О.Михаил был прямым, честным, мужественным пастырем и усердным молитвенником перед
престолом Божиим.
Образованный и энергичный, о.Михаил начал возрождать к жизни угасающий приход.
Его проповедь привлекала не столько красноречием, сколько глубокой верой, бесстрашием
и искренностью. Он выступал против мероприятий богоборческой власти, направленных
против Православной Церкви, не скрывая своего несогласия с ее антирелигиозной
политикой, гонениями на Церковь и верующих, высказывал свои убеждения в общении
с прихожанами.
Власти стали собирать "свидетельские показания" для ареста о.Михаила.
Из протокола допроса свидетелей: "В последних числах октября 1937г. на улице среди группы населения вел к/р повстанческую агитацию повстанческого характера, говоря: "Не нужно только отступать от Господа Бога, спасение только в этом. Но и не нужно только надеяться на Бога, а необходимо ему помогать в его делах. Вот видите, крестьян всех загнали в колхозы против их воли. Нужно женщинам собрать своих голодных детей, а мужчинам вилы и пойти всем требовать волю, а Бог уже поможет, как помогал христианам не однажды "...Периодически устраивает сборища в доме Куприянова по Московской улице, где собираются церковники Саблина, Лапшина, Еремеева и др. Последнее такое собрание было в начале ноября 1937г.". "...Он крайне враждебно настроен по отношению к Советской власти и особенно ненавидит коммунистов..." Среди верующих 21 октября вел к/р агитацию против постановления ВЦИК СССР об избирательном законе, говоря: "Теперь новое постановление объявлено как дополнение к Конституции, оно дает право всячески обходить и нарушать Конституцию. В частности, в списки избирателей не будут включаться лица, находящиеся под стражей и под следствием. Тонко придумано: как чуть мало-мальски человек смущает коммунистов, они сейчас же его забирают, сажают в тюрьму, и этим данные лица устраняются от участия в выборах. После этого они могут быть и освобождены из-под стражи, но выборы уже прошли... " Далее... Кедров заявил: "Советская власть арестовывает невинных людей, им предъявляются неправильные обвинения..." В начале сентября Кедров вел а/с агитацию, говорил: "Отовсюду слышатся вести об арестах служителей культа... Повторяется 1929 и 1930 год в жизни духовенства, т.е. производятся массовые аресты. Недавно в Коломне из 8 священников арестовано 5 человек, такое же положение в Ногинске и других местах... ". ... Клевеща на Советскую власть, Кедров говорил: "По Конституции предусмотрена свобода печати, но это только слова... Печатный орган Православной Церкви "Вестник Московской Патриархии" прекратил свое существование...". В первых числах ноября в присутствии члена церковного совета Саблиной Кедров говорил: "Своим налоговым прессом Советская власть продолжает давить на служителей религиозного культа". После этого он привел пример этого, а именно, что в Райфо его якобы пытались обложить непосильным налогом"
Московская о., г.Бронницы, Красная ул., 61 Год начала1937 День начала10 Месяц начала9 Год окончания1937 День окончания18 Месяц окончания11
В 1937г. с семьей не проживал.
В анкете арестованного в 1937г. указал: "Семейное положение одинокий".
Таким образом ему удалось отвести угрозу репрессий от семьи и от детей
Московская о., г.Бронницы Год ареста1937 День ареста18 Месяц ареста11
Из "справки на арест": "Крайне враждебно настроен к Соввласти и ВКП(б), занимается религиозной пропагандой среди населения, ведет к/р агитацию против существующего строя среди верующих".
Ордер на арест был выписан 16 ноября 1937г.
О.Михаил был арестован в ночь с 17 на 18 ноября 1937г. и заключен в Таганскую тюрьму
тройка при УНКВД СССР по Московской обл. 03/12/1937 Обвинение"активная к/р агитация против проводимой государством антирелигиозной политики и гонений на служителей религиозного культа, распространение к/р клеветы в отношении Сталинской Конституции" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор10 лет ИТЛ, считая срок с 19.11.1937г.
Дело было начато 18 ноября 1937г. и окончено 29 ноября 1937г.
На допросе о.Михаил вел себя мужественно и исповедовал свою веру во Христа.
Из показаний о.Михаила на допросе 27 ноября 1937г.: "Я не согласен с политикой ВКП(б) по целому ряду вопросов, главные из них: Коммунисты отрицают религию как движущую силу культуры и прогресса. Кроме того, я не согласен с политикой ВКП(б) в том, что происходит гонение на религию: закрываются церкви, репрессируются священнослужители... Я лично убежден, что религия может мирно уживаться с социализмом... ".
О.Михаил отверг обвинения в к/р деятельности.
Из зачитанных ему показаний свидетелей он подтвердил лишь те, что соответствовали
его словам, в частности его слова об усилении гонений на религию, а также о том, что
добавка к Конституции отстраняет от участия в выборах в Верховный Совет нежелательных для Советской
власти людей и подтвердил, что публично выражал свое несогласие с гонениями на Церковь
и верующих, заявив при этом, что не считает свою агитацию "злостной" и что она
имеет "вредные последствия".
29 ноября 1937г. было подготовлено обвинительное заключение: "...Будучи крайне враждебно настроен к Советской власти и ВКП(б) М.Д.Кедров занимался активной к/р деятельностью. Выступал с гнусной к/р клеветой на Советскую власть и ВКП(б), занимался религиозной пропагандой среди населения, вел к/р агитацию против существующего строя".
Обвинение 3 декабря 1937г. было утверждено начальником УНКВД по МО комиссаром
Гос.Безопасности 1-го ранга Реденсом, который был в свое время личным секретарем
Дзержинского и являлся родственником (свояком) И.В.Сталина. В тот же день
3 декабря 1937г. был вынесен приговор 10 лет ИТЛ, при этом было указано: "Виновность обвиняемого полностью доказана... Вещественных доказательств по делу нет"
Москва, Таганская тюрьма Год начала1937 День начала18 Месяц начала11 Год окончания1937 Месяц окончания12
В декабре 1937г. о.Михаила отправили из Московской тюрьмы N 1 в Бамлаг НКВД,
на ж.д. станцию Ворошиловск (ныне район г.Благовещенска в Амурской обл.).
Однако ему не было суждено доехать до пункта назначения: в условиях этапирования
он тяжело заболел энтероколитом, испытывал невыносимые страдания. 31 декабря 1937г. его,
тяжело больного, привезли в распределитель Сиблага НКВД в г.Мариинске Кемеровская о., г.Мариинск, распределитель Сиблага НКВД, тюремный стационар Год начала1937 День начала31 Месяц начала12 Год окончания1938 Месяц окончания3
В тюремной больнице о.Михаил пробыл 2 месяца в тяжелых условиях содержания,
не говоря уже о каком-либо лечении
Кончина
1938 День2 Месяц3 умер в тюремной больнице МестоКемеровская о., г.Мариинск, распределитель Сиблага НКВД, тюремный стационар
В справке о смерти указано, что он "умер 2 марта 1938г. в 2 часа ночи от
энтероколита и истощения"