Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодРукоположения 1894 Дела o32.189 => o32.189 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
Служение
    Служение
    Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь 
    иеромонах 
    Год начала 1898 
    День начала 21 
    Месяц начала 10 
    Год окончания 1920 
    Уже в эти годы по его молитвам исцелялись больные. Он обладал даром прозорливости,
    чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дары он
    скрывал под покровом внешнего юродства. На юродство он имел благословение
    старцев.
    В 1912г. оптинская братия избрала его в старцы. Но прп. Нектарий отказывался, говоря:
         
    "Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу".
    И только по послушанию он согласился принять на себя старчество.
    Прп.Нектарий принимал посетителей в "хибарке" прежних старцев.
    Иногда он оставлял в приемной на столе книги, и посетители, в ожидании приема,
    смотрели эти книги и, листая их, как раз находили ответы на свои вопросы, а
    прп.Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к прп.старцу Амвросию
    и сама келия говорит за него.
    У батюшки был кот, который его необыкновенно слушался, и батюшка любил говорить:
        "Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев, а мы малы —
         и у нас кот".

    Внешне старец был невысокого роста, согбенный, с округлым лицом и небольшой
    клинообразной бородкой, худой, с постоянно плачущими глазами. Поэтому у него
    всегда в руках был платок, который он, свернув уголком, прикладывал к глазам.
    Лицо его как бы не имело возраста — то древнее, суровое, то молодое до живости и выразительности мысли, то детское по чистоте и покою.
    Ходил он легкой, скользящей походкой, как бы едва касаясь земли.
    Лишь перед самой смертью он передвигался с трудом, ноги распухли как бревна,
    сочились сукровицей — это сказалось многолетнее стояние на молитве.
    Для каждого человека у старца был свой подход, "своя мера". Порой он оставлял
    посетителя одного в тишине "хибарки" побыть наедине со своими мыслями, а иногда —
    долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди
    спрашивали: "Где же старец окончил университет?" И не могли поверить, что он
    нигде не учился. Старец говорил:
          "Вся наша образованность от Писания".
    Протоиерей Василий Шустин рассказывал, как батюшка, не читая, разбирал
    письма:
        "Одни письма он откладывал со словами:
             "Сюда надо дать ответ, а эти письма благодарственные, их можно без
              ответа оставить".
        Он их не читал, но видел их содержание. Некоторые из них он благословлял,
        а некоторые и целовал".

    Известны многочисленные случаи, когда батюшка исцелял смертельно больных людей.
    В юродстве старца часто содержались пророчества, смысл которых открывался
    часто лишь по прошествии времени. Например, люди недоумевали и смеялись над
    тем, как старец Нектарий внезапно зажигал электрический фонарик и с самым
    серьезным видом ходил с ним по своей келье, осматривая все углы и шкафы...
    А после 1917 года вспомнили это "чудачество" совсем иначе: именно так, во тьме,
    при свете фонариков, большевики обыскивали кельи монахов, в том числе и
    комнату старца Нектария.
    За полгода до революции старец стал ходить с красным бантом на
    груди — так он предсказывал наступающие события. Или насобирает всякого хлама,
    сложит в шкафчик и всем показывает: "Это мой музей". И действительно, после
    закрытия Оптиной в скиту был музей.
    Часто вместо ответа отец Нектарий расставлял перед посетителями куклы и
    разыгрывал маленький спектакль. Куклы, персонажи спектакля, давали ответы на
    вопросы своими репликами. Так, владыка Феофан Калужский, не верил в святость
    старца. Как-то приехал он в Оптину и зашел к отцу Нектарию. Тот, не обращая
    на него никакого внимания, играл в куклы: одну наказывал, другую бил, третью
    сажал в тюрьму. Владыка, наблюдая это, утвердился в своем мнении. Позже, когда
    большевики посадили его в тюрьму, он говорил:
        "Грешен я перед Богом и перед старцем. Все, что он мне показывал тогда,
         было про меня, а я решил, что он ненормальный".

    Будучи провидцем, прп.Нектарий предсказывал в 1917г.:
         "Через годы испытаний Россия воспрянет и будет материально не богата, но
          духом будет богата, и в Оптиной пустыни будет еще семь светильников,
          семь столпов"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ