Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 04.02.1958 Дела oki.59 => oki.59 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Служение
      Московская губ., г.Сергиев (Сергиев Посад), церковь Вознесения Господня 
      протоиерей 
      Год начала 1928 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1937 
      День окончания 21 
      Месяц окончания 9 
      "По отбытии срока был отпущен на свободу в год 1928 в июне, когда в Посаде было
      выслано около 150 человек. По приезде я утвердился на прежнем месте, не смотря
      на то, что только накануне моего приезда было постановлено приходским советом
      о лишении меня содержания от прихода и выбран священником некто
      о.Преображенский. Сменившееся в городе Г.П.У. познакомившись со мной чрез
      неоднократные допросы и дознав мою благонадежность, оставило меня в покое.
           
      Когда мне явилась необходимость продать дом [после смерти жены в
      1929г. и отъезда взрослых детей, которых было четверо, из Сергиева
      Посада], несмотря на препятствия со стороны финорганов Господь к моему
      утешению дал мне возможность устроить все в мою пользу и дал мне
      возможность устроиться в маленькой, но удобной комнатке дома, где,
      молю Господа, дать мне возможность безболезненно окончить дни мои.
      Если Господь сподобит меня и этой своей милости — последней в моей
      земной жизни — это будет знаком особого Божия промышления о
      недостойном служителе Господа — прот.Николае, как Он промышляет и о
      всяком человеке.
           Как особые знаки внимания милости Божией, расскажу три случая особого
      Божия откровения: 2 во сне и 1 наяву. Я всегда чтил икону Богоматери Иверской
      и, когда бывал в Москве, обязательно заезжал на поклонение к ней, но тропарей
      ей не знал: и вот однажды: не помня дня, когда это было, я проснулся с пением
      этого прежде мне незнакомого тропаря и с тех пор я знаю его на память.
           Второй случай. 10-го июня ст.ст. 1930 г. во сне я отлично слышал
      стройное хоровое пение"Свете тихий" и далее эту песнь, но с особым
      следующим окончанием: "Сыне Божий вознесыйся на небо, воспойте людие,
      пойте благоутробно".
           В третий раз: это было наяву. в 1934г. я сидел за письменным столом
      погруженный в думы. До моего слуха неожиданно стало доноситься пение стройного
      хора. Я долго прислушивался и никак не мог понять, где и что поют. Но
      вслушавшись внимательнее, я едва уловил умилительное пение хвалы Творцу:
      "Аллилуйя, Аллилуйя..." По близости нигде не могло быть этого пения. Оно
      достигло моего слуха, верю, из иного мира. О если бы Господь сподобил бы меня
      быть участником этого пения хора, подумал я тогда же.
           Со времени моего возвращения из Соловков, не прекращаются слухи о
      закрытии нашего храма. Когда эти слухи доходят до моего уха, я прошу у всех
      одного, это молитвы о сохранении наших храмов в руках православных. Были
      поразительные явления. В 1932 году когда Пасха приходилась на 18 апреля — 1-е
      мая по нов. ст. незадолго до нее было постановление проведенное т.Ефремовым —
      заведующего школами — в собрании 500 учащихся о закрытии нашего храма; это
      постановление было представлено городскому совету, который сделал распоряжение
      начальника милиции, но последний узнав, что постановление сделано
      несовершеннолетними, отклонил постановление. В другой раз в 1933 пожарные и
      электрическ.(?) [так в тексте] общество решили для своих целей использовать
      храм Вознесения и для своих надобностей врыли столбы около храма. Но между
      ними произошло какое-то несогласие и дело с храмом ликвидировано. В 1934 г.
      перед праздником Пасхи служащие почти постановили просить о закрытии
      Вознесенского храма, так как он своим звоном мешает занятиям, и просили
      местные заводы и фабрики подержать их требование, что последние и сделали. Но
      городской совет, находя, что звон беспокоит служащих и рабочих не одного
      Вознесенского храма, а и всех загорских храмов, нашел за лучшее воспретить
      звон во всех храмах и этим ограничиться. При хождении по приходу в Пасху
      некоторые говорили, что нашему храму назначено существовать только до среды
      Пасхи. Но волею Божиею храм существует и до настоящего времени. Господи!
      сохрани его во веки в руках православных! Господь хранит и кладбищенский
      посвященный Его имени до настоящего дня. 1934 г. 13 сентября храм на кладбище
      Всемилостливого Спаса закрыт. Да будет на все воля Божия!
           1936г. После окончания учения в мае месяце директор школы, бывшей
      мужской гимназии поставил пред родительским собранием вопрос закрытии
      храма Вознесения, что собрание подтвердило. Но Божие милосердие хранит
      и до ныне 11(24)/Х [1936г.] дня.
           В октябре — начале этого [1936г.] года было собрание в РИКе — лиц посторонних,
      которые предложили закрыть Вознесенский храм, Представители РИКа заметили, что
      за этим храмом они не менее следили, чем и многие трудящиеся. Но храм теперь
      может быть закрыть община [так в тексте] верующих: если между ними начнутся
      непорядки, если они не будут уплачивать налоги, не будут совершать-исполнять
      ремонт: но приход Вознесения стоит на высоте своего положения. Пока нет
      возможности приступить к их храму.
           Вскоре после этого — в школе — рядом с бывшей гимназией, бывшей думе.
      происходил педагогический совет, на котором были представители РИКа.
      Педагогический совет заявил им, что соседство храма мешает им в педагогической
      деятельности: дети часто забегают в храм и не всегда возможно их удержать.
      Необходимо закрыть храм. Председатель РИКа заявил: какие же они педагоги, что
      не могут оказывать свое влияние на детей? Если их больше тянет в храм, чем
      школа: нужно поставить школу на такую высоту, привлечь к ней детей, чтобы
      постоянно тянула к себе школа и интересовал педагогический персонал".

      И последняя дословная запись: "15/I 1937г. По молитвам Иконы Божией
      Матери Неопалимой Купины Господь сохранил [сына] Гришу от неминуемого
      пожара в конторе и сохранил все документы и бумаги по бухгалтерии"
    Аресты 
    Осуждения 
[2]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ