Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 06.05.1989 Дела ou2.344 => ou2.344 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Служение
    Служение
    Уфимская губ., Стерлитамакский у. (Башкирия, Стерлитамакский р.), с.Боголюбовка, Феодосиевская церковь 
    священник 
    Год начала 1918 
    Год окончания 1927 
    В Федосиевской церкви служил до 1927г.
    Матушка Агафия имела хороший голос и была регентом церковного хора.
    В Боголюбовке родились сыновья: Виктор, Валентин, Евгений и Федор
    Уфимская губ., Белебеевский кантон, Давлекановская вол. (Башкирия, Давлекановский р.), с.Александровка (Ново-Александровка), Александро-Невская церковь 
    священник 
    Год начала 1927 
    Год окончания 1930 
    День окончания 18 
    Месяц окончания 2 
    С 1927г. о.Иосиф служил священником Александро-Невской церкви с.Александровка
    (Ново-Александровка) Давлекановской вол. Белебеевского кантона.
    Церковь относилась к 4 благочинническому округу Белебеевского кантона Уфимской
    епархии, в котором было 15 приходов — все "староцерковнические-тихоновские",,
    признававшие главой Русской Церкви митрополита Сергия (Страгородского).
    В Александровке в семье в 1927г. родилась дочь Анна.
    О.Иосиф активно противодействовал попыткам властей закрыть свою церковь
    и церковь в волостном центре с.Давлеканово (в 20 км от Александровки).
    За эту деятельность он был впоследствии арестован вместе с благочинным
    священником о.Сергием Козлицким и настоятелем Исидоровской церкви с.Давлеканова
    иереем Иоанном Фомичевым.
    Осенью 1929г. обновленцы попытались захватить Исидоровский приход, но получили
    жесткий отпор верующих.
    Обновленческий священник Андрей Магаев позже на допросе показал:
       
    "Самая махровая тихоновская контрреволюционная группа священнослужителей
        и их приспешников, церковный актив из бывших торговцев, вели у нас
        в с.Давлеканово усиленную антисоветскую работу.
        В эту группу входят благочинный, священник Козлицкий Сергей, настоятель
        местной церкви Фомичев Иван, священник Масалев Иосиф, церковный староста
        и бывший церковный староста.
        Эта группа часто собиралась у Козлицкого, где вырабатывали инструкции,
        как закрепить свою тихоновскую антисоветскую линию в верующей массе.
        Когда я, как священник, среди верующих начал производить разъяснение
        о вреде тихоновщины в настоящий момент, то эта группа натравила на меня
        темную массу, которая хотела 3 октября 1929г. меня убить. И остался я
        живым лишь потому, что заступилась местная милиция, а то, определенно
        говоря, благодаря этой группе я был бы убит темной массой фанатиков-верующих.
        В темной массе верующих нас, обновленцев, эта группа называла "еретиками",
        "безбожниками", "коммунистами" и пропагандировала:
            "Если другая власть придет, то обновленцев вырежут, потому что
             переходя в обновление, как попы так и верующая масса, этим самым
             признавали и признают советскую власть законною властью",
            "Мы, тихоновцы, как были, так и останемся. скоро власть должна перемениться".
        Т.е. они советскую власть законною властью не признавали и не признают,
        Эта же группа, руководя верующей массой, ровно два года не поддалась
        стремлению местной власти закрыть местную церковь.
        Было достаточно где-либо местным организациям назначить собрание
        на антирелигиозную тему или о закрытии церкви, то эта группа выпускала
        верующую толпу, которая срывала собрание".

    Обновленческому священнику вторил пропагандист Белебеевского кантонного
    комитета ВКП(б), который заявил:
       "В течение 1928–1930гг. власти неоднократно пытались добиться закрытия
        церкви в с.Давлеканово, но как только где-либо собирали собрание, тут же
        собирается верующая толпа и срывает собрание, не дав даже докладчикам
        говорить.
        Например, когда мы в школе 2-й ступени собрали в начале января 1930г.
        собрание родителей по вопросу "Школа, социалистическое строительство и
        религия", где намечалось выпукло после доклада поставить вопрос
        о никчемности религии, то руководящая верхушка местных попов и их активисты
        моментально известили об этом верующую массу, которая начала стекаться
        толпой в помещение, где намеревались провести собрание, т.е. в школу....
        Не открылось еще собрание, как докладчику стали задавать вопросы:
           "Зачем хотите закрыть церковь?",
           "Мы лучше вам построим новую школу",
           "Сейчас же соберем деньги и отдадим вам, стройте, что надо, но церковь
            не трогайте".
        На это собрание прибыли и священники Козлицкий и Масалев Иосиф в крестьянской
        одежде в тулупах. И когда начали предлагать об уходе из помещения всех,
        за исключением родителей, то толпа закричала:
           "Нас хотите обмануть и закрыть без нас церковь! Мы не уйдем!",
        И никто не ушел, а также остались и попы. Настроение собравшихся было
        возбужденное.
        При нетактичном, неумелом обращении инициаторов собрания с собравшейся
        массой это обязательно привело бы к эксцессам.
        Хотя и сама собравшаяся масса всячески оскорбляла инициаторов собрания —
        благодаря чему собрание было сорвано".

    В связи с кампанией по обеспечению 100-процентной коллективизации Александровский
    сельсовет в январе 1930г. сообщал:
       "По вверенному сельсовету проводит ударную работу. С индивидуальными
        хозяйствами приняты самые репрессивные меры воздействия, — описи имущества,
        отчуждение и направление по принадлежности...
        Население политически настроено...".

    В том же месяце комиссия сельсовета произвела опись имущества о.Иосифа
    за невыполнение государственных задолженностей: неуплату 21 руб. сельхозналога
    и невыполнения самообложения на 170 руб.
    Комиссия потребовала принятия в отношении него "самых срочных мер", поскольку
    "хотя публичных выступлений со стороны Мосалева не было, но как руководитель
    религиозного культа он, конечно, не может идти по пути государственных заданий".

    31 января 1930г. в сельсовете решался вопрос о сплошной коллективизации, на что
    население откликнулось якобы на 99 процентов.
    Но когда началось изъятие и обобществление имущества, многие крестьяне
    отказались от вступления в колхоз. Вина за это была возложена на священника.
    Из рапорта комиссии Александровского сельсовета:
        "В воскресенье 2 февраля в Александровской церкви состоялось религиозное
         молебствие, после чего население сильно возмутилось и стало отказываться
         от колхозов, подавая заявления.
         Комиссия полагает, что со стороны священника Мосалева Иосифа была агитация
         против колхозов, ... а потому просит принять суровые меры, вплоть до его
         выселения".

    Судя по показаниям опрошенных свидетелей, "агитация" заключалась в следующем:
    священник выступал против снятия с церкви и передаче властям колоколов

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ