Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Смоленская губ., Гжатский у., Трубинская вол., с.Столбово Год начала1897 Год окончания1899
После окончания Духовной Семинарии был назначен заведующим и учителем
Столбовского земского начального училища.
Женился на Надежде Ивановне.
В 1899г. в семье родился первенец, сын Анатолий
Смоленская губ., Юхновский у., с.Крутое священник Должность заведующий и законоучитель Курьяновской церковно-приходской школы Год начала1899 Год окончания1905 Смоленск, Успенский кафедральный собор священник Должность настоятель собора, ключарь собора Год начала1905 Год окончания1918
О.Леонид играл значительную роль в жизни Смоленска и не только как
священник, позже настоятель и ключарь кафедрального собора, но и вносил
значительный вклад в развитие образования и просвещения.
О.Леонид был глубоким знатоком истории родного края, активным членом
краеведческой общественной организации "Церковно-археологический Комитет".
С декабря 1905г. являлся заведующим древнехранилища (музея), куда сдавали
предметы старины.
В 19061907гг. о.Леонид был заведующим одноклассной женской церковно-приходской
школы.
О.Леонид являлся также законоучителем частной мужской гимназии, учрежденной
Н.П.Евневичем.
Из воспоминаний о своем законоучителе, о.Леониде, воспитанника гимназии,
знаменитого математика, академика П.С.Александрова: "На уроках Закона Божия моей постоянной ролью было, когда кто-либо из моих товарищей не знал урока, задать какой-нибудь сложный богословский вопрос и завести с ним разговор (а наш законоучитель умный, добрый и обладавший чувством юмора, любил такие разговоры) и затянуть его так долго, что раздавшийся звонок уже спасал попавшего в беду товарища".
Образовательная и воспитательная работа с гимназистами не ограничивалась рамками
уроков. О.Леонид проводил экскурсии на Соборный холм и в древнехранилище,
которым заведовал, знакомил с архитектурными особенностями памятников, рассказывал
о боевом прошлом Смоленска, учил беречь свидетельства старины.
В 1915г. учредителя и директора гимназии Н.П.Евневича призвали на военную службу.
О.Леонид принял деятельное участие в работе педагогического коллектива по
учреждению Общественной гимназии правопреемницы гимназии Евневича и даже
согласился быть ее казначеем. Правда, через полгода он вынужден был от этой
должности отказаться из-за недостатка времени. Отказ был принят на общем
собрании учредителей и преподавателей, при этом в протокол занесли благодарность
о.Леониду, "понесшему много труда при организации гимназии".
О.Леонид неоднократно поощрялся церковными наградами. В разные годы был награжден
от Синода скуфьей, камилавкой, наперсным крестом и медалью в память 25-летия
церковно-приходских школ.
В семье о.Леонида и матушки Надежды Ивановны перед 1917г. было 8 человек детей:
Анатолий (ученик Общественной гимназии), Сергей (учился в духовном училище),
Мария (училась в епархиальном училище), Татьяна и Ольга (учились в
приготовительных классах епархиального училища), младшие дети Зоя, Александра,
Ермоген находились на попечении матери.
С марта 1918г. в связи с законом об отделении Церкви от государства должность
законоучителя была в гимназии упразднена, и о.Леонид перестал получать жалованье
в гимназии. К этому времени Синод прекратил выплаты денег служителям Церкви.
Обычных приходских доходов клир кафедрального собора не имел. Для многодетной
семьи о.Леонида особенно значимой в то время оказалась помощь коллег, которые
к сентябрю 1918г. собрали ему деньги в размере жалованья, которое он получал бы,
как если бы он не прерывал свою преподавательскую деятельность. Этот факт
свидетельствовал о глубоком уважении преподавателей гимназии к законоучителю.
Основным своим долгом в сложившейся в 1918г. тяжелой для Церкви ситуации
о.Леонид считал церковное служение и сбережение Успенского собора.
В связи с принятым 20 января 1918г. Декретом о свободе совести и отделении
Церкви от государства у советских органов появилась юридическая основа для
экспроприации церковного имущества. Эти решения всколыхнули общественность
Смоленска. Вот как описывал эту ситуацию о.Леонид: "В виде протеста против посягательств на народную совесть в Смоленске 2 февраля состоялся грандиозный Крестный ход, в котором участвовала почти половина всего православного населения города. Четыре дня затем православноверующий народ не расходился почти из Кафедрального Собора, объединившись в общей скорби и в общем негодовании в одну семью. Кафедральный Собор стал естественным центром религиозной жизни православных жителей Смоленска".
6 февраля 1918г. было учреждено "Братство Пресвятой Богородицы" при Смоленском
кафедральном соборе.
Из протокола организационного собрания Братства о речи о.Леонида на этом
собрании: "Исполняющий дела Настоятеля собора ключарь-священник Леонид Смирнов ознакомил собрание с краткой историей кафедрального собора "Дома Пресвятой Богородицы" в Смоленске как центра не только религиозно-просветительской, но и общественно-государственной жизни города в минувшее время, коснулся значения Братства в историческом прошлом нашей родины и осведомил о целях, какие должно преследовать открывшееся Братство, его состав и управление".
Среди целей Братства одной из основных было сохранение собора, его реликвий.
О.Леонид делал все от него зависящее, чтобы оградить Успенский собор от погромов
и разорения.
Это было непростой задачей. Ночные дежурства представителей общественности не
были эффективными.
Вскоре окна в храме были разбиты, сломаны ручки входных дверей.
2 июля 1918г. открылся Епархиальный съезд духовенства Смоленской
епархии.
В июле 1918г. группа лиц, подписавшихся: "Диакона, псаломщики и миряне
Смоленской епархии, присутствующие на съезде" составили
"Обращение к советской власти", которое было опубликовано в советской печати:
(газета "Известия Смоленского Совета". 1918. 7 июля (N 135(162)): "В духовном ведомстве ежегодно созывается Епархиальный съезд духовенства; с каждого благочиннического округа (коих в уезде по четыре и более) избирается 4 представителя на епархиальный съезд. Это трогательный момент для низших служителей духовного ведомства, как-то диаконов и псаломщиков, потому что эти несчастные целыми веками были попираемы духовными вельможами, то есть благочинными, либо священниками, имеющими родство либо "протеже" у высших духовных властей... Находим, что мытарству нашему должен быть когда-либо конец... Над нами все еще веет Романовская гниль и в будущем наши лицемерные проповедники Христовой Церкви принимают все меры, чтобы удержать власть в собственных своих руках, по форме и порядку Романовщины... Гнездо указанных лиц в настоящее время большинство всего съезда (заседающего в старом соборе, вход по глухому коридору), за исключением диаконов, псаломщиков и мирян. А постоянно находящиеся в Смоленске элементы, стоящие на посту заговорщиков против советской власти, они же бывшие члены Епархиального совета (по доказательствам псаломщиков и диаконов Смоленска), следующие лица: священники соборной церкви Л.Смирнов и М.Лебедев, священник духовной семинарии А.Волочков и преподаватель духовной семинарии Державин. Указанные лица немало причинили слез диаконам и псаломщикам по епархии, будучи членами Епархиального совета. Мы в один голос просим советскую власть приступить к воздействию на указанных лиц, как на ярых контрреволюционеров и попирателей судьбы клириков. Если для этого нужны будут вам доказательства, созовите нас, клириков всей Смоленской епархии и мы в один голос покажем их преступнические деяния против советской власти. Обращаемся к советской власти! Придите и освободите нас! Мы, сплотившиеся, не в силах побороть наших вельмож. Подайте нам руку помощи! Ждем, ждем с нетерпением".
Вслед за этим обращением в главной областной газете была помещена заметка с
описанием противостояния на Епархиальном съезде "диаконов, псаломщиков и мирян"
с одной стороны, и "духовных вельмож" с другой.
В апреле газета опубликовала письмо "Группы духовных лиц" Ленину с просьбой: "Освободить нас от власти архиереев, от обязанности носить длинные волосы и клоунской одежды, разрешить посещать театры и концерты"
скуфья Кем награжденСвященный Синод камилавка Кем награжденСвященный Синод наперсный крест Кем награжденСвященный Синод медаль в память 25-летия церковно-приходских школ Кем награжденСвященный Синод
Смоленск Год ареста1918 День ареста28 Месяц ареста11
В конце июля 1918г. о.Леонид писал епископу Макарию (Гневушеву): "Чувствуется вообще прескверно и тревожно. А Смоленск производит впечатление прямо мертвого города...".
4 сентября 1918г. епископ Макарий (Гневушев) был арестован и расстрелян.
28 ноября 1918г. местные власти арестовали о.Леонида Смирнова, предварительно
сделав в его квартире обыск.
В своем рапорте правящему архиерею об этом событии протоиерей собора
Д.Ширяев отметил, что причина ареста неизвестна
Игумен Ианнуарий (Недачин)."Священнослужители Смоленской епархии, пострадавшие в 1918г.". Московская Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МПДА. Сергиев Посад, 2012. Машинопись. С.78,161,225,428.