Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 11.05.1989
Дела o19.11
    Григорьев Аркадий Павлович 
    Год рождения 1894 
    Место рождения Вятская губ., Сарапульский у. (Удмуртия), г.Ижевск 
    игумен 
    Сын сельского обывателя г.Ижевска Павла Дмитриевича Григорьева
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Образование
        Вятская Духовная Семинария
        Год окончания 1915 
        В 1915г. по I разряду окончил Вятскую Духовную Семинарию
      Рукоположение
        монах 
        Аркадий 
        1922 
        День 4 
        Месяц 11 
        Пострижен в монашество с тем же именем 22 октября/4 ноября 1922г.
        иеродиакон 
        1922 
        День 5 
        Месяц 11 
        Рукоположен в иеродиакона 23 октября/5 ноября 1922г.
        Предполагалось возвести его в эти же дни в сан иеромонаха, но рукоположение
        в это время не состоялось вследствие ареста Преосвященного епископа Ижевского
        Стефана (Беха)
        иеромонах 
        1923 
        День 19 
        Месяц 8 
        Место Москва, храм Спаса Преображения на Сретенке 
        Кто рукоположил Патриарх Тихон (Беллавин) 
      Служение
        Вотская АО (Удмуртия), г.Ижевск, Николаевская церковь 
        иеромонах 
        Год начала 1923 
        Вотская АО (Удмуртия), г.Ижевск, Покровский собор 
        иеромонах, игумен 
        Должность и.о. настоятеля собора 
        Год окончания 1929 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 12 
        К концу 1920-х гг. — о.Аркадий — игумен, и.о. настоятеля Покровского собора
        г.Ижевска.
        Владыка Виктор (Островидов) резко отрицательно отнесся к известной Декларации
        митрополита Сергия (Страгородского).
        20 декабря 1927г. благочинный церквей г.Ижевска протоиерей Владимир Ильич
        Замятин ознакомил ижевских священников с письмами епископа Виктора (Островидова),
        в которых последний призывает благочинного работать в контакте с игуменом
        Аркадием (Григорьевым) из Покровской церкви. О иеромонахе Аркадии владыка
        Виктор писал:
            "Если Вы потеряете Аркадия, то потеряете с ним и православие".
        В письмах были изложены взгляды епископа Виктора на митрополита Сергия и его
        Синод. Духовенство в количестве семи человек поручило благочинному запросить
        епископа Виктора, состоит ли он в общении с митрополитом Сергием и о какой
        тайной лести членов Патриаршего Синода он пишет.
        Подробно события декабря 1927г., связанные с вопросом распространения взглядов
        епископа Виктора в г.Ижевске, описал Сергею Александровичу Левицкому в своем
        письме от 4 января 1928г. житель г.Ижевска (письмо подписано — "В. Серг.").
        В письме проходит мысль о полной растерянности ижевского духовенства и верующих
        в признании правоты епископа Виктора либо митрополита Сергия:
          "Конечно, везде поминали Онисима (Пылаева), исключая Покровский и Успенский
           собор, как вдруг вдруг 23/XII пришла от митрополита Виктора телеграмма:
              "Покровский собор игуменом Аркадием постановлением Духовного управления,
               утвержденным мною, Вотская епархия прекратила общение с митрополитом Сергием
               и единомышленными ему епископами, как предавшими Церковь Божию на поругание и
               уклонившемся от истины спасения. Впредь до их покаяния отречения от воззвания
               16/VII объявите духовенству и верующим" .
           В то же время приходит от Онисима бумага благочинному такая:
              "Иеромонах Аркадий, и.д. настоятеля Покровского собора г.Ижевска поминовением
               за богослужением епископа Виктора и непоминовением меня как Временно
               Управляющего Воткинской епархии нарушил 13 правило Двухкратного собора,
               а потому на основании сего правила он запрещается в священнодействии, о
               чем и дается вам знать для сообщения иерею Аркадию причту Собора и
               приходскому совету.
               Вместе с тем прошу иеромонаха Аркадия, если он признает меня, пожаловать
               ко мне побеседовать по сему вопросу.
               Впрочем, гражд. узаконен. иерей Аркадий свободен подчиняться или не
               подчиняться мне, но в случае неподчинения он уже уходит от общения со
               мною, а через то и Православной Церкви со всеми каноническими последствиями".
           Собрали совет и решили послать епископу Виктору телеграмму о запрещении
           Онисима. Епископ Виктор ответил:
              "Запрещение Онисима и др. архиепископов, отпавших через воззвание
               от Православной Церкви, никакого значения для Вас не имеет и падает
               на его голову. Служите в мире духа Святого. Благословение Пастве Вашей".
           О.Аркадий все же решил съездить в Воткинск, где он показал все бумаги и
           письма митрополита Виктора. Епископ Онисим говорит:
              "Никакого воззвания я не подписывал и, право, Вы вводите меня в смущение
               этими бумагами, но запрещение только под условием поминовения или Трофима".
           После приезда о.Аркадий говорил по телефону с епископом Виктором до общего
           собрания. Он ответил:
              "Ни в коем случае не поминать ни того, ни другого".
           О.Аркадий приходит к нам, чуть не плачет, говорит:
              "Не знаю, что и делать, ка у вас в соборе делают, мы говорим, у нас
               определенно все за Сергия... Все наши симпатии на на стороне епископа
               Виктора, наши батюшки, разумеется, против.
               "Предали всю Церковь Божию на предание и посмеяние", —
           как пишет епископ Виктор...
           Письмо Ваше попросил вчера о.Аркадий. Хорошо, что Вы написали об отделившихся
           епископах, это подтверждает слова епископа Виктора, и, может быть,
           поддержит о.Аркадия...".

        1 января 1928г. состоялось собрание Покровского собора (присутствовало 113 человек
        и благочинный В.Замятин).
        На повестке дня стоял вопрос о поминовении епископа Виктора или епископа Онисима.
        Заслушав доклад игумена Аркадия о прекращении подчинения епископа Виктора
        митрополиту Сергию, а также о поминовении епископов, собрание постановило:
          "Епископу Виктору собрание доверяет попечение о спасении своих душ,
           считая более направлением его духовных убеждений, предложить причту
           Покровского собора впредь до приезда вновь назначенного епископа Трофима,
           продолжить поминать за богослужением епископа Виктора и Онисима,
           ходатайствуя перед последним о снятии запрещения в богослужении
           отцу игумену Аркадию, считая, что он исполняет волю своего прихода.
           Одновременно возбудить ходатайство дополнительно перед Высшим Епархиальным
           Управлением об оставлении епископа Виктора на занимаемом им посту
           Вотской и Ижевской епархии, для какового ходатайства и уполномочивает
           граждан Покровского собора Дерндеева А.А., Андреева М.В., Воронину А.И.,
           Соболева Е.И.".

        В январе 1928г. в своем письме, содержание которого было известно активу
        Покровского собора г.Ижевска С.Левицким, как уже было ранее нами отмечено,
        было сообщено о том, что шесть епископов, отколовшихся от митрополита Сергия,
        принеся покаяние, вернулись к нему.
        Епископ Дмитрий — единственный из оставшихся оппозиционеров высокого ранга —
        надеялся только на поддержку епископа Виктора. Эта информация, а также
        распространение по церквям документа митрополита Сергия и его Синода о
        наложенных прещениях в отношении епископа Виктора и начавшаяся травля
        со стороны духовенства, призывающего верующих не ходить в "безблагодатный"
        Покровский собор, побудили собрание приходского совета 10 января 1928г.
        принять решение о поминовении епископа Трофима, однако при условии, что
        духовным руководителем продолжает быть епископ Виктор.
        После получения от епископа Виктора письма с сообщением, что его вызывали в вятское
        ОГПУ по поводу признания позиции митрополита Сергия, по сообщению агента ОГПУ
        (от 2 февраля 1928г.),
           "Священник Аркадий Григорьев имел такие суждения, распространяемые среди
            верующих:
                "Вмешательство ГПУ в такие чисто религиозные вопросы, как признание
                 или непризнание митрополита Сергия, излишнее. Ведь епископ Виктор не
                 признает митрополита Сергия, а не Соввласть и не признает опять-таки
                 на основании объявленной Соввластью свободы религиозной совести.
                 Следовательно, он действует вполне законно.
                 А митрополит Сергий, — если спросить его, через кого получил такую
                 власть, кто избрал его, где и когда? Или его синод? Мы даже до
                 воззвания и не подозревали, что над нами народился какой-то синод.
                 Признавать законными можно только съезды и избранных уполномоченных
                 на этих съездах для управления делами церкви в пределах, предоставленных
                 съездом каждому уполномоченному. А кто Сергия избрал? Кто и какие дал
                 ему полномочия, на основании чего он административно действует? ...
                 Я, например, в этой церковной каше ничего не понимаю, что творится.
                 Однако не нахожу причин обвинять Виктора, что он отказался от этого
                 сумасшедшего старика митрополита Сергия. Он, пожалуй, еще какую-нибудь
                 глупость выкинет, так и мы пляши под его дудку? Пусть он дурака нам
                 не валяет, и никто не будет против него.
                 Все равно если и его не будет, Церковь от этого ничего не потеряет.
                 Мы можем обойтись и без них, меньше расходу"
      Аресты
        Вотская АО (Удмуртия), г.Ижевск 
        Год ареста 1929 
        День ареста 8 
        Месяц ареста 12 
      Осуждения
        13/01/1930 
        Приговор 3 года лишения свободы 
    Реабилитация
      Дата 11/05/1989 
      По году репрессий 1930 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. монахиня Сергия (Каламкарова), Свято-Успенский женский монастырь
      Использованы материалы:
         РГИА Ф.831. Оп.1. Д.227. Л.34,39,40–42.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ