Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Смоленская губ., Дорогобужский у., с.Пушкино, храм Пресвятой Богородицы священник Год начала1907 День начала7 Месяц начала10 Год окончания1909 Месяц окончания12
Благодаря доброму нраву, уважительному отношению к верующим, а также пунктуальностью,
принципиальностью в исполнении дела служения Богу и ближнему, о.Дмитрий Федотов
заслужил уважение не только своих прихожан и жителей окрестных деревень, но и жителей
уездного города Дорогобужа. Будучи человеком открытым, общительным,
инициативным, кроме своей служебной деятельности, он заявил о себе еще и особой
формой просветительства, направленной на борьбу за здоровый образ жизни паствы,
против пьянства, издавна охватившего крестьянские семьи.
В декабре 1909г. епископом Смоленским и Дорогобужским преосвященнейшим Феодосием
(Феодосиевым) был назначен на священническое место к Никольской церкви села
Яковлевичи Смоленская губ., Ельнинский у., с.Яковлевичи, Никольская церковь священник Год начала1909 Месяц начала12
На новом месте о.Димитрий быстро познакомился с прихожанами, узнал их быт, кто
и как живет, чем занимается, каков семейный промысел, не привержены ли хозяева
к вину, кто одинок, кто хвор или немощен. Поговорив с каждым, приглашал на богослужения,
убеждал подготовится и придти в церковь исповедаться и причаститься св.Таин.
На протяжении всего своего пастырского служения он следовал следующему правилу: "Полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя
полюбили, а потом говори им о Христе". Крестьяне приняли нового священника.
К этому времени набирала силу революционная пропаганда, подрывавшая основы государства.
Агитаторы из Петербурга и других крупных городов призывали крестьян к неповиновению,
к бунтам. Крестьяне стали отказываться платить налоги, участвовали в противоправительственных
митингах, организуемых приезжими активистами, эсерами и большевиками. Видя то, как
социальные и политические изменения начинают раздирать чувства и умонастроения
жителей волости, о.Димитрий в своих проповедях вне храма стремился вести
разъяснительную работу с тем, чтобы избежать смуты и вражды среди прихожан,
призывая их к благоразумию, взвешенному отношению к призывам людей, далеких от
земли, не знающих быта, устоев и традиций русских сел и деревень.
Как и на предыдущем месте своего иерейского служения, в с.Пушкино, о.Димитрий
был активным борцом за трезвый образ жизни прихожан. Он поддерживал стремление
правящего архиерея Смоленской епархии организовать Смоленское Общество борьбы
с алкоголизмом. Вел самостоятельно большую просветительскую работу, организовывал
диспуты и проводил беседы не только с прихожанами своего храма, но выступал
и на волостных и уездных собраниях. Это положительным образом сказывалось на нравственном
состоянии Яковлевичского прихода. Ровно десять лет после революции о.Димитрий
окормлял свою паству и жителей других сел и деревень, по разным обстоятельствам
не имевших своего сельского священника. В своих проповедях он пояснял, что христианская
жизнь заключается в ежедневной молитве, регулярном посещением богослужений с частой
исповедью и причащением. Он призывал во всем следовать Христовым заповедям и даже
самым трудным из них, таким, как любить тех, кто ополчается против тебя, любить
врагов своих.
Получив в свое время благословение епископа Феодосия, отец Дмитрий молился над
одержимыми людьми. Представители безбожной власти обвинили священника в контрреволюционном
воздействии на прихожан.
Несмотря на запреты, угрозы и предупреждения священник Димитрий Федотов совершал
таинства и проводил все обряды, согласно канонам Православной Церкви. Совершал
молебны на полях, призывал крестьян не забывать Бога и Царя, не верить антихристу.
О.Дмитрий отзывался на любое личное обращение, просьбу о помощи. В любую погоду
шел туда, где ждали от него поддержки и помощи. Он исповедовал пришедших паломников,
когда бы они не пришли, даже ночью, в домашней церкви, устроенной в одной из комнат.
Это не укрылось от соответствующих органов новой власти. Дмитрий Афанасьевич дважды,
в 1925 и в июне 1926 года, состоял под следствием. Сначала в связи с изъятием
переписки со священнослужителями, а затем из-за проведения молебнов и крестных
ходов. И в 1925 и в 1926 годах дела завершались административными взысканиями.
Но 20 июня 1927г. уполномоченный Смолгуботдела ОГПУ по Ельнинскому уезду, Норко,
руководствуясь ст.145 УПК постановил произвести обыск "в квартире и других помещениях",
принадлежащих гр.Федотову. 22 июня о.Дмитрий был арестован