Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 29.04.1960
Дела o27.917
    Климент (Мазур Корнилий Иулианович) 
    Год рождения 1875 
    День рождения 19 
    Месяц рождения 5 
    Место рождения Волынская губ., Староконстантиновский у. (Украина, Хмельницкая о., Теофипольский р.), с.Колесец 
    иеромонах 
    Окончил 4 класса церковно-приходской школы. После работал по хозяйству дома
    и батраком у других крестьян. Научился ткать полотно на станке дома.
    В 1896г. призван в действующую армию.
    В 1897–1900гг. служил в Москве рядовым 12-го гренадерского Астраханского полка
    В 1900–1906гг. служил в восточной пограничной охране КВЖД.
    В 1906г., после окончания Русско-Японской войны уволился из армии и поехал
    в г.Никольск-Уссурийский.
    В Уссурийском крае поступил в Шмаковский Свято-Троицкий Николаевский монастырь
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1906-1916гг.] [с 1916г.] [до 1937г.]
      Рукоположение
        монах 
        Климент 
        Место Приморская о., Южно-Уссурийский округ, ст.Шмаковка Уссурийской ж.д., Шмаковский Свято-Троицкий Николаевский монастырь 
        Пострижен в монашество с именем Климент
      Служение
        Приморская о., Южно-Уссурийский округ, ст.Шмаковка Уссурийской ж.д., Шмаковский Свято-Троицкий Николаевский монастырь 
        монах 
        Должность послушник 
        Год начала 1906 
        Год окончания 1916 
        С 1906г. — послушник, затем монах Шмаковского Свято-Троицкого Николаевского монастыря
        Проживал не в самом монастыре, а на подворье, в 20 верстах от монастыря
      Рукоположение
        иеромонах 
        1916 
        Место Приморская о., Южно-Уссурийский округ, ст.Шмаковка Уссурийской ж.д., Шмаковский Свято-Троицкий Николаевский монастырь 
      Служение
        Приморская о., Южно-Уссурийский округ, ст.Шмаковка Уссурийской ж.д., Шмаковский Свято-Троицкий Николаевский монастырь 
        иеромонах 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1924 
        Месяц окончания 11 
        "В 1916г. был произведен в сан священника и получил назначение организовать
            на Камчатке скиты, то есть отделения монастыря. В июне месяце 1917г. выехал
            на Камчатку в Петропавловск, затем в Усть-Камчатск. Поездка на Камчатку была
            с заданием обследовать местность, по предложению Св.Синода. До сентября 1916г.
            я проездил по восточному побережью и после чего вернулся обратно, чтобы
            с первым пароходом 1917г. выехать на Камчатку уже с рабочими и инструментами,
            для постройки отделения монастыря. За время революции принимал на подворье
            красных, белых, партизан, чехов, японцев, англичан, американцев. Все, проходя
            жили на подворье, кормились, и там же был лазарет..." [3].
        В ноябре 1924г. Шмаковский монастырь был закрыт.
        По предложению епископа Даниила (Шерстенникова) остался в Чите, откуда получил
        приглашение на приход ст.Хилок
        Забайкальский край, ст.Хилок (г.Хилок), церковь свт.Николая и мц.царицы Александры 
        иеромонах 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1925 
        Месяц окончания 8 
        Прослужил 8 месяцев в Николо-Александровской церкви на приходе ст.Хилок.
        В августе 1925г. получил приглашение на Камчатку в с.Мильково
        Дальневосточный край, Камчатская о., с.Мильково, Богоявленская церковь 
        иеромонах 
        Должность настоятель 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1930 
        Добрался до с.Мильково в январе 1926г.
        Псаломщиком в церкви с.Мильково был Иван Иванович Бобряков, председателем
        церковного совета — Константин Пинигин, старостой церкви — Викентий Мальцев.
        В 1927г. о.Климент указан в списке лишенных избирательных прав.
        Из свидетельства местного жителя С.А.Бушуева:
           "С приездом в Мильково попа Мазура культурно-просветительская работа начала
            падать. Большинство школьников в дни религиозных праздников не посещали школу.
            То же самое в избе-читальне, в клубе. Работу кружков в дни праздников
            проводить невозможно, т.к. среди участников большинство было верующими, и они
            предпочитали ходить в церковь".

        О.Климента обвиняли в том, что он оказывал влияние на детей, "просил родителей,
        чтобы их дети посещали его, учились у него плести корзины, тем самым привлекая
        к себе детей и угощая их конфетами, одновременно ведя с ними религиозные беседы".

        Спустя годы, об о.Клименте вспоминала старожительница с.Мильково К.С.Ворошилова:
           "В доме у него была русская печь. Летом, как все, о.Климент садил огород.
            Росла в этом огороде огромная репа, которой он угощал всех местных ребятишек.
            Проходящие мимо него дети всегда просили благословения, батюшка благословит
            и идет дальше. Мы его очень любили".

        Власти искали повода, чтобы арестовать священника.
        Так, однажды после праздника Пасхи его вызвали в сельсовет и обвинили в том, что
        он крестил ребенка, которого еще не зарегистрировали в ЗАГСе. Это стало
        своеобразным предупреждением, хотя пока дальше порицаний дело не пошло.
        О.Климент принимал участие в с/х артели, из его показаний на допросе в 1930г.:
           "Когда я приехал в с.Мильково в 1926г., то мне говорили, что в Мильково есть
            сельхозартель... Артель организовал учитель Вачинский... В артели вместе
            с учителем было 5 человек... Учитель выписал на свои деньги плуг. В 1926г.
            я принял участие в посеве, т.к. они не знали, как это делается. Затем в 1927г.
            мы снова вспахали землю, немного, одну десятину, и на этот раз для себя я
            тоже засеял около четверти десятины... Я собрал свое зерно и позже собрал и
            у артели...".

        Таким образом, жить исключительно за счет верующих ему не приходилось.
        (В 1929г. артель распалась).
        Учитель А.М.Копытин высказывал такое мнение о священнике:
            "Как агитатор поп хороший. Жители его любят. Жители говорят, что "поп очень
             хороший, ничего у нас не просит"... Один житель рассказывал, что мильковский
             поп хитрый: как только у него кончаются продукты, так он хочет уезжать
             в с.Толбачик, а как жители услышат об этом, так и несут ему продукты,
             лишь бы только не уезжал".

        В 1929г. в село приехал "избач" Гуртовенко. Он начал распространять слухи, что
        "крестьяне носят о.Клименту мясо, тогда как его трудно купить". Но священник
        уже 24 года совершенно не употреблял мяса, т.к. был монахом.
        Местный кооператив по указанию властей отказался продавать о.Клименту продукты,
        церковный совет обратился в окрисполком, но результата это не дало.
        Из разговоров коммунистов верующие и о.Климент уяснили: церковь собираются
        закрывать и ее здание вполне подходило бы под клуб.
        Верующие легко сдаваться не собирались
      Аресты
        Дальневосточный край, Камчатская о., с.Мильково 
        Год ареста 1930 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 1 
        Перед арестом о.Климента и закрытием церкви в ней был произведен обыск. В этот
        день, после того, как закончилась обедня, верующие разошлись. Остались только
        церковный староста, сторож и священник. В это время сотрудник ГПУ и председатель
        сельсовета предложили пойти на квартиру священника, чтобы присутствовать при обыске.
        После обыска на квартире пошли обратно в церковь, где также предполагался обыск.
        В это же время у члена церковного совета Феофана Плотникова собралась большая
        группа прихожан. Разговор шел об аресте священника. Ждали прихода церковного старосты
        Константина Пинигина, чтобы начать собрание верующих. Хотели пригласить сотрудника
        ГПУ и потребовать разъяснений о причинах ареста батюшки. Из материалов дела:
            "Тут же Кошкарев Иов, Синаев Иван стали говорить, что если церковь будут
             отбирать, то нужно защищать ее с оружием в руках. После чего решили идти
             к церкви... Когда подошли к церкви, сотрудник ГПУ Петренко, Демидов и
             Чмыхалов, кандидат ВКП(б) и Ворошилов Серафим вместе со священником Мазуром
             стояли на крыльце у паперти. Из толпы стали кричать, что "церковь не отдадим",
             угрожать, что "защищать будем и церковь, и батюшку с оружием в руках...
             Кошкарев Иов стал махать кулаками на Петренко, кричал, что церковь не отдадут.
        Петренко объяснял верующим, что это только обыск и ничего больше. Но только
        после того, как староста К.Пинигин, показав ключи от церкви, попросил верующих
        отойти, толпа стала успокаиваться и расходиться.
        О.Климента арестовали и заключили в здании клуба.
        Из показаний на допросе М.Г.Мальцева:
            "На собрании у Плотникова Ворошилов сказал:
                "Отец Климент арестован, и его хотят от нас угнать с тем, чтобы религиозные
                 чувства у нас заглушить, нам надо сейчас же собрать всех женщин и
                 сговорить их, чтобы они пошли и отобрали его у этих христопродавцев"...
             После того из дома Плотникова вышло до ста человек, преимущественно женщин.
             Окружили сельсовет и требовали выдачи священника, потом окружили клуб и
             пытались освободить священника Мазура"
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Дальневосточному краю 
        10/07/1930 
        Обвинение "антисоветская агитация и антисоветская деятельность в составе кулацкой группы"" 
        Статья ст.58–2,58–8,58–10 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет концлагерей 
        Из обвинения:
           "...Вел агитацию среди верующих... о непосещении советских культурных
           организаций... [Агитировал] не вступать в комсомол, не выходить за комсомольцев
           замуж,... не ходить в избу-читальню, в клуб, "потому что там, кроме разврата,
           ничего не получишь"... .
           В среде верующих вел агитацию о том, что "коммунисты народ одурачивают"...".
        Из материалов дела:
          "После ареста попа Мазура среди верующих начался разговор, что "все равно это
           коммунистам даром не пройдет", что "если при аресте коммунисты остались целы,
           то только благодаря тому, что народ был в лесу на охоте, и не было спирта,
           а то было бы жарко". Говорил, что "если коммунисты будут брать церковь,
           то ее сожжем, но не дадим"".
        10 июля 1930г. о.Климент приговорен тройкой при ПП ОГПУ по ДВК к 5 годам концлагерей.
      Места заключения
        концлагерь 
        Год начала 1930 
        По отбытии срока выслан в Барнаул
      Служение
        Алтайский край, с.Бельмесево (совр. пос.Бельмесево в черте г.Барнаула) 
        иеромонах 
        Должность сторож церкви 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1937 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 7 
      Аресты
        Алтайский край, с.Бельмесево 
        Год ареста 1937 
        День ареста 20 
        Месяц ареста 7 
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Западно-Сибирскому краю 
        19/09/1937 
        Обвинение "участие в контрреволюционной монархической организации" 
        Статья ст.58–2,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "Дело епископа Григория (Козырева), священников Барнаульской епархии и др. Барнаул. 1937г." 
        По данным [1] осужден 22 августа 1937г., расстрелян 2 сентября 1937г.
    Кончина
      1937 
      День 24 
      Месяц 9 
      расстрел 
      Место Алтайский край, г.Барнаул 
    Реабилитация
      1
        Дата 20/07/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура Камчатской обл. 
        По году репрессий 1930 
      2
        Дата 29/04/1960 
        Кем реабилитирован Военный Трибунал СибВО 
        По году репрессий 1937 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Кононова Ольга Николаевна
    Документы ->
      1.Материалы архивного уголовного дела в отношении репрессированных в начале 30-х годов членов "Тихоновского духовенства и монашества Дальневосточного края"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ