Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 29.06.1989 Дела ov1.391 => ov1.391 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1 Служение
    Служение
    Вятка, Вятский Преображенский девичий монастырь 
    Должность послушница 
    Год окончания 1896 
    В возрасте 18 лет поступила в Вятский Преображенский девичий монастырь.
    Прожила там 13 лет
    Пермская губ., Соликамский у. (Пермский край, Кудымкарский р.), пос.Пешнигорт, Пешнигортский Свято-Стефановский женский монастырь 
    монахиня 
    Год начала 1896 
    Год окончания 1908 
    В 1896г. в память пятисотлетия блаженной кончины святого Стефана Великопермского
    в с.Пешнигорте Соликамского уезда Пермской губ. был основан Свято-Стефановский
    женский монастырь.
    Первыми насельницами были три послушницы, приехавшие из Вятского Преображенского
    девичьего монастыря, одной из них и была Анна Гребнева.
    В этом монастыре она прожила 15 лет, пострижена в мантию с именем Агния.
    В 1908г. назначена старшей в местечко Зеленый мыс (летняя дача монастыря)
    Пермская губ., Глазовский у. (Кировская о., Афанасьевский р.), мест.Зеленый Мыс, летняя дача Свято-Стефановского женского монастыря женский монастырь 
    монахиня 
    Год начала 1908 
    Год окончания 1930 
    День окончания 5 
    Месяц окончания 2 
    Позже она вспоминала:
         
    "Первоначально местечко Зеленый мыс было непроходимо. В течение двух
          недель они прорубали просеку и расчищали дорогу, потом выстроили шалаш,
          в котором жили до осени. Осенью на монастырские деньги были куплены
          срубы, из которых построен первый дом для жилья, а потом был выстроен
          и второй дом. В обоих домах в летнее время жило до 20 человек монахинь,
          которые приходили из монастыря.
          К зиме большая часть их уходила обратно в монастырь, из имущества была
          первоначально одна корова, лошади монастырские. За весь период работы
          было обработано под пашню 10 десятин земли".

    Все выращенное зерно вывозилось в село Пешнигорт, в монастырь. Туда же
    везли и заготовленные дрова для отопления.
    В 1922г. Свято-Стефановский монастырь с дачей в Зеленом Мысе был закрыт.
    35 монахинь и послушниц Стефановского монастыря перебрались на постоянное
    жительство в Зеленый Мыс. Кроме личного имущества, они взяли с собой церковные
    ризы, служебные книги и другие вещи.
    Основным занятием по-прежнему оставалось сельское хозяйство: обработка земли,
    заготовка сена для домашнего скота, уход за ним, заготовка дров и т.д.
    К этому времени в хозяйстве было уже две коровы и три лошади.
    Зимой занимались рукоделием.
    Бывшая монастырская община была оформлена как трудовая сельскохозяйственная артель.
    Монахиня Агния (Гребнева) была избрана председателем этой сельхозартели.
    В 1923г. произошел пожар, сгорели надворные постройки. Из-за возникших
    трудностей часть молодых послушниц ушла, а оставшиеся отстроили все
    вновь и зажили по-старому.
    В марте 1925г. в Зеленый мыс приехали с проверкой руководящие работники,
    которыми был составлен акт, где сказано:
         "При осмотре документов и вещей в доме, где живут женщины, оказалось, что
          все они живут или со старыми, выданными до революции документами, или
          совсем без них. А ряд обнаруженных записок о здравии и о упокоении и
          книги указывают, что время от времени совершаются в доме богослужебные
          обряды.
          Управляется же хозяйство двумя бывшими старыми монахинями Гребневой и
          Фоминой, остальные же являются как рабочая сила... Обстановка комнат,
          расположение их, количество икон и подбор их, и размер, а также
          найденные парики — головные уборы и обнаруженные у Эмилии Никулиной
          монашеские платья указывают полностью на существование монастыря и
          монастырских условий и порядков в жизни".

    В следующем 1926г. в Зеленый Мыс приезжала новая проверка, на этот раз —
    уездного земельного отдела, которая записала:
         "...В настоящее время из 35 монашек осталось только 20, более молодые
          женщины ушли, чувствуя, видимо, неопределенность данного положения и
          не желая больше выносить режим монастыря, так как все они местные
          крестьяне из близлежащих деревень, полуграмотные и неграмотные.
          Внутренняя жизнь, производственные отношения их представляют собой
          первобытную трудовую коммуну во главе с матриархатом, связанную между
          собой религиозным учением... Разогнать эту братию для государства
          экономические невыгодно, так как из 20 — семеро не трудоспособны..."

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ