Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 30.03.1995 Дела okn.38 => okn.38 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
Служение
    Служение
    Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина Пустынь 
    монах, иеродиакон (с 24.06.1913г.) 
    Год начала 1913 
    Месяц начала 4 
    Год окончания 1916 
    В 1916г. иеродиакон Кирилл был переведен в любимый им Иоанно-Предтеченский скит
    Калужская губ., Козельский у., Иоанно-Предтеченский скит Свято-Введенской Оптиной Пустыни 
    иеродиакон 
    Должность библиотекарь и учитель 
    Год начала 1916 
    Год окончания 1924 
    Новым его послушанием было "библиотекарь и учитель". Он помогал малограмотным или
    вовсе неграмотным послушникам и монахам из крестьян осваивать церковно-славянскую
    грамоту.
    Кроме того, иеродиакону Кириллу было поручено вести скитскую Летопись вместо
    отправившегося на фронт инока Александра Аваева. Записи о.Кирилла в Летописи
    напоминали записи, делавшиеся о.Варсонофием в его послушническую пору в 1900–1902гг.
    В Летописи есть записи о.Кирилла, касающиеся посещений Оптиной пустыни членами
    Царствующей семьи Дома Романовых.
    Иеродиакон Кирилл участвовал в службах во время пребывания в Оптиной этих высоких
    гостей. Он же, как и библиотекарь, показывал им рукописи и книги, давая объяснения.
    В его записях в Летописи заметна унаследованная им от своего духовного отца
    Варсонофия любовь к природе, духовное внимание к ней.
    В 1916–1917гг. Оптина Пустынь жила в материальном отношении очень скудно.
    Нехватало даже хлеба. После февраля 1917г. комиссары Временного правительства
    отбирали зерно "на нужды фронта". Всюду бродили банды, в основном, из дезертиров.
    Множились грабежи и убийства.
    В 1917г. Оптина была закрыта новыми властями как монастырь, но разрушена не была.
    Здесь был создан музей, потом сельхозартель. Монастырь фактически продолжал
    существовать под видом сельхозартели.
    Отец Никон (Беляев ) и отец Кирилл (Зленко) вели канцелярию этой артели. Артель
    была лучшим в уезде хозяйством, которым власти отчитывались перед Москвой.
    Однако власти старались полностью ликвидировать как монастырь, так и артель.
    Послушников и рясофорных иноков забирали в Красную Армию, некоторых арестовывали
    и ссылали.
    О.Кирилл (Зленко) с 1921г. проживал на квартире в Козельске, но еще имел возможность
    посещать оптинские богослужения.
    Вынуждены были покинуть Оптину и поселиться в Козельске настоятель монастыря
    архимандрит Исаакий, старшие монахи — отцы Досифей, Мелетий и др.
    С 1923г. только о.Никон (Беляев) с необходимым клиром оставался в монастыре.
    Есть сведения, что о.Кирилл, живя в Козельске, тайно секретарствовал у старца
    Нектария, ездил к нему в ссылку за 60 верст в брянское село Холмищи.
    Об этом вспоминала матушка Евгения Рымаренко — в начале Петровского Поста 1923г.
    с мужем, священником Адрианом, она ездила из Козельска в Холмищи и с ними
    отправился туда "секретарь батюшки о.Кирилл Зленко".
    В 1924г. был закрыт последний оптинский храм.
    После закрытия монастыря Оптинская монастырская больница получила статус уездной

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ