Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX КемКанонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 20 апреля 2005г. Дела osw.77 => osw.77 Родство
1 ДелоРодства osw.78
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Рукоположение
      иерей 
      1918 
      День 9 
      Месяц 11 
      9 ноября 1918г. рукоположен во священника и направлен в церковь с.Кордуан
    Служение
      Астраханская губ., Красноярский у., с.Кордуан (Маячное), Ильинская кладбищенская церковь 
      иерей 
      Год начала 1918 
      День начала 9 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1929 
      День окончания 9 
      Месяц окончания 11 
      Вскоре село Кордуан оказалось в эпицентре боев между Белой Армией и большевиками.
      Несмотря на возможность уйти с белыми, о.Николай остался служить на приходе с.Кордуан.
      В 1922г. с.Кордуан было выведено из состава Астраханской губернии, теперь оно
      числилось в Денгизском р-не Гурьевского округа Казахской АО, но о.Николай
      по-прежнему подчинялся Астраханскому архиерею.
      В 1920-е годы о.Николай овдовел, оставшись с 5 детьми на руках
      Астраханская губ., Красноярский у., с.Ватажное 
      священник 
      Год начала 1929 
      День начала 9 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1930 
      День окончания 11 
      Месяц окончания 11 
      9 ноября 1929г. был назначен священником в с.Ватажное.
      В церкви этого села давно хозяйничали обновленцы, однако в конце-концов
      церковный совет принял решение отказаться от обновленчества и вернуться
      в патриаршую юрисдикцию.
      Паства о.Николая была небольшая — 15–20 человек, но сплоченная, полюбившая
      своего батюшку. Ей он и отдавал все свое время, все силы своей души.
      Кроме того, приходилось ездить и в Красный Яр, совершать требы во время
      болезни местного священника.
      Настоятелем местного православного собора в честь Владимирской иконы Божией
      Матери был протоиерей Николай Тарбеев, твердый противник обновленчества.
      Из доноса одного из обновленческих священнослужителей в ОГПУ:
          
      "В бытность свою в должности священника в с.Красном Яру священник Тарбеев
           Николай в течение двух лет с 1928г. под видом религиозных действий
           организовал вокруг контрреволюционное ядро, состоящее из черносотенной
           монашеской братии, как то: священника Залесского Николая села Ватажного,
           Смирнова Михаила — дьякона села Красный Яр, каковой служит с ним в одной
           церкви, монашку Веру Михайловну Попову, монашку Аристову Александру,
           Броженину Татьяну и Матвеенко Варвару, тоже монашки, каковые наряду
           с проведением религиозных убеждений вели контрреволюционную деятельность
           в деле разложения коллективизации, осенней и весенней путины и других
           компаний: ЕСХН, Заем, индустриализации и самообложения.
           К священнику Тарбееву Николаю приезжал священник Залесский Николай
           села Ватажного, к нему же также приходили на дом дьякон Смирнов Михаил и
           монахиня Попова Вера Михайловна, Аристова Александра, Матвеенко Варвара,
           Броженина Татьяна, где Тарбеев говорил:
              "Коллективизация для религии не выгодна. Если будут осуществлять
               колхозы, то вера в народе отомрет. Быстрей нам нужно в противовес
               мероприятиям советской власти вести усиленно агитацию за религию.
               Всякое мероприятие коммунистов является преступлением перед Богом".
           Таких сборищ я наблюдал несколько".

      25 августа 1930г. в Астрахани, куда о.Николай Тарбеев приезжал к своей семье,
      с него взяли подписку о невыезде, а 19 сентября 1930г. он был арестован.
      Верующие стали собирать подписи, прося об его освобождении. Это событие
      впоследствии органами ОГПУ оценено было как часть заговора с целью поднять
      восстание. Особенно высоко в этом событии выставлялась роль священника
      о.Николая Залесского, в котором чекисты стали видеть преемника о.Николая
      Тарбеева по руководству "церковными заговорщиками".
      Из доноса обновленческого осведомителя:
          "После ареста Тарбеева Залесский стал ездить к дьякону Смирнову, я его
           видел раза четыре в доме Смирнова. В средних числах, 16–17 сентября,
           в доме Смирнова собирались черные вороны: Залесский Николай, сам Смирнов
           Михаил, Попова Вера и Попов Абрам, где Залесский говорил:
               "Видимо скоро и до нас доберутся, раз одного посадили, значит,
                и до нас очередь дойдет""
    Аресты
      Астраханская губ., с.Ватажное 
      Год ареста 1930 
      День ареста 11 
      Месяц ареста 11 
      11 ноября 1930г. были произведены аресты о.Николая Залесского, диакона
      о.Михаила Смирнова, ктитора Абрама Попова и бывших послушниц: Веры Поповой,
      Александры Аристовой, Брожениной Татьяны и Матвеенко Варвары
    Осуждения
      тройка при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю 
      17/12/1930 
      Обвинение "участник церковного заговора, контрреволюционная деятельность" 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      Из показаний свидетеля-обновленца:
          "К попу Тарбееву приходил священник Залесский Николай, который был у него
           около 3-х часов, где Залесский просил Тарбеева, чтобы он прислал к нему
           в с.Ватажное монашек дня на два или на три, чтобы они среди женщин там
           поговорили насчет религии. В результате раза два я видел, что монашки
           Аристова Александра и Попова Вера ходили в с.Ватажное".

      Из обвинительного заключения:
          "В Красном Яру вела к/р работу... группировка церковников, во главе
           с попом Тарбеевым Н.Г. и его ближайшими помощниками: попом села Ватажное
           Залесским Н.Д. и старостой Красноярского собора Поповым Абрамом Михайловичем".
           Имея одно и то же стремление классовых врагов — подорвать и ослабить мощь
           пролетарского государства с целью свержения Советской власти и возвращения
           своего прошлого положения эксплуататоров и паразитов, кулаки и церковники
           связались между собою и объединившись к началу осенней путины в одну
           группировку, повели бешенную агитацию среди колхозников и ловцов,
           используя для этого и монашек, членов церковной группы, каковые наряду
           с религиозной пропагандой вели к/р агитацию среди жен колхозников и ловцов,
           действуя на малосознательную верующую часть их угрозами расправой на земле
           и наказанием Божиим в загробной жизни.
           Для проведения своей к/р работы кулаки и церковники в Красном Яру
           собирались в доме Клюковского В.Г., посещая его по 2–3 человека,
           под видом писания им заявлений о восстановлении (в правах).
           Также собирались на квартире дьякона Смирнова...
           На этих совещаниях они разрабатывали и намечали планы своей к/р деятельности".

      Всего по делу было привлечено: "кулаков 25, середняков (сыновей кулаков) 3,
      б/пристав 1, служащих 1, священнослужителей 3, церковников 5. Всего 38 человек".

      Ни один из обвиняемых, в т.ч. о.Николай Залесский, не признал своей вины,
      и все обвинение было построено на показаниях лжесвидетелей.
      17 декабря 1930г. постановлением тройки при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю
      о.Николая Залесского, о.Николая Тарбеева, о.Михаила Смирнова, а также еще
      четырех обвиняемых, приговорили к расстрелу
    Места заключения
      Астрахань, тюрьма 
      Год начала 1930 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1931 
      День окончания 8 
      Месяц окончания 1 
      Младший сын о.Николая Залесского каждый день ездил из Красного Яра в тюрьму
      в Астрахань с передачками для отца.
      Один местный житель, сидевший в тюрьме вместе с арестованными красноярскими
      священнослужителями по другому делу и освобожденный в середине января,
      впоследствии рассказал старшей дочке о.Николая Залесского Антонине:
          "Отец Николай держался в тюрьме твердо. Охранники пытались снять с него
           священнический крест, но он не дал, сказав:
              "Не вами повешен крест, не вами и снят будет".
           В ночь под Рождество о.Николай решил отслужить праздничную рождественскую
           утреню. Его поддержали и другие священнослужители. Пели они громко,
           не таясь, несмотря на то, что охранники кричали на них, требовали прекратить,
           беспрерывно стучали в дверь. Но службу отслужили до конца.
           Все заключенные, находившиеся в камере, молились вместе с духовенством.
           А наутро о.Николая Залесского и других, бывших здесь священнослужителей,
           потребовали с вещами. Они не вернулись"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ