Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX КемКанонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 27 марта 2007г.
Дела osw.139
    Сухарев Никита Андреевич 
    Год рождения 1876 
    Место рождения Рязанская губ., Егорьевский у. (Московская о., Егорьевский р.), с.Починки 
    член церковной двадцатки 
    Родился в семье крестьян Андрея Кузьмича и Анисии Алексеевны Сухаревых.
    Окончил сельскую школу.
    Впоследствии переехал в Орехово-Зуево, где работал ткачом на одной из фабрик
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Служение
        Московская о., г.Орехово-Зуево, церковь Рождества Пресвятой Богородицы 
        Должность член церковной двадцатки 
        Год окончания 1939 
        Никита Андреевич был членом церковной двадцатки церкви Рождества Пресвятой Богородицы
        в г.Орехово-Зуево. К 1939г. Никита Андреевич был уже пенсионером и мог все свое
        время посвящать церковным делам.
        В 1939г. храм Рождества Богородицы закрыли. Это был последний действовавший
        храм в городе и его окрестностях.
        Верующие не согласились с закрытием храма.
        Староста церкви Дмитрий Иванович Волков и член церковной двадцатки Никита Андреевич
        Сухарев вместе с прихожанами законными методами мужественно боролись против
        закрытия храма, ездили для этого неоднократно в Москву, дойдя до обращения
        в Верховный Совет, но их усилия были тщетными.
        Ответа на свою жалобу верующие не дождались. Добиваясь прекращения активной
        деятельности двадцатки, местный отдел НКВД завербовал в секретные осведомители
        одного из членов двадцатки, предполагая с помощью провокаций и лжесвидетельств
        воспрепятствовать открытию храма. Осведомитель донес:
             "Руководящую роль в хлопотах по открытию храма играет Н.А.Сухарев,
              который, исходя из своих глубоких религиозных убеждений, и ходатайствует
              за его открытие. Он обижается на советскую власть, потому что Советская
              власть закрывает церкви. 31 мая 1941 года Никита Андреевич сказал:
                 "Дали нам конституцию, по ней мы имеем право хлопотать, а на самом деле
                  хлопотать очень трудно. Значит, Конституция — одно, а на деле — другое".
              В апреле 1941г. в церкви... Никита Андреевич говорил:
                 "Все, что делается у нас в стране сейчас... взято с римского времени:
                  как раньше было гонение на христиан... так и у нас сейчас делается.
                  Вот взять учение Маркса-Энгельса, — этим учением одурачили наш народ,
                  и народ отошел от Церкви... Какие выпустили законы! — за каждый
                  малейший проступок судят, сажают в тюрьму"".
        22 июня 1941г. началась Великая Отечественная война
      Места проживания
        Московская о., г.Орехово-Зуево, проезд 30 казармы, 5–64 
        Год окончания 1941 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 6 
      Аресты
        Московская о., г.Орехово-Зуево 
        Год ареста 1941 
        День ареста 23 
        Месяц ареста 6 
        На следующий день, 23 июня 1941г. староста храма Дмитрий Иванович Волков и
        член церковной двадцатки Никита Андреевич Сухарев были арестованы.
        Состав семьи Никиты Андреевича на момент ареста — дети: Павел (1913г.р.),
        Константин (1911г.р.)
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        27/09/1941 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность, антисоветская агитация" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет ссылки в Омскую обл. 
        ГА РФ. Ф.10035, Д.П-54877.
        Из протокола допроса Никиты Андреевича ночью 23 июня 1941г.:

            "— Что желаете заявить следствию по поводу вашего ареста?

             — Хочу заявить, что, возможно, я арестован за хранение церковной литературы,
               за то, что состоял в церковной общине и принимал активное участие
               в открытии церкви в городе Орехово-Зуево.

             — Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность.
               Признаете себя в этом виновным?

             — Я контрреволюционных действий не совершал.

             — А распространение среди окружающих вас лиц клеветнических антисоветских
               измышлений, направленных на опорочивание советской действительности?
               Разве это не контрреволюционные преступления?

             — Я этого никогда не говорил.

             — Объясните тогда, почему люди из Вашего окружения, будучи допрошены
               в качестве свидетелей, показали, что Вы — личность, антисоветски
               настроенная и ведущая антисоветскую агитацию?

             — Я не знаю, почему так про меня показывают, так как я антисоветскими
               разговорами не занимался".

        2 июля 1941 года следователь снова допросил Никиту Андреевича:

            "— Вы в Москву ездили хлопотать об открытии церкви?

             — Да, ездил два раза.

             — Вы лично церковный налог с населения собирали?

             — Нет, церковный налог я не собирал, а сами верующие приходили и приносили
               деньги.

             — Но Вы высказывали при этом контрреволюционные мысли и агитировали
               за открытие церкви?

             — Контрреволюционных действий не было. Только говорил, что в Писании
               сказано, что настанет время, когда пойдет сын на отца и дочь на мать".

        7 июля 1941г. Никите Андреевичу было предъявлено обвинение в контрреволюционной
        деятельности и состоялся очередной допрос:

            "— Признаете себя виновным по существу предъявленного обвинения?

             — Нет, не признаю. Я только выражал свое недовольство невозможностью
               открыть церковь.

             — Следствие еще раз предлагает продумать свое поведение и на последующих
               допросах приступить к даче правдивых показаний".

        В июле 1941г. немецкие войска стали стремительно продвигаться к Москве,
        и город был объявлен на военном положении. Следователи, ведшие дела арестованных,
        отбыли в глубокий тыл, в город Омск. Туда же этапом вслед за ними были
        отправлены и подследственные.
        Сотрудники НКВД за хлопотами эвакуации не успели допросить в качестве свидетелей
        секретных осведомителей, и дело оказалось лишенным показаний свидетелей.
        Дмитрий Иванович и Никита Андреевич были заключены в омскую тюрьму.
        С 3 сентября 1941г. круглосуточные изнурительные допросы возобновились:

          "— Следствию известно, что Вы в присутствии Савинова, Бритенкова и других
             высказывали недовольство советской властью, заявляя, что по конституции
             разрешается свободное отправление религиозных обрядов, а в действительности
             этого якобы делать не дают. Признаете себя в этом виновным?

           — Такой разговор с моей стороны имел место при следующих обстоятельствах.
             На одно из заседаний двадцатки в мае 1940г. Бритенков принес Конституцию
             СССР и зачитал статью о свободном вероисповедании... Когда Бритенков
             кончил читать, то я сказал:
                 "По конституции-то мы имеем право на свободное вероисповедание,
                  а на самом деле, сколько мы ни хлопочем, у нас ничего не выходит,
                  и церковь нам открыть не дают. Значит, конституция это одно,
                  а на деле советская власть проводит совсем другое".
             На мои слова никто ничего не ответил, и вскоре мы все разошлись.

           — Признаете ли вы себя виновным в том, что являлись активным участником
             антисоветской группы церковников, существовавшей в Орехово-Зуевском районе?

           — Я являлся участником группы церковников, но антисоветской деятельности
             наша группа не проводила.

           — В чем заключалась практическая деятельность вашей группы?

           — Наша деятельность заключалась в том, что мы вели активную агитацию среди
             жителей города Орехово-Зуево за открытие бездействовавшей там церкви.

           — Следствию известно, что в апреле 1941г. Вы в присутствии Савинова и других
             в помещении орехово-зуевской церкви высказывали клевету на Советскую власть,
             заявляя, что при советской власти существует якобы такое же гонение,
             как во времена Римской империи. В этом вы признаете себя виновным?

           — Такой разговор был у меня с Анной Кулешовой. Она сказала, что нам
             не дадут открыть церковь, и стала обижаться на это. Я ей ответил,
             что еще во времена Римской империи были гонения на христиан и что такое
             же гонение переживают христиане сейчас, при советской власти.
             Но, как кончилась Римская империя и восторжествовало христианство,
             так кончится и теперешнее гонение на христиан.
             При этом разговоре, как я помню, присутствовал Савинов и еще кто-то
             из двадцатки.

           — Следствию известно, что председатель вашей двадцатки, Дмитрий Иванович
             Волков, неоднократно допускал в вашем присутствии антисоветские высказывания.
             Дайте показания по этому вопросу.

           — По этому вопросу я показать ничего не могу, так как антисоветских
             высказываний я от него не слышал".

        На этом допросы Никиты Андреевича были окончены. В тех же числах
        в омской тюрьме следователи допросили церковного старосту.
        4 сентября 1941г. следствие было закончено, и следователь в обвинительном
        заключении написал:
            "Учитывая, что в контрреволюционной деятельности Сухарев и Волков
             изобличаются оперативными материалами, которые не могут быть использованы
             в судебном заседании, следственное дело целесообразно направить
             на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР".

        27 декабря 1941г. Особое Совещание при НКВД приговорило Дмитрия Ивановича
        Волкова и Никиту Андреевича Сухарева к пяти годам ссылки в Омскую область
      Места заключения
        Москва, тюрьма 
        Год начала 1941 
        День начала 23 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1941 
        Омск, тюрьма N 1 
        Год начала 1941 
        Год окончания 1942 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 7 
        Несмотря на приговор к ссылке, они, однако, не были освобождены из тюрьмы
    Кончина
      1942 
      День 4 
      Месяц 7 
      умер в заключении 
      Место Омск, тюрьма N 1 
    Канонизация
      Мученик Никита Сухарев 
      Дата 27/03/2007 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 27 марта 2007г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 21.06 
          Новый стиль 04.07 
          день мученической кончины (1942г.) 
    Реабилитация
      Дата 00/00/2003 
      Кем реабилитирован Прокуратура Москвы 
      По году репрессий 1941 
      Реабилитирован в августе 2003г.
    Публикации ->
    Документы ->
      1.Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта 2007г.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ