Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Константинов-Гришин Василий Матвеевич Год рождения1874 День рождения23 Месяц рождения12 Место рожденияСимбирская губ., Курмышский у. (Чувашия, Порецкий р.), с.Выползово священник
Родился в с.Выползово Курмышского уезда (ныне Чувашия, Курмышский р.) в крестьянской
семье.
В детстве Василий ухаживал за одним состоятельным односельчанином, который
был бездетным. Тот так полюбил Василия, что предложил ему взять его фамилию
и стать его наследником. Фактически по документам фамилия Василия Константинов,
но народ в селе звал его по фамилии отца Гришин.
В следственном деле 1933г. значится фамилия Гришин, в деле 1937г. двойная
фамилия Константинов-Гришин ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1908-1919гг.]
[1919-1923гг.]
[1923-1933гг.]
[1933-1943гг.]
Симбирская губ., Ардатовский у., с.Чаадаевка Должность псаломщик Год начала1908 Год окончания1911
С 1908г. Василий служил псаломщиком в с.Чаадаевка Ардатовского уезда Симбирская губ., Карсунский у., с.Мариополь Должность псаломщик Год начала1911 Год окончания1916 Симбирская губ., Алатырский у., с.Сыреси Должность псаломщик Год начала1916 Год окончания1919
Симбирская губ., Алатырский у., с.Сыреси священник Год начала1923
В 1926г. лишен избирательных прав, как "служитель культа" Чувашская АССР, Порецкий р., с.Выползово священник Год окончания1933 День окончания16 Месяц окончания1
К 1933г. служил в церкви родного села Выползово.
2 января 1933г. председатель Антипинского сельсовета выступил в качестве
свидетеля и показал следующее: "В Антипинском сельсовете существует кулацкая группировка, ставящая целью развал колхозов изнутри во всех селениях Антипинского сельсовета и занимающаяся активной антисоветской деятельностью. Во всех трех селениях имеются колхозы, но ввиду того, что кулаки пролезли и в колхоз, колхозы не растут, а наоборот, есть тенденция к выходу из колхозов. Всей этой кулацкой группировкой руководит поп села Выползово Гришин Василий Матвеевич через близко к нему стоящих женщин".
Чувашская АССР, Порецкий р., с.Выползово Год ареста1933 День ареста16 Месяц ареста1
16 января 1933г. о.Василий был арестован и заключен в тюрьму г.Алатырь
25/03/1933 Обвинение"руководитель контрреволюционной группировки" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговорза недостаточностью данных для привлечения к ответственности из-под стражи освободить, дело прекратить
ГИА ЧР. Ф.2669. Оп.2. Д.1703 (2260).
Из показаний о.Василия на допросе в день ареста: "В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и по существу дела показываю: антисоветской агитацией я не занимался и ни с кем ни в какие разговоры не вдавался, а наоборот, как церковник, всегда держался аполитично. Кулацкой группировкой я не руководил. Больше показать ничего не имею, показания мои с моих слов записаны верно и мне прочитаны, об окончании следствия мне объявлено, в чем и расписуюсь".
31 января тюремный врач после осмотра составил медсправку на заключенного
священника: "Слабость сердечной мышцы, склероз сосудов, незначительный отек ног, хронический ревматизм. Заключение: инвалидность 3 группы с утратой трудоспособности. Пешком следовать на большое расстояние не может (на... 5 км может)".
Было предъявлено обвинительное заключение..., составленное на основании
показаний "свидетелей": "Начиная с 1930г. в районе Антипинского сельсовета Порецкого района ЧАССР в селениях д.Антипинка, Бредовка и Выползово существовала организованная кулацкая группировка, ставящая своей целью развал колхозов изнутри и срыв проводимых правительством хозяйственно-политических кампаний на селе, в особенности хлебозаготовок, заготовок технических культур и мобилизации средств. Гришин Василий Матвеевич, поп, являясь руководителем этой кулацкой группировки, через близко стоящих к нему женщин Агафонову Пелагею, Гришину Любовь и др. распространял антисоветскую агитацию. Все члены группировки часто собирались у снохи попа Гришиной Любови и последняя, получая известные задания от попа Гришина Василия, агитировала среди населения против проводимых мероприятий. Кроме того, сам Гришин Василий проводил открытую антисоветскую агитацию, говоря: "Скоро власть перевернется. Советской власти не будет. Поэтому в колхоз не надо вступать". Поп Гришин Василий, будучи в доме у члена этой группы Агафоновой Татьяны говорил: "Все государства обрушились против коммунистов. Скоро советскую власть сшибут. Тогда коммунисты все разбегутся и не будет колхозов". После допроса поп Гришин, придя в арестное помещение, среди арестованных начал агитировать следующими словами: "Сейчас что бы ни творилось в СССР, истина возьмет свое. Так пишет Евангелие. Тиранство это ненадолго. Какой меркой они нас мерят, такой и им отмерится Святой церковью никогда непоколебимой". В мае месяце 1932г. поп Гришин около кузницы в присутствии гражданина Козлова Петра и других говорил: "Колхоз есть барщина. В колхозе у крестьянина отнимают волю и собственность. Но это еще ладно. Но плохо то, что работай день и ночь,
а больше куска хлеба не получишь"".
Один колхозник-коммунист показал: "...В силу агитации этих лиц, ведущих антиколхозную агитацию, граждане с.Выползово и боятся идти в колхоз. Я прошу органы ОГПУ указанных лиц удалить из пределов нашей Республики, и тогда граждане все, как один, войдут в колхоз".
25 марта того же 1933г. следственное дело "за недостаточностью данных для
привлечения к ответственности" было прекращено, и о.Василий и другие
арестованные по данному делу были освобождены
Чувашская АССР, Порецкий р., с.Напольное священник Год начала1933 Месяц начала3
Некоторое время священник служил в селе Напольном Порецкого района Чувашская АССР, Порецкий р., с.Кудеиха священник Год окончания1937 День окончания22 Месяц окончания10
К 1937г. о.Василий служил в с.Кудеиха Порецкого р-на.
О.Василий часто встречался и поддерживал дружеские отношения с близко
проживавшими протоиереем Димитрием Воскресенским и священником Михаилом Храмцовым.
Этих священников связывали узы духовного родства
тройка при НКВД ЧАССР 30/12/1937 Обвинение"член контрреволюционной группировки, контрреволюционная агитация" Приговор10 лет ИТЛ
Проходил по делу вместе с протоиереем о.Димитрием Воскресенским и священником
Михаилом Храмцовым.
Из протокола допроса 22 октября 1937г.
" Вы состояли в контрреволюционной организации и занимались распространением контрреволюционной агитации среди населения, направленной против существующего советского строя. Следствие предлагает Вам рассказать, конкретно кто состоял в Вашей контрреволюционной организации, назовите их фамилии и имена и расскажите об их связях и агитации.
В контрреволюционной организации я ни в какой не состоял и не состою, не знаю и понятия не имею что за организация. Антисоветской агитацией не занимался и не занимаюсь и говорить мне не о чем.
Следствие Вам напоминает, что Вы имели тесную связь с кулаками Гамаюновым Василием Ивановичем, Агафоновым Иваном Семеновичем, священниками: Храмцовым, Воскресенским, Покровским, Вели совместно антисоветскую агитацию. Скажите признаете ли Вы это?
Не признаю и признать не могу.
Вы говорите, что не занимались антисоветской агитацией, тогда как следствием установлено, что Вы 27/XII-1933г. в доме церковного старосты распространяли антисоветскую агитацию против соввласти...
В доме церковного старосты я совершенно не был и агитации против соввласти никогда не вел.
Также следствию известно, что Вы, служа в церкви, перед народом говорили проповедь про князей Бориса и Глеба, выставляли их за истинных защитников народа и добавили: "Мы должны их помнить и стоять за религию, а не за безбожников" За что Вас хвалили верующие, скажите, признаете ли Вы это?
Проповедь в церкви про Бориса и Глеба я никогда не говорил.
Когда Вы служили в Напольновской церкви и Вас Ардатовский РИК обложил налогом в 1000 рублей, Вы объявили об этом верующим. А когда верующие Вам собрали указанную сумму то Вы присвоили себе и уехали, признаете ли Вы это?
В Напольном я служил 22 дня, меня действительно Ардатовский Рик облагал подоходным налогом, точно на какую цифру не помню, на 900 с чем-то руб., Денег у верующих для уплаты налога не брал и не просил, а уплатил свои. После уплаты налога я сразу заявил в сельсовет, что служить не буду и ушел, но не самовольно. Поэтому такое обвинение признать не могу.
Скажите следствию, сколько раз и когда Вы бывали у Алатырского епископа и зачем к епископу ездили?
У Алатырского епископа я был всего, как я помню, два раза. Первый раз у епископа я был в 1933г.: ездил за получением благословения выйти из его епархии и поступить в другую епархию (Мордовской области). Второй раз у епископа я был в марте месяце 1937г., ездил за разрешением, чтобы снова поступить в Напольное.
Будучи у архиерея в городе Алатыре в 1933г., Вы по приезде в Порецкий район кулаку Гамаюнову Василию Ивановичу говорили: "Мне передал архиерей: "Служи и помни, что гонения на Церковь продлятся не более 23-х лет. Народ скажет: "Так существовать нельзя, Россия вымирает от голода". Колхозники скажут: "Довольно нас тиранить иностранные государства и те, хотят взяться за большевиков"" признаете ли Вы это?
Это я не признаю".
30 декабря 1937г. тройкой НКВД ЧАССР все трое священников были приговорены
к 10 годам ИТЛ
Чувашская АССР, с.Порецкое, арестное помещение при Порецком райотделе НКВД Год начала1937 День начала22 Месяц начала10 Год окончания1937 Чувашская АССР, г.Алатырь, тюрьма N 3 НКВД ЧАСССР Год начала1937 Год окончания1937 Чувашская АССР, Алатырская ИТК Год окончания1941
Отец Василий отбывал срок наказания в Алатырской ИТК до 1941г.
В 1941г. был этапирован по наряду ГУЛАГа в Мордовию, в Темниковский ИТЛ Мордовия, Темниковский ИТЛ Год начала1941 Год окончания1943 День окончания14 Месяц окончания3
Кончина
1943 День14 Месяц3 умер в ИТЛ МестоМордовия, Темниковский ИТЛ Место захороненияМордовия, Темниковский ИТЛ, лагерное кладбище
Скончался в Темниковском ИТЛ, похоронен на лагерном кладбище
Канонизация
Священномученик священник Василий Константинов-Гришин Дата06/10/2008 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 6 октября 2008г. Кто представилЧебоксарско-Чувашская епархия Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
2
Старый стиль01.03 Новый стиль14.03 день мученической кончины (1943г.)