Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX МестоРукоположения Житомир, Богоявленский монастырь Дела ob7.39 => ob7.39 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
Осуждения
    Осуждения
    Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
    05/01/1932 
    Обвинение "возглавлял и фактически руководил Казанской церковно-монархической организацией, оставшись активным деятелем ее после преобразования в филиал Всесоюзного центра контрреволюционной монархической организации ИПЦ" 
    Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
    Приговор 3 года концлагерей 
    Групповое дело "Дело членов Казанского филиала "ИПЦ". Казань, 1932г." -> 
    ОписГрупДела -> 
    Архив ФСБ Республики Татарстан. Д.2–18199.
    Проходил по делу "Казанского филиала Всесоюзного центра контрреволюционной
    монархической организации Истинно-православной церкви" вместе с епископом
    Нектарием (Трезвинским), бывшими профессорами КазДА В.И.Несмеловым,
    М.Н.Васильевским, Е.Я.Полянским, И.М.Покровским, бывшим ректором Казанского
    Богословского института протоиереем Николаем Петровым и др.
    Епископ Иоасаф был обвинен в руководстве "Казанской церковно-монархической
    организацией":
       
    "Пользуясь авторитетом иерарха, возглавил и фактически руководил Казанской
        церковной монархической организацией, оставаясь активным деятелем ее и
        после преобразования в филиал Всесоюзного центра церковно-монархической
        организации "Истинно-Православная Церковь".
    На допросе показал:
        "Мое отношение к разногласиям между митрополитом Кириллом и митрополитом
         Сергием по вопросу о создании последним около себя Синода таково:
         митрополит Кирилл вправе, как один из старейших архиереев, притом
         указанный Патриархом Тихоном первым своим после своей смерти заместителем,

         — требовать от митрополита Сергия его документальных полномочий на созыв
         такого Синода, и при отсутствии таковых подвергнуть сомнению компетенцию
         этого Синода; он вправе требовать передачи этого спора на рассмотрение
         митрополита Петра, как еще живущего и сохраняющего свои полномочия
         Патриаршего Местоблюстителя, — это право апелляции к главе Церкви
         гарантировано многими церковными канонами. В силу этого решение
         митрополита Сергия единолично возникшего между ними конфликта, отказ
         в передаче этого спора митрополиту Петру и наложение на митрополита
         Кирилла репрессий в виде увольнения на покой, по моему мнению, канонически
         неправильно и подлежит отмене.
         Вышеизложенными обстоятельствами, т.е. узурпацией митрополитом Сергием
         принадлежащих ему прав, или, во всяком случае, сомнительных до авторитетного
         их разъяснения, налагаемые им легко репрессии, и не на одного
         митрополита Кирилла (подчеркиваю, митрополит Кирилл в своем ответе
         резко и решительно отвергает политические мотивы своих разногласий
         с митрополитом Сергием, что и дает основание держаться строго церковной
         оценки этого спора), обвинение всех отбывающих различные наказания
         духовных, в том числе, значит, и меня, в политической преступности —
         все это заставило меня до времени окончания срока ссылки (ноябрь 1931г.)
         держаться в отдалении от митрополита Сергия, но не в отделении;
         когда я получил бы свободу передвижения, то путем личного обмена мыслями
         с митрополитом Сергием, возможно, на многое вышеизложенное изменил бы
         свою настоящую точку зрения.
         К напечатанному в газетах "Интервью" митрополита Сергия я отношусь так:
         приветствуя его желание всеми имеющимися средствами предотвратить
         готовящуюся новую человеческую бойню и рассеять многие неправильно
         сложившиеся мнения о нашей жизни, я пожалел, что митрополит Сергий
         не нашел надлежащего тона для своего интервью и не избежал, не предусмотрел
         возражений."

    Из показаний его на допросе:
        "В своих личных отношениях к Советской власти особых приступов враждебности
         я в себе не помню. Во время наиболее тяжких испытаний в ссылке,
         когда приходилось голодать, замерзать, валяться больному с слабым сердцем
         в грязи в тюрьмах, конечно, бывали горькие минуты при наличии сознания
         своей невиновности, но это не основное чувство".

    Никаких показаний на других проходивших по делу обвиняемых епископ Иоасаф не дал.
    5 января 1932г. он был приговорен Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ
    к 3 годам концлагерей

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ