Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Осуждения Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 05/01/1932 Обвинение"возглавлял и фактически руководил Казанской церковно-монархической организацией, оставшись активным деятелем ее после преобразования в филиал Всесоюзного центра контрреволюционной монархической организации ИПЦ" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор3 года концлагерей Групповое дело"Дело членов Казанского филиала "ИПЦ". Казань, 1932г." ОписГрупДела
Архив ФСБ Республики Татарстан. Д.218199.
Проходил по делу "Казанского филиала Всесоюзного центра контрреволюционной
монархической организации Истинно-православной церкви" вместе с епископом
Нектарием (Трезвинским), бывшими профессорами КазДА В.И.Несмеловым,
М.Н.Васильевским, Е.Я.Полянским, И.М.Покровским, бывшим ректором Казанского
Богословского института протоиереем Николаем Петровым и др.
Епископ Иоасаф был обвинен в руководстве "Казанской церковно-монархической
организацией": "Пользуясь авторитетом иерарха, возглавил и фактически руководил Казанской церковной монархической организацией, оставаясь активным деятелем ее и после преобразования в филиал Всесоюзного центра церковно-монархической организации "Истинно-Православная Церковь".
На допросе показал: "Мое отношение к разногласиям между митрополитом Кириллом и митрополитом Сергием по вопросу о создании последним около себя Синода таково: митрополит Кирилл вправе, как один из старейших архиереев, притом указанный Патриархом Тихоном первым своим после своей смерти заместителем,
требовать от митрополита Сергия его документальных полномочий на созыв такого Синода, и при отсутствии таковых подвергнуть сомнению компетенцию этого Синода; он вправе требовать передачи этого спора на рассмотрение митрополита Петра, как еще живущего и сохраняющего свои полномочия Патриаршего Местоблюстителя, это право апелляции к главе Церкви гарантировано многими церковными канонами. В силу этого решение митрополита Сергия единолично возникшего между ними конфликта, отказ в передаче этого спора митрополиту Петру и наложение на митрополита Кирилла репрессий в виде увольнения на покой, по моему мнению, канонически неправильно и подлежит отмене. Вышеизложенными обстоятельствами, т.е. узурпацией митрополитом Сергием принадлежащих ему прав, или, во всяком случае, сомнительных до авторитетного их разъяснения, налагаемые им легко репрессии, и не на одного митрополита Кирилла (подчеркиваю, митрополит Кирилл в своем ответе резко и решительно отвергает политические мотивы своих разногласий с митрополитом Сергием, что и дает основание держаться строго церковной оценки этого спора), обвинение всех отбывающих различные наказания духовных, в том числе, значит, и меня, в политической преступности все это заставило меня до времени окончания срока ссылки (ноябрь 1931г.) держаться в отдалении от митрополита Сергия, но не в отделении; когда я получил бы свободу передвижения, то путем личного обмена мыслями с митрополитом Сергием, возможно, на многое вышеизложенное изменил бы свою настоящую точку зрения. К напечатанному в газетах "Интервью" митрополита Сергия я отношусь так: приветствуя его желание всеми имеющимися средствами предотвратить готовящуюся новую человеческую бойню и рассеять многие неправильно сложившиеся мнения о нашей жизни, я пожалел, что митрополит Сергий не нашел надлежащего тона для своего интервью и не избежал, не предусмотрел возражений."
Из показаний его на допросе: "В своих личных отношениях к Советской власти особых приступов враждебности я в себе не помню. Во время наиболее тяжких испытаний в ссылке, когда приходилось голодать, замерзать, валяться больному с слабым сердцем в грязи в тюрьмах, конечно, бывали горькие минуты при наличии сознания своей невиновности, но это не основное чувство".
Никаких показаний на других проходивших по делу обвиняемых епископ Иоасаф не дал.
5 января 1932г. он был приговорен Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ
к 3 годам концлагерей