Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Макаровский Александр Иванович Год рождения1888 День рождения6 Месяц рождения11 Место рожденияПсков магистр богословия, профессор, специалист по истории Русской Церкви
Родился в Пскове в Кремле, где в церковном доме жила семья Ивана Сергеевича
Макаровского, диакона Троицкого собора (впоследствии возведенного в сан протоиерея).
Мать Александра Макаровского Елена Михайловна, урожденная Смирнова, была
дочерью протоиерея Троицкого Кафедрального собора Пскова.
Кроме Александра Ивановича, в семье было еще четверо детей: Гавриил, Надежда,
Людмила и Николай, каждый из которых впоследствии работал в народном образовании
и все, кроме Надежды, в Печорском крае Эстонии с 1920г. по 1940г. ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до конца 1940-х гг.]
[1949-1953гг.]
[1953-1958гг.]
Год окончания1909
В 1909 году блестяще закончил Псковскую Духовную семинарию, благодаря чему
поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на казенный кошт
Санкт-Петербургская Духовная Академия
Год поступления1909 Год окончания1913 кандидат богословия
В 1913г. Александр Иванович закончил Духовную Академию по первому разряду
(первым учеником) со степенью кандидата богословия и
был оставлен при Академии для подготовки к профессуре в качестве профессорского
стипендиата при кафедре психологии у профессора В.С.Серебренникова.
Его кандидатское сочинение было на тему: "Учение Канта о нравственной природе человека и критическая оценка этого учения с точки зрения христианской психологии".
Сохранилась выписка из журнала "Христианские чтения", апрель 1914г.
(Журнал заседаний Совета Императорской СПДА), где очень подробно разбирается
эта работа и дается ей блестящая оценка со стороны рецензентов
Псков, Псковская Духовная Семинария Должность преподаватель Год начала1914 Месяц начала3 Год окончания1918 Месяц окончания8
В 1909 году его отец, Иван Сергеевич Макаровский, переехал в Изборск, получив
там место второго священника в Никольском соборе в крепости.
С марта 1914г. до августа 1918г. Александр Иванович Макаровский служил
преподавателем логики, психологии, философии, педагогики и дидактики в
Псковской Духовной семинарии
Псков Год окончания1919
До весны 1919г. он еще преподавал во Пскове, но уже в 5-ой Трудовой школе
II ступени, читал историю.
Осенью 1919 года он переехал в Изборск к родителям Псковская о., Печорский р. (Эстония до 1940г.), пос.Старый Изборск Год начала1919 Год окончания1947
В Изборске (до 1940г. это была Эстония) с осени 1919г. и до 1925г.
Александр Иванович преподавал Закон Божий в I-й Изборской шестиклассной
русской школе, с 1 ноября 1919г. и до 1 сентября 1940г. являлся ее заведующим.
За эти 20 лет он не только построил новую двухэтажную школу с преподаванием
на русском языке (ученики пошли в новую школу 1 октября 1924г.),
но и сделал все, чтобы эта школа была оснащена всем необходимым.
При школе была организована библиотека, выписаны физико-химический кабинет
для четырехклассной школы "Eluta loodus", физико-химический кабинет Мейзера
и Мертинга, заказаны разнообразные наглядные пособия.
Очень скоро Изборская школа стала своеобразной методической базой для учителей
Печорского уезда.
В 1923г. в школе была устроена первая выставка ученических работ школ
Изборской волости по ручному труду, рисованию, минералогии. Позже аналогичные
выставки стали проводиться периодически. Министерство Народного Просвещения
Эстонской Республики включило Изборск в план обязательных школьных экскурсий.
Руководителем их был назначен А.И.Макаровский. Он проводил для
школьников Изборска и других мест Эстии интереснейшие экскурсии по историческим
местам, памятникам архитектуры и археологии Изборского края.
Так, в мае июне 1923г. он провел 17 экскурсий для учеников средних и
начальных школ. В мае июне 1926г. в Изборске побывали 13 школьных
экскурсий. Изборские школьники также выезжали не экскурсии в другие города
Эстонии.
Практически весь период работы в Изборской школе полностью отражен в труде
Александра Ивановича "Летопись Изборской школы".
Эту летопись он вел все эти годы, и сейчас она хранится в Изборском музее.
В 1934г. он издал учебник истории для 4 класса, а в 1936г. для 5-го класса.
Это были учебники истории для начальных школ Эстонии с русcким языком обучения.
Рисунки к этим учебникам выполнил Николай Иванович Макаровский брат
Александра Ивановича.
Написанные им учебники по русской истории знали и во всех русских школах
Эстонии.
Кроме работы в школе, на протяжении долгих лет он являлся председателем
культурно-просветительного общества. В рамках общества были созданы и активно
действовали театральное и хоровое отделения, оркестр народных инструментов,
библиотека, спортивный кружок "Трувор", домоводческий кружок, кружок любителей
леса, детские площадки.
Александр Иванович выступал перед изборянами с докладами и статьями на темы
общей русской педагогики и дидактики, истории и археологии Псковщины.
Им опубликованы несколько статей по истории Изборска и Псково-Печерского
монастыря.
Вспоминают, что у Макаровского было небольшое собрание археологических
находок, извлеченных им и его учениками из стен крепости или Словенского поля
и Труворова городища.
Макаровский воспитал целое поколение изборян на уважении к древней истории и
любви к своему краю.
Его ученики были инициаторами создания в Изборской библиотеке исторического
кружка "Историческая пятница", на базе которого был создан Изборский музей
на общественных началах.
В 70-е годы музей стал филиалом Псковского музея-заповедника Псковская о., г.Нарва Год начала1940 Год окончания1941
С 1940г. по 1941г. А.И.Макаровский работал преподавателем истории и географии в Нарвской
русской средней школе, а также читал курс общей истории Западной Европы
в вечерней Совпартшколе города Нарва Псковская о., Печорский р., пос.Изборск Год начала1941 Год окончания1947
Во время войны Александр Иванович с семьей вернулся в Изборск и преподавал
грамматику в первом классе Кряковской школы.
С 1944г. по 1947г. он работал заведующим учебной частью и преподавателем
истории и русского языка в Изборской семилетней школе.
В 1947г. вышел на пенсию
Ленинград (Санкт-Петербург), Ленинградская Духовная Академия Должность доцент кафедры истории Русской Церкви (с сентября 1949г.), профессор (с 1951г.), магистр богословия, член Учебного Комитета при Св.Синоде Год начала1949 Месяц начала9 Год окончания1953 День окончания5 Месяц окончания3
В 1949г. А.И.Макаровский был приглашен на должность доцента кафедры истории
Русской Церкви в Ленинградскую Духовную Академию.
Он занимал активную церковно-общественную позицию, способствовал усилению
состава преподавателей Духовной Академии, порой преодолевая вместе с митрополитом
Ленинградским и Новгородским, председателем Учебного Совета Московской
Патриархии Григорием (Чуковым) категорическое несогласие уполномоченного.
Так, одним из самых трудных было назначение профессора-протоиерея Василия Верюжского,
который до своего примирения в 1946г. с Московской Патриархией
был одним из руководителей иосифлян и чудом выжил в лагерях и ссылке.
Еще 5 июня 1947г. о.Василию была присвоена ученая степень доктора церковной
истории, но лишь в сентябре 1951г. он смог приступить к преподаванию в ЛДА,
возглавив вновь созданную кафедру византологии и истории славянских Церквей
(такой же кафедрой о.Василий заведовал в 19131918 гг.в СПбДА).
Из резко негативного письма уполномоченного в Совет по делам РПЦ в апреле 1951г.[4]: Несколько месяцев назад доцент Ленинградской Духовной Академии
А.И.Макаровский вошел в контакт с бывшим профессором Петербургской Духовной Академии протоиереем В.М.Верюжским. Поводом к их сближению послужило поручение, данное Верюжскому Патриархом: дать отзыв на диссертацию Парийского. Напомню, что Верюжский, бывший настоятель храма "Воскресение на крови", был репрессирован в свое время как заядлый иосифлянин и по возвращении в Ленинград ни разу не служил, продолжая оставаться враждебным к Советской власти и не желая участвовать в богослужениях, на которых за cоветскую власть молятся. Несмотря на это, или из уважения к этому, Патриархия всячески поддерживает Верюжского. Ему дали в Москве ученую степень доктора богословия, первую в Советском Союзе, его усердно желали продвинуть профессором в Ленинградской Духовной Академии, и только несогласие властей воспрепятствовало этому протежированию. При первых же встречах Верюжский заговорил с Макаровским, как с историком, о необходимости открытия в Ленинградской Духовной Академии специальности византологии и истории славянских Церквей. Это специальность самого Верюжского.
Макаровский ухватился за эту мысль и стал уговаривать Верюжского
кандидатироваться на эту кафедру, если она откроется. Верюжский ответил, что "наученный горьким опытом, палец о палец сам не двинет, но от предложения ему кафедры не отвернется". Тогда Макаровский составил петицию на имя Патриарха. В Москве к петиции отнеслись благоприятно. Митрополит Григорий ее поддержал, но высказал мнение, что "Кушнарев Верюжского не пропустит". Макаровский, как человек инициативный и понимающий, что требуется для Церкви, был митрополитом выдвинут, а Патриархом утвержден членом Учебного комитета при Патриархе. В Москве насчет кафедры византологии и истории славянских Церквей начали действовать очень осторожно. Сначала отдельным решением открыли с осени 1951г. кафедры этого предмета в Московской и Ленинградской Духовных Академиях. Потом на заседании Учебного комитета, первом с участием Макаровского,
стали подыскивать формулу, как протянуть в академию Верюжского так, чтобы власть это проглядела и пропустила. Выход был найден во временном назначении Верюжского. Как видно, "трюк" был подхвачен и одобрен Патриархом как вполне соответствующий его собственным желаниям и направленности... Кафедра византологии интересна тем, что в ней ставятся непрерывно
вопросы взаимоотношения Церкви и государства, затрагиваются общественно-философские проблемы. Кафедра рассматривает проблемы византийских влияний и заимствований в России. При желании она может быть обращена в острое оружие идеологического и политического характера...".
30 октября 1951г. А.И.Макаровский защитил магистерскую (докторскую) диссертацию
и получил звание профессора.
Из статьи М.В.Шкаровского об открытии в Ленинграде духовных школ: "Владыка Григорий (Чуков) всячески содействовал подготовке преподавателями магистерских диссертаций, только после защиты которых они получали звание профессора. В результате в Ленинградской Духовной Академии состоялся ряд магистерских диспутов (защит диссертаций на соискание ученой степени магистра богословия): ... 30 октября 1951 г. А. И.Макаровского... Все члены преподавательской корпорации не только преподавали, но и активно участвовали в церковно-общественной жизни: писали статьи в "Журнале Московской Патриархии", давали консультации различным отделам Патриархии, поддерживали научные связи с Ленинградским университетом, консерваторией, Публичной библиотекой, Академией наук, создавали новые учебники, распространявшиеся путем перепечатывания через заочный сектор по всей стране, участвовали в международной деятельности Церкви..."
Ленинградский Городской суд 22/05/1953 Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор10 лет ИТЛ с конфискацией имущества
Дело рассматривалось при закрытых дверях.
2122 мая 1953г. А.И.Макаровский был осужден на 10 лет ИТЛ с конфискацией
имущества.
16 июня дело рассматривалось в Верховном суде РСФСР, который отменил
конфискацию имущества.
Предстояло рассмотрение дела в Верховном суде СССР.
В те трудные годы владыка Григорий (Чуков) ходатайствовал за арестованных
и осужденных преподавателей духовных школ.
Когда был арестован профессор А.И.Макаровский, митрополит Григорий обращался
во все возможные инстанции, а 9 июля 1953 г. отправил письмо в защиту
профессора председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Карпову: "Простите за смелость обращения к Вам по делу, которое не имеет прямого отношения к кругу моих обязанностей, но которое тревожит меня, т.к. касается судьбы человека, подвергшегося большому несчастию. Профессор нашей Ленинградской Духовной академии по русской и общей древней церковной истории А.И. Макаровский 5 марта с.г. был арестован и 2122 мая городским судом осужден на 10 лет. Суд происходил при закрытых дверях. Известно только, что ему была предъявлена 58 статья. Дело рассматривалось 16 июня в Верховном суде РСФСР, который отменил конфискацию имущества. Предстоит рассмотрение дела в Верховном суде СССР. Как известно от ведущего дело адвоката, обвинение касалось деятельности Макаровского как преподавателя школы в Эстонии (до перехода его в Ленинградскую Академию) и как профессора Академии. По сообщению адвоката, в Московском суде все обвинения, касавшиеся прежней деятельности Макаровского, отпали; остался только донос об его деятельности в Академии, касающийся специфически религиозных его убеждений. А.И.Макаровский большая научная сила, пользовавшийся большим авторитетом среди студентов. Не мудрено, что нашлись люди, которые по своему осветили религиозные убеждения и авторитет Макаровского, может быть даже в целях самореабилитации. Если дело Макаровского таково, как мне его передали, то оно важно для нас с чисто принципиальной стороны (по отношению к марксистским взглядам) и было бы желательно, чтобы при рассмотрении его в Верховном суде СССР присутствовал хорошо богословски-образованный эксперт, и самое дело было вытребовано из Ленинграда. Ведь дело по существу касается принципиальной стороны преподавания богословских предметов и вообще богословского образования. И только с этой стороны я счел возможным беспокоить Вас своим обращением. Не откажите, если это возможно, выяснению этого дела при рассмотрении его в Верховном суде СССР".
24 июля при личной встрече Карпов сообщил митрополиту Григорию, что передал
письмо председателю Верховного суда СССР, и ему обещали внимательное
рассмотрение дела.
Макаровский еще несколько месяцев оставался под арестом, но владыка не забыл
о пострадавшем профессоре и 12 ноября 1953 г. написал Карпову о необходимости
напечатать статью осужденного в "Журнале Московской Патриархии": "По поводу исполнившегося в 1950 году (18 апреля) 50-летия со дня смерти известного церковного историка, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Василия Васильевича Болотова мною предложено было отметить память знаменитого профессора торжественным собранием Совета академии... Составление соответствующей речи было поручено профессору академии А.И.Макаровскому. Составление речи затянулось, а когда она была готова, то профессор Макаровский по не зависящим от него обстоятельствам был лишен возможности выступить с ней пред собранием. Ныне, 114 января 1954 года исполняется 100-летие со дня рождения В.В.Болотова и было бы очень желательно отметить эту дату хотя бы помещением в "Журнале Московской Патриархии" статьи, посвященной памяти проф.Болотова, написанной проф.Макаровским. Статья очень ценна по содержанию и достойно изображает личность и научные заслуги проф.Болотова. Так как автор статьи сейчас находится в изоляции, то является вопрос, можно ли под статьей поставить подпись А.Макаровского или можно ограничиться подписью "А.М.". Очень прошу Вашего содействия к напечатанию в журнале указанной статьи и указаний относительно подписи под нею".
Помощь владыки способствовала скорому освобождению Макаровского
(уже 26 ноября 1953 г.) и его возвращению к преподаванию в Ленинградской
Духовной Академии
Ленинград (Санкт-Петербург), Ленинградская Духовная Академия Должность профессор Ленинградской Духовной Академии, магистр богословия Год начала1953 День начала27 Месяц начала11 Год окончания1958
А.И.Макаровский являлся крупным специалистом в области истории Русской Церкви.
В период педагогической работы в Академии он составил "Курс истории Русской
Церкви" (домонгольский период), в котором разработал и дал самостоятельное
освещение целому ряду церковно-исторических проблем и написал ряд статей
на церковно-исторические темы, напечатанные в "Журнале Московской Патриархии".
За время работы в Ленинградской Духовной Академии и Ленинградской Духовной Семинарии
у него учились многие деятели Русской Православной Церкви, среди них
Патриарх Всея Руси Алексий II и митрополит Петербургский Владимир (Котляров),
который писал кандидатскую работу под руководством Александра Ивановича
Ленинград (Санкт-Петербург) Год начала1953 Месяц начала11 Год окончания1958 День окончания3 Месяц окончания5
Кончина
1958 День3 Месяц5 МестоЛенинград (Санкт-Петербург) Место захороненияПсковская о., Печерский р., пос.Старый Изборск
Умер в Ленинграде, но похоронить себя завещал в Старом Изборске
Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. Москва Псков: "Духовное преображение", 2005. С.555.