Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX МонашИмяДоСхимы Дамиан Дела ona.25 => ona.25 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Служение
    Служение
    Северо-Кавказский край, Черноморский округ (Краснодарский край, Сочинский р., Адлерский с/с), местечко Змейка, пустынь Красная Поляна, скит свт.Николая 
    монах, иеромонах, иеросхимонах 
    Должность настоятель скита 
    Год начала 1916 
    Год окончания 1929 
    О.Даниил ушел в горы в поисках строгой жизни без соблазнов, тревоживших его
    в монастыре.
    Иеромонах Даниил стал иеромонахом-отшельником. За свою жизнь в горах он переменил
    много мест и построил более 20 келий своими руками.
    Из воспоминаний В.Д.Пришвиной (Лиорко) [1]:
        
    "Среди отшельников, тайно населявших горы, о.Даниилу приходилось встречать
        разных людей, начиная с искателей самоуглубленной жизни и кончая спасавшимися
        от политических преследований (в т.ч. и до 1917г.). Почти все эти люди,
        приходившие туда в поисках убежища, становились добрыми монахами.
        О.Даниил знавал из лично, и немногими резкими мазками набрасывал нам их
        портреты... Так рядом с нашим временем в горах Кавказа благодаря их
        труднодоступности шло свое время, своя история. Она изустно передавалась и
        была неведома миру — история многих христианских подвижников, осуществлявших
        образ древнего благочестия, как будто еще не кончились времена Фиваиды..."

    В 1924г. иеромонах Даниил жил один в скиту свт.Николая,
    в келье на поляне "полгоры" около местечка Змейка в горах в нескольких
    километрах от маленького селения Ачиш-Хо в районе Красной Поляны.
    Предшественником о.Даниила здесь был иеромонах о.Трифиллий.
    О.Даниил спускался с гор только 2 раза в год в ближайшее селение, чтобы поменять на
    соль деревянные ложки, вырезанные им из самшита.
    Он знал все пути в окрестных горах, побывал во многих местах Приэльбрусья,
    умел ходить в горах, знал, как ступать, как помогать себе палкой, чтобы
    не провалиться в трещину на леднике или не свалиться в пропасть.
    У о.Даниила был огород.
    В 1924г. келью о.Даниила нашел приехавший из Москвы и также стремившийся к
    пустынножитию 24-х летний Олег Поль (Бурданов).
    Поняв духовное состояние Олега Поля, о.Даниил оставил его жить у
    себя в келье в качестве послушника.
    Между наставником и послушником, писавшим в то время философский труд, сложились доверительные
    отношения, полные уважения и внимания друг к другу.
    Встреча с о.Даниилом была для Олега воистину даром Провидения. Все свободное от
    выполнения молитвенного правила время Олег писал философский труд. Зимой Олег Поль
    уезжал в Москву за необходимыми книгами.
    Летом 1925г. Олег Поль с разрешения о.Даниила, привез к нему Валерию Дмитриевну
    Лиорко (позже жена М.М.Пришвина), с которой его связывала возвышенная духовная
    дружба и Александра Васильевича Лебедева.
    Все трое молодых людей мечтали об аскетической жизни в пустынножитии в горах.
    (Как показало время, этому не суждено было осуществиться).
    Из воспоминаний В.Д.Пришвиной:
        "От Сочи до Красной Поляны шли редкие попутные грузовики берегом Мзымты.
         От Красной Поляны Олег вел нас в течение нескольких часов одному ему
         известными тропами по правому берегу реки Монашки, сбегающей с ледника Ачиш-Хо...
         Было утро. Мы находились на юго-западном склоне Ачиш-Хо. Вершина горы
         блистала розовым и золотым, а у нас еще стоял утренний туманец и кавказская
         душистая сырость, насыщенная пряными запахами южных растений. По краям
         нашей поляны шли непролазные дебри колючек, бурелома и зарослей.
         Среди них поляна наша напоминала зеленую чашу.
         О.Даниил встретил нас просто, немногословно и суховато, словно ему было
         привычным и уже малоинтересным делом принимать у себя молодых девушек,
         и с первого же часа наша жизнь получила благодаря его такту четкий,
         для всех удобный и легкий порядок.
         Мне о.Даниил сразу определил свой деревянный топчан с таким же изголовьем,
         покрытый одной тонкой истертой козьей шкуркой. Правды ради, упомяну, что
         шкурка была полна блох... Олегу и Александру Васильевичу было указано спать
         на полу. В маленькой келье не оставалось больше места, и сам о.Даниил перешел
         в сенцы. Впрочем, мы никогда не видали его лежащим или спящим, хотя вставали
         с солнцем.
         Умывшись у родника, мы совершали полное утреннее богослужение: часы, утреню,
         обедницу по зачитанным и закапанным воском старинным книгам. Книги служили
         многим поколениям и сейчас лежали на аналое.
         В маленькое и единственное окошко видны были холмистые гряды близких зеленых
         и дальних снежных цепей. В него вливался горный чистейший воздух, доносились
         голоса птиц, и мы знали, что ни один звук из человеческого мира не нарушит
         очарования нетронутой природы.
         Совершая последнюю службу — обедницу — о.Даниил вынимал единственную свою
        "роскошную", как он ее называл, вещь — голубую кофейную чашечку с отбитой
         ручкой и выщербленным краем, клал в нее кусочек душистой пихтовой смолы и
         кадил в келье.
         Я стою позади всех. О.Даниил читает быстро, перебегая от слова к слову.
         Его манера читать напоминает его походку. Он грассирует, что редко
         встречается у простого народа, и это почему-то приятно.
         Олег уже усвоил его манеру строгого чтения, как читают в монастырях...
         Церковные гласы вписываются в симфонию утра и сливаются с птичьими голосами...
         Я вижу суетность и убожество всего, чем занят где-то в далеком миру человек;
         вижу прекрасную бедность о.Даниила... Я не могу сдержать слезы... Я выхожу
         из кельи, сижу у родника. О.Даниил говорит мне ласково и серьезно:
             " Слезы — утешение монаха: не стыдись их!"
         Он поразил меня сразу ясностью мысли, способностью к четким формулировкам
         не хуже любого тренированного ума. Каждое произносимое слово, как и каждое
         движение, было у о.Даниила непринужденно и точно. В соединении с деликатностью
         и внешним благообразием это производило сильнейшее впечатление...
         Ведь перед нами был простой крестьянин, живущий один вне каких бы то ни
         было внешних влияний, кроме влияния природы да нескольких имевшихся у него
         древних книг.
         По нашему настоянию впоследствии о.Даниил написал свои воспоминания и
         назвал их "Близ заката". Книга была написана образным языком, но...
         без прописных букв и знаков препинания. Мальчиком, работая на конфетной
         фабрике, он успел "съесть" на конфетах передние зубы, о чем "пресерьезно"
         нам рассказывал, но так, что мы смеялись. Было ему теперь лет 50.
         Седины у него не замечалось, вероятно, из-за светлых волос.
         Был он сухой, небольшой, легкий на ногу, как настоящий горец.
         Смотреть, как он работает или просто движется по земле, — было наслаждением...
         Днем мы работали по хозяйству, читали, помогали о.Даниилу в его небольшом
         огороде, где стояли колоды пчел... С наступлением вечера мы снова вычитывали
         все положенные службы, а потом в сумерки разводили костер, и тут начинались
         увлекательные беседы с участием о.Даниила.
         Иногда он пек нам на угольях "рябчиков" — так называл он блины на закваске,
         которые были высшей роскошью наших трапез. Без нас питаньем о.Даниила много
         лет были овощи и кукуруза, росшие на его огороде, да дикие каштаны и груши.
         Постное масло, как постоянный продукт, появилось в келье о.Даниила только
         с приходом к нему Олега.
         Один-единственный раз о.Даниил отправился в соседнее селение за несколько верст
         с просьбой дать ему бутылку молока. Крестьяне подивились и дали, не
         расспрашивая. Оказалось, что молоко понадобилось ему для кошки, неизвестно
         откуда пришедшей под его защиту, чтобы окотиться...
         У вечернего костра и родилась книга "Близ заката". Рукопись ее не сохранилась,
         хотя и была переписана нами в нескольких экземплярах. "Мы — цари", — любил
         говорить о.Даниил, угощая нас "рябчиками" и повествуя о трудной, полной
         жесточайших лишений и опасностей жизни монахов-пустынников.
         В эти минуты мы поняли, что о.Даниил — не старик, а чудесно сохранившийся
         юноша без возраста, безупречно чистый и крепкий, как орех без чревоточины.
         Свобода и собранность, веселость и неизменное чувство ответственности за
         каждый день, за каждое движение мысли — все это было плодом личных, никем
         не воспитываемых, ничем "практическим" не вознаграждаемых усилий.
         На стенах кельи я увидала однажды торопливо записанные углем отдельные слова.
         О.Даниил нахмурился, помолчал недолго, справился с собой и улыбнулся мне:
            "Сам виноват — надо было вымыть келью к твоему приезду".
         И он рассказал мне просто, не таясь, что имеет обыкновение записывать на
         стене углем (карандаш не всегда бывал в хозяйстве монаха) ценные для него
         мысли, приходящие во время молитвы, чтоб молитву не прерывать...
         Так жили мы под несмолкаемый рокот Монашки, бежавший глубоко под нами...
         Ночью ее голос смешивался с голосами зверей: дикие кошки, рыси, медведи,
         кабаны, горные туры...
         Однажды о.Даниил сказал:
             "Скоро Троица, надо нам сходить к отцам на Медовеевку к о.Савватию.
          Путь долгий. Пока вы тут "прохлаждались", я, сестрица Валерия, тебе
          чарушики сплел".
         О.Даниил протянул мне пару легчайших лапотков из цельного куска кожи,
         размоченной и растянутой по форме ноги без швов — чарушей, лучшей обуви
         горцев:
             "Мы тебе белый апостольник сошьем, в жару у нас так послушницы
              молодые ходят".
         За ночь он сшил мне из куска привезенной нами простыни готовый апостольник,
         подрубленный мелкими ровными стежками. Мы подивились работе.
             "Монах должен все уметь!", —
         весело ответил нам о.Даниил...
    Медовеевка — было поселение монахов, состоящее из нескольких полян с кельями,
    в верстах 30 от Красной Поляны. Там уже издавна обитали несколько весьма
    уважаемых старцев, и посередине был храм, ничем внешне не отличавшийся от
    остальных домиков, только в нем никто не жил и туда собирались несколько раз
    в год по великим праздникам окрестные пустынники для совместного богослужения
    и совершения таинств. Это были единственные дни их свиданий. Если кто не приходил —
    значит заболел или помер. Тогда шли к нему помочь или похоронить.
    Такое же поселение было в районе Сухума, глубоко в горах, называлось оно Псху.
    Там жили отдельно монахи и монахини. Устав там был очень суровый. По рассказам
    о.Даниила, были в те годы на Кавказе еще более глубокие, уединенные поселения
    монахов. О местоположении их не знал и сам о.Даниил, только известно было, что
    путь туда, почти недоступный, идет по висячим спрятанным в тайниках мостам через
    пропасти и потоки. И эта "глубочайшая" пустыня была мечтой каждого монаха...
    На закате мы пришли на центральную поляну Медовеевки... и поспешили в храм,
    где уже начиналась Троицкая всенощная. Вся келья, вдвое больше обычной, была
    устлана свежей травой... Не было ни иконостаса, ни икон, ни лампад, но тем не
    менее, это был храм, т.к. в восточной части кельи стоял грубо вырезанный
    топором престол, покрытый антиминсом, и на нем несколько икон., Перед иконами
    горели толстые самодельные свечи... Службу совершал о.Савватий... Поверх его
    холщовой заплатанной одежды была надета старая парчовая риза, из-под нее
    выглядывали его ноги в лаптях и онучах, аккуратно перевязанные веревочкой.
    На груди висел деревянный священнический крест... Тихие возгласы; в ответ на них
    тихое пение молящихся — все мы, присутствующие, были хором... Глубокой ночью
    кончилась праздничная служба. Монахи улеглись ночевать тут же в храме на траву...
    Когда рассвело, началась литургия. Все исповедались и причастились из самодельной
    деревянной чаши о.Савватия...
    Перед отъездом мы навестили тяжко болящего друга о.Савватия, иеромонаха
    о.Симона, живущего тут же... Ложка постного масла в общий котел, принесенного
    заботливым о.Даниилом в бутылке, была праздничным украшением трапезы для о.Симона.
    Когда мы пришли на свою поляну, оказалось, что дикие кабаны ночью перерыли и
    уничтожили огород о.Даниила...
    О.Даниил ни разу не выказал и тени утомления от нашего пребывания у него... В
    заботах гостеприимного хозяина и внимательного отца было столько благородного
    такта!"

    Осенью 1926г. в скит к о.Даниилу приехал ученик Олега Поля,
    преданный юноша, моложе его на несколько лет, Борис Корди (в будущем архимандрит),
    который вскоре принял монашеский постриг с именем Арсений. Они стали жить в
    скиту втроем, выстроив новые кельи на поляне.
    Из письма Олега Поля В.Д.Пришвиной (Лиорко):
        "...Еще сказал о.Даниил:
              "Как первые монахи нигде не были в монастырях, а почти все —
    святые, так будет и с последними монахами".

    В 1927г., по благословению о.Даниила Олег Поль принял постриг с именем Онисим,
    а в 1929г., по его же благословению, съездил в Ленинград (Санкт-Петербург),
    где архиепископ Димитрий (Любимов) рукоположил его во иеромонаха.
    О.Даниил стал организатором и настоятелем скита "Святителя Николая" в Сочинском р-не
    Тайная "закрытая" монашеская община-скит во имя свт.Николая, в котором жили
    иеромонах Даниил, иеромонах Онисим, иеромонах Арсений (Корди), находилась в
    ведении епископа Майкопского Варлаама (Лазаренко).
    Иеромонах Онисим исполнял обязанности благочинного всех закрытых
    общин Майкопского и Черноморского округов, которые скрывались в глухих,
    недоступных местах. Члены этих общин во главе с епископом Варлаамом, в том
    числе иеромонахи о.Даниил, о.Онисим, о.Арсений не признавали обновленцев,
    а также "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского), находились на
    нелегальном положении.
    Владыка Варлаам, а с ним иеромонах Даниил и все монашеские закрытые общины,
    Майкопского района были под угрозой ареста.
    Вот отрывок из письма владыки Варлаама архиепископу:
         "Началось интенсивное давление от внешних на монашествующих.
          В противоположность сему мы увеличиваем число таковых в том убеждении,
          что с уничтожением монастырей не должно уничтожиться иночество.
          Живем скрыто от "внешних", да и свои немногие знают.
          Имеем просторный подземный храм и полный штат служителей.
          Имеем возможность посвящать ставленников и управлять общинами.
          В Майкопе существует епархиальный административный орган —
          Постоянное совещание пресвитеров, есть два благочинных"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ