Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Авраамий (Дернов Анатолий Иванович) Год рождения1874 День рождения29 Месяц рождения7 Место рожденияВятская губ., Глазовский у. (Удмуртия, Глазовский р.), с.Верхние Парзи (Чебершур) архиепископ Специальностькандидат богословия
Принадлежал к старинному вятскому роду, из которого вышло немало священников,
учителей, купцов.
Родился 29 июля 1874г. в семье Ивана Васильевича Дернова (23.02.18371899),
священника Троицкой церкви с.Верхние Парзи Глазовского уезда и его жены Феоктисты
Александровны (1837г.р.), дочери настоятеля Троицкой церкви того же уезда
с.Юкаменское Александра Ивановича Флорова (180207.02.1859).
Отец будущего архиерея Иван Васильевич Дернов был известен как талантливый
изобретатель-самоучка. С 1877г. он становится священником Преображенского собора
г.Глазова, в 1881г. возведен в сан протоиерея I округа, благочинный, миссионер
по делам раскола северной части Глазовского уезда.
В семье Дерновых, кроме Анатолия, будущего архиепископа, родилось девять человек
детей:
Августа (23.09.185903.03.1862); Павла (13.10.186102.06.1880), жена
преподавателя Глазовского духовного училища Алексея Гавриловича Селивановского;
Николай (15.11.186325.06.1865); Василий (13.11.1865г.р.), священник;
Александр (06.06.1868г.р.), священник в с.Звездино-Афанасьевское;
Клавдия (03.04.187012.04.1870); Юлия (03.04.187017.04.1870);
Елизавета (род. 05.10.1871г.), жена священника Вознесенского собора г.Сарапула
Азария Ивановича Васнецова; Людмила (ок.1877г.р.); Николай (род. 29.05.1878г.),
священник Преображенского собора г.Глазова.
Все четверо доживших до зрелого возраста их сыновей стали священнослужителями,
а дочери женами священников.
Почти все детство Анатолия, будущего архиепископа, прошло в Глазове.
До 9 лет он жил "при родителях", обучался в приходской школе, затем поступил
в Глазовское духовное училище Фотографии
епископ Авраамий (Дернов), фото из дела 1925(1926?)г. епископ Авраамий (Дернов) Будущий архиепископ Авраамий (Дернов) (второй ряд, первый слева)
Год окончания1899
В 1899г. окончил Вятскую Духовную Семинарию с аттестатом I разряда
Казанская Духовная Академия
Год окончания1901 кандидат богословия
В 1901г. окончил Казанскую Духовную Академию со званием действительного студента
с правом получить степень кандидата богословия без новых устных испытаний
Гродненская губ., Белостокский у. (ныне Польша), г.Супрасль, Супрасльский Белостокский Благовещенский мужской монастырь архимандрит Должность настоятель Год начала1911 День начала4 Месяц начала4 Год окончания1915
Здесь он знакомится с архиепископом Виленским, будущим Патриархом Тихоном (Беллавиным).
Во время Первой мировой войны, с наступлением немецких войск на Польшу,
монахи были эвакуированы в Москву в Высокопетровский монастырь.
Настоятельство с архимандрита Авраамия было снято Москва, Высокопетровский монастырь архимандрит Год начала1915
Москва Год начала1915
С 1915г. временно проживал в Москве, Казани и Глазове Казань Вятская губ. (Удмуртия), г.Глазов Год окончания1920
В Глазове проживал у своего брата Василия, священника Преображенского собора
Вятка (Киров), Трифонов мужской монастырь архимандрит Должность настоятель Год начала1920 Год окончания1923 День окончания16 Месяц окончания9
В 1920г. переехал в Вятку в связи с назначением "наместником архимандрита-настоятеля
Вятского мужского Трифонова монастыря", став одним из вождей борьбы с обновленчеством
в Вятской епархии.
Приводимый у Мануила (Лемешевского) факт его служения архимандритом Александро-Невской
Лавры не соответствует действительности: митрополит Мануил перепутал его
с архимандритом Авраамием (Чурилиным)
епископ 1923 День16 Месяц9 МестоМосква, церковь мч.Трифона в Напрудной слободе Кто рукоположилПатриарх Тихон (Белллавин)
В 1923г. Трифоновская община Вятки обратилась к Патриарху Тихону с просьбой
ввиду ареста преосвященных: Вятского Павла (Борисовского) и Уржумского Виктора
(Островидова) рукоположить в епископский сан архимандрита Авраамия с титулом
епископа Уржумского, викария Вятской епархии. 6 сентября 1923г. Патриарх Тихон
благословил совершить хиротонию архимандрита Авраамия во епископа с поручением
вновь поставленному Уржумскому святителю управлять всеми приходами Вятской
епархии патриаршей линии, что и было осуществлено в Москве 16 сентября.
17 сентября Владыка Авраамий получил удостоверение с автографом Патриарха Тихона: "Архимандрит Авраамий (Дернов) согласно резолюции Святейшего Патриарха Тихона и Временного при нем Высшего Управления от 6 сентября 1923г. за N 26 наречен во епископа Уржумского Вятской епархии и хиротонисан 16 сентября 1923г. во граде Москве в церкви мч.Трифона, что в Напрудной Слободе. В чем и выдано сие удостоверение Преосвященному Авраамию, епископу Уржумскому Вятской епархии, 17 сентября 1923г. Хиротония совершена Патриархом Тихоном. Москва, Донской монастырь. N 33".
Свое согласие принять ответственный пост Авраамий объяснил тем, что он "учитывал
тяжелое положение, в каком находится Православная Церковь в связи с происходящим
в ней расколом"
Вятская епархия епископ Должность епископ Уржумский, викарий Вятской епархии, в.у. Вятской епархией патриаршей линии Год начала1923 День начала16 Месяц начала9
Противодействовал обновленцам
Вятская губ. (Кировская о.), г.Уржум Год начала1923 День начала27 Месяц начала12 Год окончания1924 Месяц окончания5
Из письма генерала-майора кн. К.Э.Ухтомского, проведшего вместе
с епископом Араамием в 1924г. около двух месяцев в одной тюремной камере [7]: "Очень уж симпатичен и дорог для меня этот кроткий и истинно верующий человек; в нем как-то все слилось: и твердость духа, и кротость, почти робость житейская... Таких пастырей мало у нас было, а сейчас, в дни повсеместного оскудения и морального упадка почти и совсем не видно".
Вятская епархия епископ Должность епископ Уржумский, викарий Вятской епархии, в.у. Вятской епархией патриаршей линии Год начала1924 Месяц начала5
С епископом Авраамием еще со времени обучения в Казанской Духовной Академии
был знаком епископ Виктор (Островидов), они поддерживали друг с другом
теплые отношения, укрепившиеся в ходе совместной борьбы с обновленцами.
В 1924г. епископ Виктор советовал из ссылки своим духовным чадам вятской
семье Чудиновских: "Я думаю, что посещаете службу Владыки Авраамия. Так и делайте, держитесь за него крепче и во всем его слушайтесь и советуйтесь с ним, если какая нужда будет...".
В другом письме от 17/30 марта 1924г. епископ Виктор писал: "Очень хорошо сделали, что на день именин посетили вл. Авраамия: лучшего ничего и придумать нельзя было. Господь да не оставит тебя за это святое дело. Владыка Авраамий великий человек по своему смирению пред Богом. Наверное его тоже сошлют туда, либо далеко. Помоги ему, Господи!"
Епископ Авраамий активно боролся с обновленчеством, поддерживая линию Патриарха
Тихона, что очень не нравилось Вятскому Губотделу ГПУ
Вятка (Киров) Год ареста1925 День ареста6 Месяц ареста3
Епископ Авраамий был арестован 6 марта 1925г. в Вятке прямо в Успенском соборе
Трифонова монастыря. По воспоминаниям прихожанки Н.И.Чудиновских: "Как только епископ появился на амвоне, к нему подошли два человека в штатском и в присутствии прихожан его увели" [4].
По мнению вятского исследователя Е.В.Кустовой, поводом для задержания послужила
его активная помощь ссыльным вятским епископам Павлу (Борисовскому) и
Виктору (Островидову), священникам, а также всем осужденным по церковным и
политическим делам Вятского Исправдома.
Из протокола обыска при задержании владыки Авраамия, проведенном на основании
ордера Вятского Губотдела ОГПУ от 6 марта 1925г. в описи конфискованного
имущества указана "Фотографическая карточка Патриарха Тихона".
Под изображением святителя имеется рукописный автограф "Патр.Тихон, 1924".
В данном судебно-следственном деле имеется еще один документ с автографом
Патриарха Тихона это удостоверение о хиротонисании во епископа, выданное
владыке Авраамию 17 сентября 1923г. [11]
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 13/11/1925 Обвинение"антисоветская агитация, связь с монархическим элементом, организация церковно-монархического центра по Вятской губернии" Статьяст.69,121 УК РСФСР Приговор3 года высылки в Зырянский край
Вятским губотделом ОГПУ были привлечены к следствию 11 человек. Среди них
епископ Уржумский Авраамий (Дернов), временно управлявший Вятской епархией,
настоятель Серафимовской единоверческой церкви иеромонах Владимир Пуссет,
священник Петр Иванов, иеромонах Варфоломей Попцов, помощник епархиального
миссионера Константин Николаевич Иванов.
Они, как и другие арестованные, проводили в жизнь церковную политику Патриарха
Тихона после его ареста и лишения патриаршего сана на "разбойничьем"
обновленческом Соборе.
Из материалов дела: "В августе 1924г. г.Нолинске священник Половников по договоренности с епископом Авраамием (Дерновым), используя темное, фанатичное религиозное население, захватил все обновленческие церкви города". "В декабре 1924г. епископ Дернов с согласия бывшего Патриарха Тихона пытался организовать в Вятке "Истинно-православное христианское общество" под идейным водительством Патриарха Тихона. Членами общества стала группа судимых и подсудимых неблагонадежных с политической стороны лиц из служителей культа и мирян. Вятским губисполкомом данное общество не утверждено". "В декабре 1924г. по договоренности и с благословения епископа Авраамия (Дернова) в г.Яранске была создана церковная группа, во главе которой стояли купцы Чернышевы и Стародумов, член Государственной Думы и Государственного Совета, член вятской монархической организации, секретарь яранской организации партии правого порядка и член Союза Михаила Архангела. Группа, опираясь на фанатичную религиозную толпу, произвела захват всех обновленческих церквей города, снеслась через епископа Дернова особым делегатом с бывшим Патриархом Тихоном. Последний с мнением церковно-монархической группы согласился и выслал в Яранск только что окончившего духовную академию молодого епископа Нектария". [11].
13 ноября 1925г. епископ Авраамий был приговорен к 3 годам высылки в Зырянский край
Вятка (Киров), Исправдом Год начала1925 День начала6 Месяц начала3 Год окончания1925 Коми (Зырян) АО, с.Гиблый Ад (д.Гиблая) (Пермский край, Осинский р., с.Сосновый Год начала1925 Год окончания1928 День окончания9 Месяц окончания3
Тем временем на родину владыки Авраамия в г.Глазов в 1926г. был сослан его
друг и соратник, бывший вятский архиерей епископ Глазовский Виктор (Островидов).
Спустя год Глазов стал центром нового церковного нестроения.
Осенью 1927г. владыка Виктор не принял известную "Декларацию" заместителя
Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), расценив ее как
переход на позиции духовной солидарности с безбожным государством. Епископ
Виктор стал одним из вождей "правой" церковной оппозиции "викторианского
разделения".
В течение 19271928гг. к епископу Виктору присоединилось значительное число
приходов Вятского края и Удмуртии.
В борьбе против обновленчества взгляды владыки Виктора и владыки Авраамия
совпадали, однако по поводу нового разделения 1927г. и последовавших раздоров
епископ Уржумский Авраамий в двух письмах епископу Виктору из ссылки выразил
неодобрение его деятельности.
В ответ епископ Виктор из Глазова отправил владыке Авраамию письмо-увещевание,
в котором попытался объяснить причины своей непримиримой борьбы против
митрополита Сергия. Это послание в копиях разошлось по православному миру и
получило широкую известность как "Письмо владыки Виктора к епископу А.".
21 декабря 1927г. епископ Авраамий отправил из ссылки короткое письмо на имя
архиепископа Вятского Павла (Борисовского), ведущего в Вятской епархии
бескомпромиссную борьбу с "викторовщиной": "Долго я не хотел верить, что на Вятке существует новый церковный раскол и хотел быть с теми и другими. Хотя там у меня друзья, хотя слышу, что Вы не хотите пускать меня на Вятку, я все-таки заявляю, что я с Вами, хотя бы и в качестве простого смертного, убогого странника, каковым и состою..." .
После получения этого послания Временный Вятский Епархиальный совет 12 января
1928г. постановил: "Ввиду особой важности для борьбы с "церковными раздорниками, возглавляемыми епископом Виктором,... дать письму Владыки Авраамия возможно широкое распространение в г.Вятке и епархии... в надлежаще засвидетельствованных копиях".
По словам епископа Котельнического Никифора (Ефимова): "Только потому, что владыка Авраамий открыто отмежевался от "викторианцев", многие церковники и миряне Вятской епархии остались в православии".
Таким образом, истинно христианская позиция и высокий духовный авторитет
епископа Уржумского Авраамия позволили серьезно укрепить позиции сергианского
направления в Вятской епархии.
Свое неприятие "викторовского" движения епископ Авраамий разъяснил в письме
на имя священника с.Средне-Ивкино о.Сергия Домрачева, посланном из ссылки
в Палаузе Коми-Зырянского края 4/17 февраля 1928г.: "...Я, по милости Божией, в расколе с Владыкой Павлом (Борисовским) не состою, как и писал ему о сем. За строгость к уклонявшимся в обновление Господь попустил ныне, чтобы Владыка Виктор сам впал в искушение от лукавого. Если первое искушение (обновленчество), соответственно первому искушению Господа (Мф. 4), могло быть побеждено силою веры, то это второе искушение, попущенное на горячо верующих, но гордых своею верою, опять же в соответствии со вторым искушением Господа, может быть побеждено лишь силою смирения. Раскол несомненно питает гордость и сам питается ею, а нам надлежит смиряться и быть верным тому, кто идет путем смирения, ибо туда идут во имя Пославшего, а не самовольно. Гоня от себя всякий помысел возможности изменить долгу, я рассуждаю в отношении себя самого так: если бы Архиепископ Павел (Борисовский) и был действительно в чем-либо непростительно виновен перед Церковью и против веры, то я, остаюсь до суда над ним всей нашей Церкви, верным ему, как получившему свою власть преемственно от Христа... Я предан не лично тому или иному иерарху, а тому пути Христову, на котором он стоит. Тем сознательнее должна быть моя вера, тем глубже смирение, тем ярче упование, тем выше пред Господом подвиг любви... Во имя этого же смирения пред Господом мы должны молиться и за предержащую власть, ибо она дана Богом в строгом соответствии с нашим достоинством... Сердце мое скорбит о новых отщепенцах: там у меня друзья, там я оставляю часть сердца и не успокоюсь, дондеже все придем в единство. Молитесь о умиротворении Церкви и о подвергшихся искушению...".
В марте 1928г. закончился срок ссылки владыки Авраамия.
9 марта 1928г. решением ОСО при Коллегии ОГПУ епископ Уржумский Авраамий был
освобожден с лишением права проживания в 6 крупных городах СССР и в Вятской губ.
Саратовская губ. (Нижневолжский край (Волгоградская о.), г.Камышин Год начала1928 Месяц начала3 Год окончания1928
Не имея права проживать в Вятской губ., епископ Авраамий, оставаясь епископом
Уржумским, переехал (по другим данным, ссылка была продлена на 1 год, и он был
выслан), в г.Камышин, где проживали родственники епископа Виктора,
так что идейные разногласия не смогли разрушить дружеские отношения между
двумя архиереями.
17 апреля 1928г. владыка писал в Вятку архиепископу Павлу (Борисовскому): "Я был обрадован вестию о скором своем освобождении, но и опечален, что лишен возможности посетить Вятку, видеть Вас и всех, кто близок мне по духу. Не зная, где главы преклонить, поеду в Глазовский уезд к родным, оставаясь неизменно в духовном единении с Вами..." Вотская АО (Удмуртия), г.Глазов, ул.Ленина, 19 Год начала1928 Месяц начала4
В Глазове к приезду владыки Авраамия епископа Виктора уже не было, потому что
еще 4 апреля 1928г. его арестовали.
Первое время после приезда епископ Авраамий проживал у своего старшего брата
Василия, священника городского Преображенского собора Вотская АО (Удмуртия), г.Глазов, дом Бобровской Год окончания1929 День окончания22 Месяц окончания2
Потом владыка Авраамий поселился в Глазове в частном доме горожанки Бобровской.
Не имея права, как ссыльный, выехать в Уржум к своей пастве, епископ Авраамий
подал в конце 1928г. прошение на имя митрополита Сергия об увольнении на покой
от управления Уржумской епископией.
В феврале 1929г. вместо увольнения он получил новое назначение
Вятская епархия епископ Должность епископ Глазовский, временно управляющий Вятской епархией Год начала1929 День начала22 Месяц начала2 Год окончания1931
22 февраля 1929г. по ходатайству епископа Котельнического Никифора (Ефимова)
Московская Патриархия назначила епископа Авраамия попечителем вышедших
из раскола округов Глазовской епископии с предоставлением "временного права
самостоятельно правящего архиерея".
Приходы Глазовского уезда, порывающие с викторианством, подавали прошения
в Патриархию через епископа Авраамия. Под управлением епископа Авраамия оказалось
около 30 храмов в Глазове и в нескольких селах Глазовского уезда.
В течение 19291930гг. успешно завершилось возвращение глазовских приходов
под юрисдикцию Московской Патриархии. Все духовенство города принесло покаяние
и перешло на сторону митрополита Сергия.
Несомненно, епископ Авраамий внес значительный вклад в стабилизацию церковной
жизни в Глазове и уезде. Авраамий, обладая мягким и кротким незлобивым
характером, лишенный властолюбия и суетности, сумел наладить ровные
отношения и с бывшими викторианцами, каких много было в его глазовском
окружении, и со сторонниками митрополита Сергия
././1931 Обвинение"антисоветская агитация" Приговор1 год принудительных работ
В 1931г. приговорен к 1 году принудительных работ "за антисоветскую агитацию".
Этот приговор стал главной причиной того, что в 1931г. епископ Авраамий,
по собственному прошению, был уволен на покой
Вотская (Удмуртская) АО (Удмуртия), г.Глазов, принудительные работы Год начала1931 Год окончания1932
Из Глазова епископ не уезжал.
До 1932г. имя епископа Авраамия возносилось за богослужениями
во всех храмах Вятской епархии. Это считалось одним из средств борьбы
с викторианским расколом.
В марте 1932г. по предложению архиепископа Котельнического Евгения (Зернова),
временно управляющего Вятской епархией, временный Вятский Епархиальный Совет
постановил прекратить возношение имени епископа Авраамия, бывшего епископа
Уржумского, в церквях Вятской епархии
Удмуртская АССР (Удмуртия), г.Глазов, Преображенский собор епископ Год начала1933 Год окончания1935
Вместе с братом Василием входил "в состав служителей культа, состоящих на службе
религиозной общины Преображенского собора".
Основным местом жительства епископа Авраамия в Глазове стал Преображенский собор,
представлявший собой целый комплекс зданий. Документ 1932г. описывал его так: "С западной стороны находится 1 колокольня в один ярус... За колокольней находится т.н; "старый" (Никольский) собор, за ним помещение для сторожей. С восточной стороны находится "Новый" (Преображенский) собор. Все эти отдельные части тесно примыкают друг к другу".
Епископ жил в здании сторожки Преображенского собора, в небольшой комнате
с одним окном, выходящим на городскую площадь.
15 марта 1930г. Президиум Горсовета "изъял" у верующих "старый" собор "для
хранения зерна", в 1932г. отобрал Вознесенскую колокольню для использования
под пожарную каланчу. У Вознесенского храма-колокольни был снесен верх
со шпилем и крестом. В 1934г. был отобран кладбищенский храм.
В 1935г. Вознесенский храм переделали под парашютную вышку.
26 декабря 1934г. определением Заместителя Патриаршего местоблюстителя
Сергия (Страгородского) и Патриаршего Синода в связи с присвоением архиепископу
Ижевскому положения областного архиерея, Глазовское викариатство было признано
"самостоятельной епархией в пределах Удмуртской области".
3 января 1935г. владыка Авраамий был окончательно освобожден из ссылки
Глазовская епархия епископ Должность епископ Глазовский Год начала1935 День начала22 Месяц начала5 Год окончания1937 День окончания9 Месяц окончания1
9/22 мая 1935г. вторично назначен епископом Глазовским, управляющим новообразованной,
самостоятельной Глазовской епархии, которая на тот момент насчитывала 28 действующих
храмов.
В 1936г. все три отобранных у верующих каменные храмы Преображенского собора
г.Глазова "в связи с дефицитом стройматериалов" были разрушены.
К концу 1936г. на главной площади Глазова из всех зданий Вознесенско-Преображенского
храмового комплекса оставался только "новый" собор с помещением для сторожей,
где продолжал жить владыка Авраамий.
В том, что Преображенский собор сумел продержаться почти пять лет, есть немалая
заслуга его причта и прихожан, окормляемых епископом Авраамием.
Городские власти неоднократно пытались "изъять" Преображенский храм под предлогом
его "аврийности". Собор неустанно посещали комиссии Горсовета, требовавшие ремонта
еще достаточно крепкого каменного здания.
Все богослужения и собрания в храме запрещались под страхом уголовной ответственности.
21 ноября 1936г. комиссия Горсовета, в очередной раз, "впредь до окончания ремонта
здания Преображенского собора", потребовала "немедленного прекращения... ни
молитвенных, ни каких-либо других собраний"
Удмуртская АССР (Удмуртия), г.Глазов, сторожка Преображенского собора Год начала1935 День начала22 Месяц начала5 Год окончания1937 День окончания9 Месяц окончания1
архиепископ 1937 День9 Месяц1
"В воздаяние за усердное и многолетнее служение Церкви Божией" владыка Авраамий
указом Московской Патриархии от 9 января 1937г. был возведен в сан архиепископа
Глазовская епархия архиепископ Должность архиепископ Глазовский Год начала1937 День начала9 Месяц начала1 Год окончания1937 День окончания10 Месяц окончания5
В начале 1937г. городские власти закрыли Преображенский собор, объявив верующим
о необходимости его ремонта.
Поэтому новоиспеченный архиепископ был вынужден ехать в Москву вместо с делегацией
верующих Глазовской епископии, отправленной "с ходатайством во ВЦИК об отмене
решения Глазовского Горсовета о закрытии" Преображенского храма.
Авраамий в январе 1937г. посетил митрополита Сергия Страгородского и имел с ним
беседу о судьбе собора.
Однако все хлопоты верующих ни к чему не привели, собор не открыли.
Архиепископ Авраамий проявил духовную стойкость и начал служить в своей
квартире по воскресным и праздничным дням в присутствии немногих прихожан,
начиная службу в 4 часа утра
Удмуртская АССР (Удмуртия), г.Глазов Год ареста1937 День ареста10 Месяц ареста5
10 мая 1937г. владыка Авраамий был арестован на своей квартире в сторожке собора.
При обыске у архиепископа были изъяты паспорт, "разная переписка на 280 листах
и семь разных фотографий".
Вслед за владыкой арестовали его ближайших сподвижников: псаломщика Дмитрия
Модестова и церковного старосту Преображенского собора Андрея Пепеляева,
также проживавших в сторожке вместе с архиепископом.
Официальным снованием для ареста послужили обвинения в том, что "В связи с закрытием на ремонт Глазовского собора епископ Дернов стал группировать вокруг себя духовенство и отдельных верующих, которым внушал, что "ремонт в соборе не требуется, а что это есть маневр местной власти к изъятию собора совсем"".
Кроме того, в вину владыке вменялись его высказывания: "У советских граждан нет патриотического духа, и они ко всему относятся безразлично",
а также его "внушения" близким людям о "необходимости провала кандидатур
безбожников при выборах в Советы", и т.д.
Выездная сессия специальной коллегии Верховного суда Удмуртской АССР 04/11/1937 Обвинение"антисоветская агитация" Статьяст.5810 ч.1 УК РСФСР Приговор10 лет тюремного заключения
Предъявленное обвинение в "антисоветской агитации" он отверг, заявив: "Закрытие собора является гонением на верующих и нарушением Конституции".
Все трое арестованных архиепископ Авраамий, псаломщик Дмитрий Модестов и
церковный староста Андрей Пепеляев были обвинены в том, что "Собирали у себя в квартире нелегальные сборища под видом якобы заседаний церковного совета, на которых участвовали попы, кликуши и религиозные фанатики, ... и прикрываясь тем, что обсуждают вопросы о ходатайстве об открытии собора, фактически вели беседы антисоветского характера, клеветали на органы советской власти".
На закрытом заседании суда архиепископ вновь отверг возводимые на него обвинения.
В тот же день 4 ноября 1937 года на выездной сессии Коллегии Верховного Суда
Удмуртской АССР, проходившей в Глазове, владыка Авраамий и псаломщик Модестов
были приговорены к 10 годам, а церковный староста Пепеляев к 5 годам ИТЛ
Удмуртская АССР (Удмуртия), г.Глазов, тюрьма Год начала1937 День начала10 Месяц начала5 Год окончания1937 Удмуртская АССР (Удмуртия), г.Ижевск, внутренняя тюрьма НКВД Удмуртской АССР Год начала1937 Год окончания1939
30 августа 1938г. последовало распоряжение об отправке его в Северо-Восточные лагеря,
однако архиепископ Авраамий продолжал томиться в Ижевской тюрьме.
22 июня 1939г. из Ижевской тюрьмы он отправил на имя прокурора РСФСР жалобу: "Совместно с Модестовым и Пепеляевым по ст.58/10 ч.1. УК в ноябре 1937г. я осужден на 10 лет тюремного заключения. В отношении этих двух лиц состав преступления как будто на суде был доказан, а в отношении меня никакого состава преступления как предварительным, так и судебным следствием установлено не было. Хотя я уже дряхлый старик, но напрасно сидеть в тюрьме не хочется... Прошу истребовать от Верховного суда Удмуртской АССР дело по обвинению меня, Дернова Авраамия Ивановича, Модестова и Пепеляева... и опротестовать приговор в отношении меня, добиваясь его отмены и прекращения дела за отсутствием состава преступления...".
Однако Прокуратура Удмуртской АССР, ссылаясь на то, что "виновность всех
осужденных установлена показаниями свидетелей... и частичным признанием всех
обвиняемых, в том числе Дернова, подтвердившего на суде, что "расстрелянного
как врага народа Тухачевского он сожалел как человека", постановила: "В принесении протеста отказать".
Вскоре после отклонения жалобы владыка Авраамий был отправлен в Белбалтлаг (?).
Верующие города Глазова послали ему посылку, но в ответ им пришло уведомление,
что владыки уже нет в живых
Кончина
1939 умер в заключении
Как стало известно позже, владыка Авраамий скончался на этапе еще на пути
в лагерь. Место погребения неизвестно.
По словам протоиерея о.Василия Домрачева, после ареста архиепископа Авраамия "Глазовское Епархиальное Управление механически перестало существовать"
в конце 1937г. или в начале 1938г.
В 1938г. Преображенский собор города Глазова был окончательно закрыт.
В 1947г. храм был возвращен верующим, но затем снова изъят в 1950г. под видом
обмена на деревянную Георгиевскую церковь.
В течение 19601962гг. собор взрывался несколько раз и был с громадным трудом,
при помощи тракторов и отбойных молотков, разрушен до основания.
Сейчас остатки его фундамента покоятся под брусчаткой и клумбами в северной
части городской площади Свободы.
В 1970-е гг. имя мученически погибшего за веру архиепископа Авраамия (Дернова)
было внесено Православной Церковью на вечное поминовение в Троице-Сергиевой Лавре