Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 07.12.2001 Дела oxd.49 => oxd.49 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Служение
      Томская о., пос.Тогур 
      иерей 
      Год начала 1955 
      С 1955г. — священник в церкви пос.Тогур Томской обл.
      Томская о., пос.Колпашево, Петропавловская церковь 
      иерей 
      Год начала 1955 
      Год окончания 1956 
    Рукоположение
      протоиерей 
      1956 
    Служение
      Томск, Троицкая (бывшая единоверческая) церковь 
      протоиерей 
      Год начала 1956 
      Год окончания 1965 
      Позже служил в Томске.
      Когда о.Константин получил возможность перебраться в Томск и служить там в
      храме, к нему переехала жена с младшей дочкой Татьяной.
      По данным [2,С.442] служил в Троицкой церкви г.Томска в 1956–1965гг.,
      по данным [2,С.323] — в 1955–1965гг.
      В Томске продолжал свое служение, окруженный любовью и благоговейным отношением
      верующих.
      Это не нравилось власть имущим, о.Константин был одним из главных объектов
      для пропагандистских нападок в антирелигиозной кампании Хрущева 1950–1960-х гг.
      Он подвергался постоянной травле со стороны властей.
      Уполномоченный по делам религии так характеризует протоиерея Константина в отчете
      Томскому обкому партии:
         
      "Всесторонне развитый человек... С богословским образованием... способный придать
          красноречивость своим проповедям... Привлекает много верующих и неверующих
          на свои службы... В прошлом занимался активной антисоветской деятельностью...
          В целях подорвать умиление верующих проповедниками и их беспорочностью".

      Из воспоминаний дочери Татьяны:
         "Отец был для меня высшим авторитетом, хотя напрямую никогда не воспитывал.
          Он любил историю, литературу. Знал много стихов наизусть. Был хорошим
          рассказчиком и по вечерам рассказывал дочери рыцарские романы. Это,
          несомненно, повлияло на круг моего чтения и привило любовь к книгам.
          Самое главное — атмосфера в семье Шаховских и то, как родители относились
          к тому или иному событию. Дома все открыто обсуждалось и ничего не скрывалось,
          даже неприятности".

      Во времена хрущевских гонений на Церковь, появились священники-отреченцы, о
      которых широко рассказывалось в газетах. Священника Константина Шаховского
      вызвали в КГБ и предложили "снять" священный сан. Естественно, согласия
      не получили, но предупредили, что это решение отразится на семье и прежде всего,
      на судьбе дочери Татьяны. Дома отец Константин все рассказал.
      Вопрос "или-или" не рассматривался и не обсуждался, хотя понимали —
      будут неприятности.
      Действительно в местных газетах появился ряд клеветнических статей в адрес
      томского духовенства и лично в отношении о.Константина.
      Татьяну начали усиленно перевоспитывать в школе. Жена о.Константина приходила
      на прием к директору и откровенно задала вопрос — дадут ли дочери закончить
      школу, или лучше уехать. Несмотря на напряженную обстановку, Татьяна
      чувствовала себя героем, ведь она участвовала в противостоянии отца.
      После окончания школы Татьяна Шаховская, как дочь священнослужителя не смогла
      поступить в Томский университет, пришлось уехать в Эстонию.
      Из воспоминаний Владимира Андреевича Попова (в будущем митрофорного протоиерея,
      настоятеля Никольского храма в Любятове (Псков)):
         "С отцом Константином Шаховским я познакомился в 1961 году в городе Томске,
          где он жил после освобождения из спецпоселения.
          3 декабря 1960г. в областной газете "Красное Знамя" (Томск) появилась
          большая статья "Настоящее лицо о.Константина":
              "В среде томского духовенства имеются... прямые враги Советской власти,
               например, протоиерей Константин Яковлевич Шаховской... Бежав в детстве от
               народного гнева в буржуазную Эстонию, он долго лелеял ненависть к
               советскому народу. После нападения Германии на Советский Союз он вступил
               в антисоветскую Православную Миссию и, пользуясь саном священника,
               занимался сбором данных о советских партизанах для гестапо. Палач с руками
               по локоть в крови, он получил заслуженное наказание — десять лет
               исправительных лагерей, но и по сей день льет в своих проповедях
               антисоветский яд...
               ...На фактах его прошлой злобной антисоветской деятельности, как
               выходца из княжеского рода и главным образом, его предательской
               деятельности в период Отечественной войны, был показан верующим таким
               лицом, в котором сосредоточены самые большие пороки человека —
               предательство...".
          Хотя мне был тогда 21 год, я по опыту знал цену газетных "фактов" и
          захотел немедленно познакомиться с этим, как я решил, наверняка порядочным
          человеком. Советская действительность вызывала во мне отвращение.
          В огромном городе у меня было два единомышленника. Втроем мы издавали
          рукописный журнал, где помещали свои стихи и философские опусы. Владимир
          Соловьев, символисты, Николай Бердяев...
          Я пришел в старый двухэтажный дом в ограде Свято-Троицкой церкви, нашел
          квартиру отца Константина и, представившись, выпалил, что я (имярек) —
          такой же антисоветчик, как и он. Самое удивительное, что, несмотря на
          такое вступление, наше знакомство состоялось. Отец Константин был опытным
          зеком и с порога гнал многочисленных подсадных уток, досаждавших ему,
          а тут, несмотря на явную провокационность визитера, не только побеседовал
          со мной, но и предложил приходить еще.
          Стоит ли говорить, что меня очаровал мой новый знакомый.
          Это был высокий, необыкновенно стройный, уже седой мужчина с лицом,
          не слепленным кое-как, как все и повсюду, а выточенным тысячелетней волею
          породы. Рассказывая друзьям о моем визите, я восторженно перевирал, но не
          по существу, Пушкина: "Да Шуйские бояре, Шаховские, старинные природные
          князья, старинные, и Рюриковой крови!"
          Отец Константин оказался многосторонне сведущим человеком, и когда мы
          собирались втроем в его квартире, нескончаемые разговоры о литературе,
          лагерях, судьбе России затягивались далеко за полночь, пока, наконец,
          матушка Елизавета Петровна не выгоняла поздних гостей в третьем или
          четвертом часу ночи.
          Я стал все чаще бывать в его доме — и мало-помалу предо мной раскрывался
          образ редкостного по душевной красоте и благородству, в совершенном смысле
          этого слова, человека...".

      В 1965г. по категорическому требованию властей архиепископ Новосибирский
      Павел перевел о.Константина в восточносибирский город Канск
       
    Места проживания 
[4] [5] [6]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ