Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
протоиерей 1934
После освобождения о.Петр сразу же был назначен настоятелем Пятницкой церкви
с.Панино, возведен в сан протоиерея, назначен благочинным округа
Рязанская о., Спасский р., с.Панино, Пятницкая церковь протоиерей Должность настоятель, благочинный Спасского округа Год начала1934 Месяц начала1 Год окончания1938 Месяц окончания2
К этому времени запрещалось совершать требы без подробной регистрации,
а это пугало людей, и о.Петру приходилось совершать требы тайно, на дому,
без регистрации, рискуя быть арестованным.
О.Петр очень восставал против абортов, громил это явление в проповедях.
Дети во время его заключения подросли. Дочь уже вышла замуж.
О.Петр почти полностью взял на себя воспитание сыновей.
По семейным воспоминаниям, о.Петр изучал с сыновьями Священное Писание,
учил алтарному и клиросному послушанию, установил строгий порядок общей
семейной молитвы, следил за успеваемостью в школе. Все домашние дела, которые
могли выполнять дети (уборка в доме, заготовка дров, уход за коровой, помощь
матушке на кухне и т.п.), были до мелочей распределены между сыновьями и
выполнялись в строгой последовательности.
Дома бывали частые семейные беседы, вечера духовного пения.
Младший сын Михаил, ставший впоследствии священником, вспоминал, как о.Петр наставлял
сыновей быть истинными патриотами Родины, в случае войны не уклоняться от защиты
Отечества, помнить всегда, что на все Воля Божия. Главным в воспитании детей
о.Петр считал усвоение ими внутренней веры в Бога, говорил им: "Настанет время, когда вы будете задумываться над тем, как воспринимать и понимать Бога. Помните, человеческим рассудком воспринять Бога невозможно. Бога можно и нужно принять только сердцем, глубокой внутренней верой. Быть твердыми в вере, жить по заповедям Божиим главный смысл всей жизни, всего земного пути".
Строгий духовно-нравственный и трудовой порядок в семье был спасительным в смысле
защиты от дурного влияния "улицы".
В период с 1934 по 1938 год о.Петра часто вызывали на допросы, во время которых
пытались воздействовать на него различными способами, в том числе предлагали: "Отрекись от Церкви, прекрати служение в церкви и тебе будут даны и хорошая работа, и возможность дать детям образование".
Но о.Петр был непреклонен и отказывался: "В случае ареста я оставляю детей на попечение Свыше, уповая на Волю Божию. У Бога милости много. На каждого родившегося Господь даст".
В 1937г. власти решили закрыть Пятницкую церковь и использовать ее здание как
зернохранилище. О.Петр принял активное участие в защите храма от закрытия.
Это не нравилось властям
Рязанская о., Спасский р., с.Панино Год ареста1938 День ареста11 Месяц ареста2
11 февраля 1938г. о.Петр был арестован и заключен в Рязанскую тюрьму.
Непосредственным поводом к аресту о.Петра послужило ложное обвинение
его в убийстве 12-летнего отрока Николая. (На самом деле, мальчика убили местные
власти за то, что он слышал как они вели переговоры: "Подожжем ферму, а скажем,
что это сделал поп, тогда его можно расстрелять...". Его убили, закопали
в местном клубе, но затем тело мальчика было найдено и захоронено...
Лет через десять клубный сторож, умирая, признался, что это он убил мальчика).
О том, как происходил арест, впоследствии рассказывала одна из певчих: "У меня в доме о.Петр крестил младенца и после крестин пошел причащать больного на дому. Еще не было убрано в доме после крестин, на полу кое-где была вода, когда в дом ворвались мужчины в военной форме. "Где поп?" резко спросили они у меня. Я ответила, что он только что ушел. Быстро вышли, сели в машину и уехали. Я вышла на крыльцо и увидела (через огород), как на соседней улице машина догнала о.Петра. Вышедший из машины мужчина остановил о.Петра, что-то ему говорил, потом схватил его и затолкал в машину. С головы о.Петра упала на снег скуфья. Мужчина поднял скуфью, бросил ее в машину, захлопнул дверцу, и машина уехала".
В деле указано, что семья о.Петра: жена Антонина Николаевна, сыновья Алексей (1922г.р.),
Валерий (1924г.р.), Михаил (1925г.р.)
Особое Совещание при НКВД СССР 02/09/1940 Обвинение"участие в антисоветской повстанческо-террористической организации церковников" организации" Статьяст.582,588,5810 ч.2,5811 УК РСФСР Приговор5 лет ИТЛ Групповое дело"Дело а/c повстанческой организации церковников, Рязань, 19381940гг."
Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д.6283.
Следствие длилось 2 года 7 месяцев.
О.Петр обвинялся в "участии в антисоветской повстанческой организации",
а с учетом ареста 1930г., и "агитация против Советской власти".
Виновным о.Петр себя не признал: "Никаких разговоров на политические темы у меня... не было... Моих выступлений среди церковного актива никаких не было с призывом помешать закрытию церкви... Я не призывал церковный актив мешать производству засыпки семян и зерна в церкви. Никаких противодействий не делал... Проповеди я действительно читал только до 1930г., чисто религиозного содержания... Нет, не признаю себя виновным в предъявленном мне обвинении: ни в убийстве, ни в агитации, ни в диверсии и поджоге".
Никаких показаний против других лиц о.Петр не давал.
Из текста постановления о реабилитации (1958г.): "Обвинение основано на первичных показаниях всех арестованных, которые, за исключением Крестова П.И. и Климентовского Е.А., признали себя виновными...; Крестов и Климентовский виновными себя не признавали и показаний на других не давали"
2 сентября 1940г. постановлением ОСО о.Петр был приговорен к 5 годам ИТЛ, считая
срок с 11.02.1938г.
Рязань, тюрьма N 1 Год начала1938 День начала13 Месяц начала2 Год окончания1940 Месяц окончания9 Кировская о., Верхнекамский р., пос.Рудничный, Вятлаг НКВД, ОЛП 1 Год начала1940 День начала11 Месяц начала9 Год окончания1941 День окончания19 Месяц окончания12
В Вятлаг о.Петр прибыл 11 сентября 1940г.
Описание личности: "Рост 168 см., телосложение правильное, цвет волос черный, нос прямой".
По рассказам одного священника, отбывавшего срок в одном лагере с о.Петром,
священников содержали вместе с уголовниками, осужденными за разбои, убийства,
грабежи. В камерах для священников не было места на нарах они жили на полу
около двери, возле "параши". Уголовники отнимали у них продуктовые пайки,
принуждали работать на себя, цинично издевались над ними...
По данным [2]: 02.09.1938г. решением ОСО его дело было прекращено из-за отсутствия состава преступления, но тем не менее он из Вятлага освобожден не был