Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 23.03.1990 Дела o10.65 =>
o10.65 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Места проживания
      Московская губ., ст.Нахабино 
      Год начала 1919 
      Год окончания 1921 
      В 1919–1921гг. работал инструктором по сельскому хозяйству в
      Детском Трудовом объединении при ст.Нахабино
      Московская губ., ст.Пушкино 
      Год начала 1921 
      Год окончания 1924 
      В то время была организована Пушкинская Опытно-показательная
      школа-колония 2-й ступени МОНО, где с 1921г. он стал инструктором по
      сельскому хозяйству и преподавателем математики.
      В эти годы он самозабвенно учился, изучал мировую философию.
      Он отошел от толстовства в котором был воспитан, и от наступавшей
      на него со всех сторон теософией и нашел для себя классическую философию.
      Затем он подошел к русской религиозной мысли начала века. Чтение привело Олега
      к знакомству с творениями древних и новых подвижников Православия.
      Олег поражал своей целеустремленностью. Известный литературовед и философ
      М.О.Гершензон, хорошо знавший семью Олега, как-то сказал, что он наблюдает за
      развитием Олега, как за развитием гения. Олег был очень одарен. У него был
      абсолютный слух, но он отказался от соблазна музыки, хорошо рисовал, но и от этого
      пути отказался. Он говорил постоянно, что проживет недолго и должен торопиться,
      чтобы сказать людям какое-то ясное слово о спасении от зла. Носил в уме замысел
      о книге, которую назвал "Остров Достоверности".
      Первым духовным отцом Олега был священник Роман Медведь, служивший в храме
      свт.Алексия в Глинищевском переулке. Вокруг этого священника выросло братство,
      своего рода "монастырь в миру".
      "Медитации" Олега Поля теперь заменились скромной и строгой молитвой.
      О первом посещении Олегом Полем храма свт.Алексия и о первом знакомстве с Олегом
      так рассказывала ([1]) входившая в братство о.Романа Валерия Лиорко:
      "Итак, наступил канун праздника Воздвижения 13/26 сентября 1923 года. Я заглянула
      домой после работы, чтобы тотчас идти ко всенощной. "Вот удачно забежала! —
      говорит мама. Сейчас приходил к нам удивительный юноша. Он ищет, по его словам,
      "старцев", чтобы узнать подлинную церковь... Иза ему сказала: "Пойдите... отыщите
      девушку Валерию, она знает, кто Вам нужен". Я сказала, что найти тебя легче
      всего в храме. Он придет туда ко всенощной сегодня. Ты подойди к нему сама... —
      мы так с ним условились" — "Но как же я его узнаю?" — "Его не узнать невозможно.
      Он очень высокий, вьющиеся каштановые волосы шапкой, лицо измученное — то ли усталый,
      то ли голодный, прекрасное лицо! Очень сумрачный, а то вдруг прорвется детская
      доверчивость в разговоре. Удивительные глаза — у меня сердце упало, когда я их
      увидала... как на иконе Владимирской Божией Матери" — "Как у младенца?" —
      "Нет, как у Богомотери... Его зовут Олег Поль.""
      Олег Поль и Валерия Лиорко, дочь расстрелянного в 1918г. царского офицера,
      были ровесниками. Молодые люди вместе изучали литургику, иконопись.
      Олег Поль читал ей отрывки из своей книги "Остров Достоверности". Между
      ними возникла духовная близость. Эти отношения могли бы перерасти в любовь,
      но что-то останавливало их, — у Олега Поля было призвание к монашеской жизни.
      Жизнь среди большого города, отсутствие дела, которое
      давало бы необходимый хлеб, жилище и, главное, поиск той формы жизни, которая
      соответствовала бы его призванию, заставляли искать выход.
      В это время у Олега Поля обострилась его болезнь — прогрессирующий туберкулез
      желез. Врачи советовали переменить климат, ехать на Юг. Но не только это
      определило его решение — они с Валерией Лиорко прочли книгу В.П.Свенцицкого "Граждане неба" о
      кавказских пустынниках, живших по примеру древних аскетов в малодоступных горах.
      У Олега Поля и Валерии Лиорко родилась мысль о совместной (аскетической)
      жизни и работе в "обители" — пустынножитии в горах. Они предполагали, что к
      ним присоединятся их матери и некоторые другие их духовные единомышленники.
      Из воспоминаний Валерии Лиорко:
          
      "Мы стремились к жизни аскетической, но отнюдь не одинокой.
           Мы радовались словам из Псалма царя Давида:
              "Се что добро или что красно, о еже жити братии вкупе".
           Мы также призвали к себе в союзники книгу С.Булгакова "Два града", где написано:
              "В апостольский и послеапостольский век появляются аскеты и высоко
               ценится девственность, и, между прочим, зарождается быстро выродившийся,
               но интересный институт сожительства аскетов обоего пола".
           О.Роман Медведь был в курсе наших планов".

      Олег Поль решил отыскать монахов-пустынножителей в Абхазии. Ему дали
      рекомендательные письма к живущим в Геленджике толстовцам, и он уехал на Кавказ
       
[2] [3] [4]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ