Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Пикинский Иван Владимирович Дела o40.69 => o40.69 Фотографии
1 Фотоальбом Фотоальбом o44-24.jpg Дела o44.24 => o44.24 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Служение
    Служение
    Вятская епархия 
    епископ 
    Должность епископ Котельничский, викарий Вятской епархии 
    Год начала 1927 
    День начала 30 
    Месяц начала 12 
    Год окончания 1928 
    Месяц окончания 3 
    30 декабря 1927г. назначен епископом Котельническим, викарием Вятской епархии,
    но в марте 1928г. по ходатайству духовенства и мирян был возвращен митрополитом
    Сергием (Страгородским) на Пугачевскую кафедру
    Саратовская епархия 
    епископ 
    Должность епископ Пугачевский, викарий Саратовской епархии 
    Год начала 1928 
    День начала 27 
    Месяц начала 3 
    Год окончания 1931 
    В июне 1928г. епископ возвратился в г.Пугачев, который к тому времени стал
    относиться к Саратовской епархии.
    Он поселился в Пугачеве при кафедральном т.н. Новом соборе, в ограде
    которого ему было отведено помещение при сторожке — небольшая комнатка и
    совсем маленькая кухонька. Общее материальное положение владыки соответствовало
    этой обстановке.
    В Пугачеве он имел самое необходимое, но часто сидел без денег; при этом он
    ухитрился из своих скудных средств еще помогать нуждающимся.
    По воспоминаниям очевидцев, панагия и крест у него были резные деревянные на
    цепочке из точеных, деревянных же, шариков, четки — самые недорогие.
    Но, несмотря на такую простоту, а может быть, и благодаря ей, внешность у него
    была чрезвычайно привлекательная. Он был выше среднего роста, в меру плотный,
    с длинной, окладистой седой бородой и большими, кроткими, по-детски чистыми
    голубыми глазами. Голос у него был не сильный, но приятного тембра, мягкий
    тенор, чуть-чуть как-будто надтреснутый; обращение одновременно и мягкое и
    величавое.
    Постоянно общавшийся с владыкой городской протоиерей говорил:
        
    "Единственным недостатком епископа Павла является его доброта".
    Видя мягкость епископа, некоторые вначале опасались, что он распустит епархию,
    но быстро успокоились. Когда нужно, епископ Павел умел сказать слово и со
    властью и постепенно подтягивал ослабевшую церковную дисциплину.
    Во время служения на кафедре епископ Павел постоянно боролся с обновленцами,
    не допуская однако их преследования и осуждения.
    К этому времени в Пугачевском викариатстве почти не осталось обновленцев;
    оставались, в основном, второженцы.
    Под влиянием владыки резко сократилось и другое зло — самовольный переход
    священников из прихода в приход.
    Зато появились новые трудности — это текучесть, нехватка священников,
    кратковременное пребывание их на приходе.
    Были храмы, куда епископ Павел одного за другим назначал троих, а то и четверых
    священников; потом и назначать становилось некого и храмы закрывались.
    Сколько молитвенных слез было пролито владыкой "помощи и вразумлении",
    сколько нужно было энергии, чтобы приглашать священников из других
    епархий, уговаривать своих. Один, еще молодой, многодетный священник
    рассказывал, как он со своим старшим собратом явился к епископу Павлу с
    просьбой уволить их за штат. Много они говорили о тяжести своего положения,
    а владыка сидел, печально опустив голову, и молчал. Что он мог
    сказать? Они правы, безусловно трудно... И вдруг он тихо проронил, не
    поднимая головы: "А апостолы за штат не уходили!". "Меня как кипятком
    обварило, — добавлял рассказчик, — и я взял свое заявление обратно".

    В этот критический момент, в виде крайней меры, ввиду тяжелого состояния
    викариатства, по согласованию с митрополитом Сергием (Страгородским) и
    митрополитом Саратовским Серафимом (Александровым) была выработана и начала
    применяться практика разрешения молитвенных собраний без священника.
    Находили руководителя, обычно грамотного старичка из певчих.
    Владыка проверял знание им устава, тщательно инструктировал, что из
    молитвословий всенощной, часов и обедницы они имели право читать и петь и,
    убедившись, что все усвоено, благословлял возглавлять молитву
    (но отнюдь не "служить" — это различие он всегда подчеркивал).
    Эта мера применялась только в крайних случаях, и епископ Павел внимательно
    следил, чтобы не превышались данные им инструкции и чтобы не начинали молиться
    без его благословения

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ