Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Серафим (Щелоков Иван Прокофьевич) Год рождения1877 День рождения12 Месяц рождения10 Место рожденияСамарская губ., г.Бузулук архимандрит
Родился в благочестивой семье бузулукского мещанина Прокопия Гавриловича Щелокова
и его супруги Наталии Тимофеевны. Был крещен 15 октября 1877г.
Окончил 6 классов городской школы (по данным следственного дела 1937г. городского
реального училища) Фотографии
Псковская губ., Псковский у., Остенская вол. (Псковская о., Псковский р.), с.Елизарово, Спасо-Елеазаровский Великопустынский мужской монастырь Должность послушник Год окончания1909
В 1890-е годы поступил в Псковский Спасо-Елеазаровский Великопустынский мужской
монастырь.
В 1900-е годы он стал духовным сыном духоносного старца, схиархимандрита
Гавриила (Зырянова), ранее в течение 25 лет подвизавшегося в Казанской
Седмиозерной пустыни, а с 1908г. находившегося в Спасо-Елеазаровском монастыре
монах Серафим 1909 МестоПсковская губ., Спасо-Елеазаровский Великопустынский мужской монастырь иеродиакон 1909 МестоПсковская губ., Спасо-Елеазаровский Великопустынский мужской монастырь иеромонах 1909 МестоПсковская губ., Спасо-Елеазаровский Великопустынский мужской монастырь
Псковская губ., Спасо-Елеазаровский Великопустынский мужской монастырь иеромонах Год начала1909 Год окончания1917
О.Серафим вошел в число учеников схиархимандрита Гавриила Седмиезерского.
В 1915г. схиархимандрит Гавриил (Зырянов) из Спасо-Елеазаровской пустыни
снова перешел в Казанскую Седмиезерную пустынь.
После февральской революции 1917г. духовные чада схиархимандрита Гавриила (Зырянова)
позвали о.Серафима в Казанскую Седмиезерную пустынь Казанская губ., Седмиезерная Богородицкая Вознесенская пустынь иеромонах Год начала1917 Год окончания1928
Схиархимандрит Гавриил (Зырянов), подвизавшийся в конце своей жизни в Седмиезерной
пустыни, окончил там свой земной жизненный путь.
Среди монашествующих было много духовных детей схиархимандрита Гавриила.
В 1928г. пустынь была закрыта. Духовными детьми схиархимандрита Гавриила
иеромонах Серафим был приглашен в Москву в Данилов монастырь Москва, Данилов монастырь иеромонах Должность и.о. наместника монастыря (с 1930г.) Год начала1928 Год окончания1930
В 1928г. в Даниловом монастыре еще действовала община, руководителем которой
являлся архиепископ Феодор (Поздеевский), один из самых ярких учеников схиархимандрита
Гавриила Седмиезерского, в то время находившийся в ссылке, но его соратники
в Даниловом монастыре твердо держались православных устоев, таким же подвижником
оказался и о.Серафим.
С 1930г. о.Серафим стал и.о. наместника монастыря.
Однако в том же 1930г. Данилов монастырь был закрыт Москва, храм Воскресения Словущего, что в Даниловке (ныне Патриаршее подворье) иеромонах Год начала1930 Год окончания1931
Москва Год ареста1931 День ареста15 Месяц ареста4
В 1931г. власти провели очередную операцию в отношении "даниловцев".
О.Серафим был арестован в ночь на 15 апреля 1931г. вместе с диаконом, с которым
проживал на одной квартире
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ (тройка при ПП ОГПУ Московской обл.?) 30/04/1931 Обвинение"а/с агитация, активная а/с деятельность, организация нелегальных а/с "сестричеств" и "братств", оказание помощи ссыльному духовенству, а/с проповедь, распространение провокационных слухов" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор3 года ссылки в Коми АО
Всего по делу проходило около 50 человек священнослужителей и монахов.
О.Серафим был допрошен в первый же день после ареста. Его вынуждали назвать
знакомых священнослужителей, но он назвал только диакона, с которым вместе
они были арестованы, проживая на одной квартире. Иеромонаху Серафиму предлагали
"сотрудничество" с органами ОГПУ, но он категорически отказался.
Из обвинения, которое вменили о.Серафиму и всем обвиняемым по делу: "...Будучи активными церковниками-антисоветчиками,... группируясь вокруг реакционных московских церквей, проживая группами и в одиночку, занимались активной а/с деятельностью, выражавшейся в организации нелегальных а/с "сестричеств" и "братств", оказании помощи ссыльному и контрреволюционному духовенству, произнесении проповедей а/с характера, в а/с агитации о гонениях, якобы чинимых Советской властью, и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения... "
Москва, Бутырская тюрьма Год начала1931 День начала15 Месяц начала4 Год окончания1931 Коми АО, пос.Усть-Кулом Год начала1931 Год окончания1934 День окончания10 Месяц окончания3
Срок отбывал на вольном поселении в Усть-Куломском районе.
10 марта 1934г. ему было предоставлено право свободного проживания в СССР.
По освобождении он отправился сначала в Москву, а потом, видимо, по рекомендации
своих духовных братьев в город Каширу
Московская о., г.Кашира, Успенский собор архимандрит Год начала1934 Год окончания1935 День окончания10 Месяц окончания7
О.Серафим служил сначала за штатом, а 2 октября 1934г. в штате городского
Успенского собора.
Вокруг о.Серафима сложилась группа верующих людей.
В Кашире проживали многие монахини из закрытых к тому времени монастырей.
Они часто приходили в собор на службу, пели в церковном хоре (монахини Матрона,
Евдокия, Конкордия, Авраамия и др.).
Архимандрит Серафим вел внешне незаметную жизнь в Кашире, но старался укреплять
свою паству перед лицом выпавших на долю верующих испытаний Московская о., Мордвесский р. (ныне Тульская о., Веневский р.), погост Николо-Сытинский, Никольская церковь архимандрит Год начала1935 День начала10 Месяц начала7
В следственном деле 1937г. имеется анкета на "служителя церковной общины
Николосытинского погоста Серафима Прокофьевича Щелокова", из которой следует,
что архимандрит Серафим был зачислен в штат собора г.Каширы 2 октября 1934г.
и освобожден от должности 10 июля 1935г.; далее местом его службы считается
приход Николосытинской церкви Мордвесского района (без даты); 23 октября 1935г.
о.Серафим был прописан в с.Долговка Даниловского сельсовета Мордвесского района
(ныне Веневский р. Тульской обл., граничит с Каширским районом).
Однако в материалах дела значится, что архимандрит Серафим служил в соборе
г.Каширы на момент своего ареста в 1937г. О том, что он служил в других местах,
значится только в анкете следственного дела
Московская о., Мордвесский р. (Тульская о., Веневский р.), с.Долговка Год начала1935 Московская о., г.Кашира, Пушкарская слобода, 63 Год окончания1937 День окончания25 Месяц окончания9
Московская о., г.Кашира Год ареста1937 День ареста25 Месяц ареста9
22 сентября 1937г. оперуполномоченный Каширского РО УНКВД выписал постановление
на привлечение архимандрита в качестве обвиняемого по ст.5810 УК РСФСР
(по обвинению в "контрреволюционной деятельности" и в "клевете на соввласть и партию".
25 сентября был выдан ордер на обыск и арест, и в тот же день он был арестован
и препровожден в городскую тюрьму.
По данным [3] он был арестован 23.09.1937г.
тройка при УНКВД СССР по Московской обл. 19/10/1937 Обвинение"контрреволюционная агитация, а/с деятельность, связь в к/р целях с архиепископом Поздеевским и монашками из Каширы"" Приговорвысшая мера наказания расстрел
Архимандрит Серафим был обвинен в частности, в том, что поддерживал связь с архиепископом
Феодором (Поздеевским) во время пребывания архиепископа в ссылке и после этого
(до ареста архиепископа в марте 1937г.).
Архимандрит Серафим был допрошен 1 октября 1937г. в первый и единственный раз
после ареста.
Следователь интересовался его связями с архиепископом Феодором (Поздеевским).
Из протокола допроса:
" Какую Вы имеете связь с Федором?
После его ссылки я с ним связи не имею.
Вы знакомы с регентом хора Соловьевым?
С Соловьевым знаком по собору...
Вы вместе с Соловьевым проводите контрреволюционную агитацию среди верующих...
Я никакой контрреволюционной агитации не вел, а о Соловьеве ничего сказать не могу.
Какие Вы имеете связи с монашками, проживающими в Кашире?
Я знаю, что некоторые монашки... приходят в собор и поют в церковном хоре.
Какую проводят антисоветскую деятельность эти монашки?
Мне ничего неизвестно...".
Из материалов дела: "На молебне в сентябре 1937г. во время молебна на квартире... говорил: "Сейчас настали времена тяжелые, так писано в Законе Божием, но настанет время еще хуже, еще тяжелее будет жить при Советской власти... Весь народ должен теперь молиться, чтобы изменилось время и власть, а то народ мучается. Придет скоро время явится Иисус Христос и будет все по-старому... День ото дня людей невинных все больше и больше арестовывают. Скоро отмается народ"".
Из показаний "свидетелей": "...В 1937г. в середине лета при одном из молебнов Щелоков в присутствии граждан, кои прибыли на молебен, говорил: "Времена настали тяжелые, скоро все кончится, буде лучше... Нужно молиться Богу, и Он поможет вам... Меня арестовывала Советская власть ни за что, а если арестуют еще, то Бог мне снова поможет".
О.Серафима, а также священника Александра Ардашева и Эдуарда Жаклена, обвинили
в активной контрреволюционной деятельности и контрреволюционной агитации среди
населения Каширы.
О.Серафим виновным себя не признал.
12 октября 1937г. следствие было закончено.
19 октября 1937г. тройка УНКВД приговорила о.Серафима к расстрелу
Преподобномученик архимандрит Серафим (Щелоков) Дата25/03/2004 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 25 марта 2004г. Кто представилМосковская епархия Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
2
Старый стиль08.10 Новый стиль21.10 день мученической кончины (1937г.)