Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Нектарий (Тихонов Николай Васильевич) Год рождения1853 Место рожденияОрловская губ., г.Елец иеросхимонах
Последний соборно избранный Оптинский старец.
Родился в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье Василия и Елены
Тихоновых. Отец его был рабочим на мельнице и умер, когда сыну было всего семь
лет. Перед кончиной он благословил сына иконой Святителя Николая, поручая его
попечительству свое чадо. С этой иконой старец не расставался всю жизнь.
Позднее преподобный Нектарий рассказы о своем детстве часто начинал словами: "Было это в младенчестве моем, когда жил я с маменькой. Двое нас было на белом свете, да еще кот жил с нами. Мы низкого были звания и притом бедные. Кому нужны такие?"
С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она больше
действовала кротостью и умела тронуть его сердце. Но и мать его умерла рано.
Мальчик остался круглым сиротой. С 11 лет он стал работать в лавке богатого
купца. Николай был трудолюбив и к 17 годам дослужился до младшего приказчика.
В свободное время юноша очень любил ходить в храм и читать церковные книги.
Его отличали кротость, скромность, душевная чистота.
В 1873г., когда юноше исполнилось двадцать лет, старший приказчик задумал женить его
на своей дочери. В то время в Ельце жила почти столетняя схимница, старица
Феоктиста, духовная дочь святителя Тихона Задонского. Хозяин отправил к ней
юношу за благословением на брак. А схимница благословила его пойти в Оптину
к старцу Илариону. Хозяин отпустил юношу в Оптину, и Николай отправился в путь Фотографии
Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь Должность послушник (пономарское послушание) Год начала1873 Год окончания1887
Он пришел в Оптину пустынь в 1873 году, неся в котомке за спиной одно лишь
Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение.
Сначала юноша пошел к скитоначальнику старцу Илариону, а тот отправил его к
прп.Амвросию. В то время к великому старцу Амвросию приходило так много людей,
что дожидаться приема приходилось неделями. Но Николая он принял сразу и
говорил с ним два часа. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не
открывал, но после нее навсегда остался в скиту.
Он стал духовным сыном прп.Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к прп.старцу
Амвросию.
Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его
назначили на пономарское послушание.
У прп.Нектария была келия, выходящая дверью в церковь. В ней он прожил в
полузатворе 20 лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или к
духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии
в храм да в могилу.
На пономарском послушании он вначале часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными
глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что тот отвечал: "Подождите, Николка проспится, все пригодится".
По благословению старцев, он читал много специальной литературы, занимался науками.
Под руководством своих духовных наставников прп.Нектарий быстро возрастал духовно
Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь монах Год начала1887 День начала14 Месяц начала3 Год окончания1894 День окончания18 Месяц окончания1
Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь иеромонах Год начала1898 День начала21 Месяц начала10 Год окончания1920
Уже в эти годы по его молитвам исцелялись больные. Он обладал даром прозорливости,
чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дары он
скрывал под покровом внешнего юродства. На юродство он имел благословение
старцев.
В 1912г. оптинская братия избрала его в старцы. Но прп. Нектарий отказывался, говоря: "Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу".
И только по послушанию он согласился принять на себя старчество.
Прп.Нектарий принимал посетителей в "хибарке" прежних старцев.
Иногда он оставлял в приемной на столе книги, и посетители, в ожидании приема,
смотрели эти книги и, листая их, как раз находили ответы на свои вопросы, а
прп.Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к прп.старцу Амвросию
и сама келия говорит за него.
У батюшки был кот, который его необыкновенно слушался, и батюшка любил говорить: "Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев, а мы малы и у нас кот".
Внешне старец был невысокого роста, согбенный, с округлым лицом и небольшой
клинообразной бородкой, худой, с постоянно плачущими глазами. Поэтому у него
всегда в руках был платок, который он, свернув уголком, прикладывал к глазам.
Лицо его как бы не имело возраста то древнее, суровое, то молодое до живости и выразительности мысли, то детское по чистоте и покою.
Ходил он легкой, скользящей походкой, как бы едва касаясь земли.
Лишь перед самой смертью он передвигался с трудом, ноги распухли как бревна,
сочились сукровицей это сказалось многолетнее стояние на молитве.
Для каждого человека у старца был свой подход, "своя мера". Порой он оставлял
посетителя одного в тишине "хибарки" побыть наедине со своими мыслями, а иногда
долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди
спрашивали: "Где же старец окончил университет?" И не могли поверить, что он
нигде не учился. Старец говорил: "Вся наша образованность от Писания".
Протоиерей Василий Шустин рассказывал, как батюшка, не читая, разбирал
письма: "Одни письма он откладывал со словами: "Сюда надо дать ответ, а эти письма благодарственные, их можно без ответа оставить". Он их не читал, но видел их содержание. Некоторые из них он благословлял, а некоторые и целовал".
Известны многочисленные случаи, когда батюшка исцелял смертельно больных людей.
В юродстве старца часто содержались пророчества, смысл которых открывался
часто лишь по прошествии времени. Например, люди недоумевали и смеялись над
тем, как старец Нектарий внезапно зажигал электрический фонарик и с самым
серьезным видом ходил с ним по своей келье, осматривая все углы и шкафы...
А после 1917 года вспомнили это "чудачество" совсем иначе: именно так, во тьме,
при свете фонариков, большевики обыскивали кельи монахов, в том числе и
комнату старца Нектария.
За полгода до революции старец стал ходить с красным бантом на
груди так он предсказывал наступающие события. Или насобирает всякого хлама,
сложит в шкафчик и всем показывает: "Это мой музей". И действительно, после
закрытия Оптиной в скиту был музей.
Часто вместо ответа отец Нектарий расставлял перед посетителями куклы и
разыгрывал маленький спектакль. Куклы, персонажи спектакля, давали ответы на
вопросы своими репликами. Так, владыка Феофан Калужский, не верил в святость
старца. Как-то приехал он в Оптину и зашел к отцу Нектарию. Тот, не обращая
на него никакого внимания, играл в куклы: одну наказывал, другую бил, третью
сажал в тюрьму. Владыка, наблюдая это, утвердился в своем мнении. Позже, когда
большевики посадили его в тюрьму, он говорил: "Грешен я перед Богом и перед старцем. Все, что он мне показывал тогда, было про меня, а я решил, что он ненормальный".
Будучи провидцем, прп.Нектарий предсказывал в 1917г.: "Через годы испытаний Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной пустыни будет еще семь светильников, семь столпов"
Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь Год ареста1923 Месяц ареста3
После закрытия монастыря в Вербное воскресенье 1923г. прп.Нектария арестовали.
Старца повели в монастырский хлебный корпус, превращенный в тюрьму.
Он шел по мартовской обледеневшей дорожке и падал.
Комната, куда его посадили, была перегорожена не до самого верха, а во второй
половине сидели конвоиры и курили. Старец задыхался от дыма
Калужская губ., г.Козельск, тюрьма Год начала1923 Месяц начала3
В Страстной Четверг его увезли в тюрьму в Козельск.
Позднее из-за болезни глаз старца перевели в больницу, но поставили часовых.
По выходе из тюрьмы власти потребовали, чтобы о.Нектарий покинул
Калужскую обл.
Калужская (Брянская) о., Ульяновский р., с.Холмищи Год окончания1928 День окончания12 Месяц окончания5
Старец поселился в селе Холмищи Брянской (ныне Калужской)
области у одного крестьянина, родственника духовного сына батюшки.
ЧК грозила этому крестьянину ссылкой на Камчатку за то, что он приютил старца.
Осенью 1927 года его обложили особенно тяжелым налогом.
В Холмищи, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и
совета, к старцу потянулся поток людей со всех концов России.
Святой Патриарх Тихон советовался с преподобным Нектарием через своих
доверенных лиц. Добираться до села, особенно весной, из-за разлива рек,
было трудно, даже сообщение на лошадях прекращалось. Порой приходилось
идти пешком в обход до семидесяти пяти верст мимо леса, где было много
волков. Они часто выходили на дорогу и выли, но по Святым молитвам старца,
никого не трогали.
С 1927 года старец стал серьезно недомогать, силы его угасали.
В декабре состояние здоровья резко ухудшилось, решили, что отец Нектарий
умирает, но затем наступило некоторое улучшение.
В апреле батюшке опять стало плохо. К нему приезжал отец Сергий Мечев,
он причастил старца
Кончина
1928 День12 Месяц5 МестоКалужская о., Ульяновский р., с.Холмищи Место захороненияКалужская о., Свято-Введенская Оптина пустынь, Введенский соборный храм (в западной части Амвросиевского придела)
29 апреля/12 мая 1928 года до Холмищ с трудом добрался отец Адриан, на руках
которого преподобный Нектарий скончался в эту же ночь.
Незадолго до кончины на вопрос, где его хоронить, старец указал на местное
кладбище. Когда его спрашивали, не отвезти ли его тело в Козельск, он
отрицательно качал головой. Старец не велел хоронить его и возле Покровской
церкви в селе Холмищи, сказав, что там будет "хуже свиного пастбища".
Так и случилось. Храм разрушили, а на соборной площади устроили ярмарку и
танцплощадку.
Исполняя желание старца, его погребли на местном сельском кладбище в двух-трех
верстах от села Холмищи.
В 1935 году грабители разрыли могилу старца, надеясь найти там ценности.
Они сорвали крышку гроба и открытый гроб поставили, прислонив к дереву.
Утром колхозники, пришедшие на кладбище, увидели, что старец стоит нетленный
восковая кожа, мягкие руки. Гроб закрыли и опустили в могилу с пением
"Святый Боже".
После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989г., в день памяти митрополита
Московского Филиппа, состоялось обретение мощей прп.Нектария.
Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное
благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета.
В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части
Амвросиевского придела Введенского собора обители.
В 1996 году преподобный Нектарий был причислен к лику местночтимых Святых
Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором
Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.
Как при жизни старца, так и после его блаженной кончины, каждый, кто обращается
к нему с истинной верой, получает по его молитвам благодатную помощь.
По молитвам прп.Нектария люди выходят из трудных жизненных ситуаций, совершаются
чудеса духовного и телесного исцеления
Канонизация
1
преподобный Нектарий Оптинский Дата00/00/1996 Кто представилСвято-Введенская Оптина Пустынь
Причислен к лику местночтимых святых Оптиной Пустыни
2
преподобный Нектарий Оптинский Дата20/08/2000 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Кто представилСвято-Введенская Оптина Пустынь Дни памяти
1
Старый стиль29.04 Новый стиль12.05 день блаженной кончины (1928г.)
2
Старый стиль11.10 Новый стиль24.10 Собор преподобных оптинских старцев