Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Ефрем (Ефремов Михаил Иванович) Год рождения1889 День рождения27 Месяц рождения9 Место рожденияКазань епископ Специальностькандидат богословия
Родился в Казани в семье Ивана Николаевича и Анисии Ивановны Ефремовых.
Отец его занимался выпечкой и продажей хлеба.
В 1925г. родители проживали в Казани (Пороховая слоб., Луговая ул., 9) Фотографии
Архимандрит Ефрем (Ефремов Михаил), будущий епископ, фото из дела 1927г. Архимандрит Ефрем (Ефремов), будущий епископ. Казань, 5.03.1923г. Епископ Ефрем (Ефремов)
Год окончания1906
В 1906г. по I разряду окончил Казанское духовное училище, удостоен перевода
в 1-й класс Духовной Семинарии
Казанская Духовная Семинария
Год поступления1906 Год окончания1912
В 1912г. по I разряду окончил Казанскую Духовную Семинарию
Казанская Духовная Академия
Год поступления1912 Год окончания1916 кандидат богословия
В 1916г. по II разряду окончил Казанскую Духовную Академию. Удостоен степени
кандидата богословия и права быть преподавателем и занимать административные
должности по духовно-учебному ведомству с обязательством при соискании степени
магистра богословия держать новые устные или письменные испытания по некоторым
предметам
монах Ефрем 1914 День1 Месяц11 Кто рукоположилепископ Чистопольский Анатолий (Грисюк), ректор КазДА
Во время учебы в Академии принял монашеский постриг и именем Ефрем иеродиакон 1914 День8 Месяц11 иеромонах 1915 День8 Месяц11
Казань, Казанская Духовная Семинария иеромонах Должность помощник инспектора Год начала1916 День начала21 Месяц начала9 Год окончания1918
С 21 сентября 1916г. помощник инспектора КазДС до ее закрытия в начале 1918г.
игумен 1918 Кто рукоположилмитрополит Казанский Иаков (Пятницкий)
21 февраля/6 марта 1918г. постановлением Св.Патриарха Тихона и Св.Синода
от должности настоятеля Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря был по болезни,
согласно прошению, уволен архимандрит Афанасий (Малинин)
[Зв2 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.4. Л.69.)], [Зв2 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.172. ЛЛ.3840.)].
Вскоре после этого митрополит Казанский Иаков (Пятницкий) руководство обителью
поручил иеромонаху Ефрему с возведением его в сан игумена.
О служении игумена Ефрема в монастыре уже летом осенью 1918г. сообщает
автор рукописи по истории Казанской епархии в 19171924гг. один из видных клириков
Казани с академическим образованием (имя его не установлено): "В начале августа 1918г. Казань была взята чехо-словаками. Белые пробыли в Казани ровно месяц. В течение этого времени митрополитом Иаковом вместе с духовенством приходских церквей было совершено торжественное всенародное молебствие с крестным ходом на Ивановской площади перед Кремлем о даровании победы белым над красными. Ежедневно по вечерам, в 9 часов, во всех приходских церквах совершались молебствия о победе... В ночь на 10 сентября нов.стиля белые войска оставили Казань. Вместе с белыми из Казани ушло 60 тысяч граждан, в том числе ушло немало и духовенства. Прежде всего покинул свою паству престарелый митрополит Иаков, уехавший вместе с протоиереем А.П.Яблоковым. Ушел и весь причт Кафедрального собора... Ушел викарный епископ Борис. Приходское духовенство ушло чуть не все целиком, но некоторые священники вскоре же, дней через 1015 вернулись обратно, дойдя лишь до Чистополя. Большинство же ушло в Сибирь, и многие церкви (Покровская, Воскресенская, Георгиевская, Петропавловский собор и друг.) остались совершенно без причта... Прочнее всех привязанными к своим местам и наиболее стойкими и мужественными оказались монахи, которые не ринулись, подобно белому духовенству, прочь от своих обителей. Настоятели монастырей Спасского Иоасаф, Ивановского Ефрем, Зилантовского
Сергий, Макарьевской пустыни Феодосий остались на местах... Рано утром 28 августа/10 сентября 1918г. красные с утра с удивлением увидели, что враг перед ними исчез, и заняли город. В это утро литургия совершалась в Казани, кажется, только в Ивановском монастыре игуменом о.Ефремом. Все сидели, спрятавшись и запершись в своих домах, боясь показаться на улицу..." [Зв2 (Архив УФСБ РФ по Респ.Татарстан. Д.218199. Т.4. ЛЛ.342361об.)].
архимандрит 1920 Месяц4 Кто рукоположилепископ Чистопольский Анатолий (Грисюк)
В начале апреля 1920г. по решению в.у. Казанской епархии епископа Чистопольского
Анатолия (Грисюка) игумен Ефрем был возведен в сан архимандрита.
(Данные митрополита Мануила (Лемешевского) о возведении о.Ефрема в сан архимандрита
лишь в 1929г. [1] ошибочны).
По сообщению в рукописи того же вышеуказанного клирика Казанской епархии: "В апреле 1920г. иеромонах Варсонофий (доцент Академии) и игумен Ивановского монастыря Ефрем были возведены в сан архимандритов... Это дело было в апреле месяце, и в конце того же месяца разнесся радостный слух о назначении в Казань нового митрополита". [Зв2 (Архив УФСБ РФ по Респ.Татарстан. Д.218199. Т.4. ЛЛ.342361об.)].
9/22 апреля 1920г. на Казанскую кафедру был назначен митрополит Кирилл (Смирнов).
Казань, Иоанно-Предтеченский мужской монастырь архимандрит Должность настоятель Год начала1920 Месяц начала4 Год окончания1922 Месяц окончания7
26 июня/9 июля 1920г. митрополит Казанский и Свияжскуий Кирилл (Смирнов) прибыл
в Казань и вскоре удостоил архимандрита Ефрема награждения митрой Казанская губ. (Татарстан, Зеленодольский р.), г.Свияжск, Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь архимандрит Должность настоятель Год начала1922 Месяц начала7 Год окончания1922 День окончания16 Месяц окончания12
В июле 1922г. митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов) назначил
архимандрита Ефрема настоятелем Свияжского Богородице-Успенского монастыря.
С прибытием о.Ефрема в Свияжск монастырская жизнь в Успенском Свияжском
монастыре стала налаживаться. Богослужения совершались в монастыре ежедневно:
утреня в 5 часов утра, литургия в 7 ч, по воскресным дням после вечерни
читался акафист Успению Божией Матери, по вторникам после вечерни акафист
Святителю Герману Свияжскому.
Активный и деятельный, архимандрит Ефрем с первых же дней своего настоятельства
принялся за популяризацию древнего монастыря, пришедшего за 4 года беспризорного
состояния в духовный и хозяйственный упадок.
В Казани и Свияжске появились объявления за подписью архимандрита Ефрема: "В первое Воскресение Петрова поста 417 июля Русская Церковь совершает празднование "Всем Русским Святым". Здесь, в Свияжске, в мужском монастыре в субботу будет совершено торжественное богослужение "Всем Русским Святым" по особой службе, изданной определением Всероссийского Церковного Собора от 1326 августа 1918г. Поет вновь организованный народный любительский хор. Всех сочувствующих просим вступить в число певчих и располагать других к этому. В Воскресение же вечером акафист Божией Матери, поет весь народ. Просим всех добрых людей не забывать своею помощию обители Святителя Германа, Его же молитвами да спасет нас всех Господь Бог. Настоятель Успенского Мужского Монастыря Архимандрит Ефрем".
[Зв2 (Архив ФСБ Республики Татарстан. Следственное дело Ефрема Ефремова (1922г.). Л.61).].
О.Ефрем состоял в переписке с епископом Андреем (Ухтомским), который после
освобождения из Бутырской тюрьмы в августе 1922г. проживал в Москве,
а в начале ноября по приглашению Союза уфимских приходов прибыл в Уфу.
В письме от 17 октября 1922г. епископ Андрей поблагодарил отца-архимандрита
за приглашение посетить Свияжскую обитель и призвал его твердо противостоять
обновленчеству: "Пишу вам... для того, чтобы просить Вас, чтобы Вы съездили в Казань и удержали казанцев от участия в страшном преступлении, которое совершается над православием. Имейте в виду то, что я твердо знаю: Высшее Церковное Управление это учреждение определенно реформаторское с тайным Обер-прокурором; я это знаю наверное и умоляю Вас сказать это в Казани всем верным. Архиереи новые и большая часть старых предались этому ВЦУ и изменили церковно-православному народу. Вот страшное горе. Повторяю: я это знаю твердо и умоляю Вас не участвовать в страшном <нрзб.> пред родиною и св. Церковью" [Зв2 (Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан. Д.210921. Л.6364.) Опубл.: Осипова И.И., Сикорская Л.Е., сост. "Я хочу принадлежать только св. Церкви...": Священномученик Андрей, архиепископ Уфимский: Труды, обращения, проповеди, письма, документы. М., 2012. С.290291.)].
Активная деятельность архимандрита Ефрема, включая его позицию в отношении
раскола, вызвала недовольство гражданских властей
Казанская о., Верхнеуслонский р. (Татарстан, Зеленодольский р.), г.Свияжск Год ареста1922 День ареста16 Месяц ареста12
16 декабря 1922г. архимандрит Ефрем был арестован по ордеру политбюро г.Свияжска
за N 1.
Официальным предлогом к аресту послужила жалоба квартирующих в монастырских
зданиях служащих, недовольных тем, что архимандрит Ефрем потребовал от них
оплаты за проживание.
При заполнении анкеты арестованного в графе "Партийная принадлежность"
архимандрит Ефрем написал: "Как христианский священнослужитель к
партии Единой Вселенской Православной Церкви"
Комиссия НКВД по административным высылкам 23/02/1923 Обвинение"сопротивление представителям власти при исполнении ими законных обязанностей" Статьяст.73 УК РСФСР Приговор3 года административной ссылки в Коми (Зырян) АО
После изъятия переписки архимандрита Ефрема выяснилось, что он активно вел
преподавательскую деятельность, вследствие чего ему было предъявлено обвинение
в нарушении декрета о преподавании Закона Божия детям младше 18 лет.
Из обвинительного заключения: "Обвиняется как продолжатель контрреволюционной политики Патриарха Тихона, возле которого группируется контрреволюционное духовенство. Создал религиозную школу без разрешения и преподавал детям Закон Божий".
23 февраля 1923г. архимандрит Ефрем был приговорен к 3 годам ссылки в Коми (Зырян) АО.
За ним добровольно последовал в ссылку его келейник, послушник Иван Бодряшкин
Коми (Зырян) АО, г.Усть-Сысольск (Республика Коми, г.Сыктывкар) Год начала1923 Месяц начала2 Год окончания1923 Месяц окончания7
По словам, впоследствии сказанным самим владыкой Ефремом, на место назначения он
"ехал через Москву свободно один по воинскому литеру и жил в вольной ссылке
сначала в Усть-Сысольске (теперь Сыктывкар), а с открытием навигации в июле был
переведен на Печору в с.Ижму, где прожил 4 года" Коми (Зырян) АО, с.Ижма Год начала1923 Месяц начала7 Год окончания1926
В ссылке был вместе с епископом Афанасием (Сахаровым).
Освобожден после отбытия срока ссылки
Коми (Зырян) АО, с.Ижма Год начала1926 Год окончания1927
После отбытия ссылки остался в Коми АО, чтобы оказывать помощь продолжившему
отбывать ссылку Казанскому митрополиту Кириллу (Смирнову). За подобную "антисоветскую
деятельность" был вновь приговорен к трем годам административной ссылки в Коми АО
Коми (Зырян) АО, с.Ижма архимандрит Год начала1927 Год окончания1929 День окончания28 Месяц окончания2
В ссылке служил в местном храме.
На 01.07.1928г. числился в списках адм. высланных, находящихся на территории
Коми АО
Коми (Зырян) АО, с.Усть-Ухта Год начала1928 Год окончания1929 День окончания28 Месяц окончания2
Потом он полгода прожил в с.Усть-Ухте.
Освобожден 28 февраля 1929г. в связи с окончанием срока ссылки.
Из Усть-Ухты "обратно через Усть-Сысольск освобожденный, переехал в начале 1929г. в г.Рязань (по собственному выбору)"
в Рязань (по собственному выбору)"
Рязань архимандрит Год начала1929 Месяц начала3 Год окончания1932 День окончания7 Месяц окончания4
По словам самого владыки Ефрема: "В Рязани жил "с прикреплением" три года свободно, без явок на регистрацию, как это было обязательным в Коми области".
В Рязани жил на положении заштатного клирика. Не имея прихода, в Рязани сослужил
архиепископу Рязанскому и Шацкому Иувеналию (Масловскому).
В начале 1932г. Рязанским отделением ОГПУ он был освобожден от ранее наложенных
ограничений и получил разрешение проживать в любой точке страны
епископ 1932 День7 Месяц4 МестоМосква, Елоховский Богоявленский собор Кто рукоположилмитрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), архиепископ Одесский Анатолий (Грисюк), архиепископ Хутынский Алексий (Симанский)
25 марта/7 апреля 1932г. хиротонисан во епископа Яранского, викария Вятской епархии
Нижегородский край, Котельничский округ (Кировская о. с 1936г.), г.Яранск Год начала1932 Месяц начала4 Год окончания1934 День окончания1 Месяц окончания1
Сиблаг НКВД Год начала1934 Год окончания1936 День окончания7 Месяц окончания12
Отбывал наказание в Сиблаге. Работал учетчиком, сторожем и помощником воспитателя,
принимал участие в посевных кампаниях, трудился в тракторной бригаде.
Помимо исполнения лагерных работ занимался "ликвидацией безграмотности" в среде
лагерников.
Освобожден 16 сентября 1936г. из "Минусинской сельскохозяйственной колонии N 5"
Пензенская епархия епископ Должность епископ Саранский, викарий Пензенской епархии Год начала1936 День начала7 Месяц начала12 Год окончания1937
7 декабря 1936г. назначен на Саранскую кафедру
Рязанская епархия епископ Должность временно управляющий Год начала1937 Месяц начала7 Год окончания1937 День окончания1 Месяц окончания9
С июля до сентября 1937г. временно управлял Рязанской епархией Курская епархия епископ Должность епископ Курский и Обоянский Год начала1937 День начала1 Месяц начала9 Год окончания1937
1 сентября 1937г. был назначен епископом Курским и Обоянским. До этого в течение
1937г. были репрессированы два епископа, занимавшие Курскую кафедру
Артемон (Евстратов) и Феодосий (Кирика).
9 сентября 1937г. епископ Ефрем прибыл в Курск.
Представители местной государственной власти воспрепятствовали его вступлению
в должность, но епископ Ефрем приступил к архиерейскому служению.
Владыка отличался простотой и жизнелюбием, знакомился с паствой, помогал нуждающимся.
Он в течение месяца терпеливо ожидал разрешения местных властей на регистрацию,
но получил отказ.
Окончательный ответ на ходатайство владыки культовая комиссия Президиума Курского
облисполкома вынесла 5 октября 1937г.: "Имея в виду, что служителем культа Ефремовым М.И. допущено нарушение требований параграфа 5 инструкции ВЦИК по вопросам культов от 16 января 1931г., в ходатайстве о регистрации отказать".
Владыка с полученным официальным документом хотел вернуться в Москву, но не успел
ввиду ареста.
Несмотря на краткий срок его пребывания на кафедре в Курске, он успел запомниться
тем, что принимал меры к спасению святынь из закрывавшихся властями храмов, в т.ч.
из курского костела, прихожане которого доверили епископу Ефрему на хранение
распятие и дароносицу
Особая тройка УНКВД по Курской обл. 04/12/1937 Обвинение"контрреволюционная фашистская агитация" Приговорвысшая мера наказания расстрел
Архив УФСБ по Курской обл. Д.12817.
ЦА ФСБ Д.Р-46106.
На допросе отклонил обвинения политического характера
Курск, тюрьма Год начала1937 День начала13 Месяц начала10 Год окончания1937 Месяц окончания12
Кончина
1937 Месяц12 расстрел МестоКурск
Расстрелян вскоре после вынесения приговора, точная дата расстрела неизвестна.
Скрывая обстоятельства гибели епископа Ефрема, органы НКВД официально сообщили
матери владыки Анисии Ивановне Ефремовой и его сестре Александре Ивановне
Шеманьской, проживающим в Алатыре, о приговоре владыки к длительному сроку
заключения в северных лагерях, без права переписки.
В конце 1956г. Александра Ивановна написала заявление на имя начальника
Гулага, чтобы узнать о дальнейшей судьбе своего брата.
09.04.1957г. Александру Ивановну вызвали в местное отделение милиции и сообщили
ей о том, что ее брат "в заключении умер от склероза сердца". На основании
этой информации в каталоге митрополита Мануила (Лемешевского) ошибочно указано,
что епископ Ефрем "скончался 14 ноября 1941г. от склероза сердца"
Использованы материалы: Из истории Казанской епархии в 19171920-е гг. Машинопись, копия Архив УФСБ РФ по Респ. Татарстан. Д.218199. Т.4. ЛЛ.342361об. Публ.: Елдашев А.М. Православная культура в Казанском крае (XVI-XX вв.): очерки истории.Казань, 2013. С.365411.; Архив ФСБ Республики Татарстан. Следственное дело Ефрема Ефремова (1922 г.). Л.61.; Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан. Д.210921. Л.6364. Опубл.: Осипова И.И., Сикорская Л.Е., сост. "Я хочу принадлежать только св. Церкви...": Священномученик Андрей, архиепископ Уфимский: Труды, обращения, проповеди, письма, документы. М., 2012. С.290291.; Архив УФСБ РФ по Красноярскому краю. Д.П-22663. Л.25.