Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Дионисий (Лукич Кирилл Николаевич) Год рождения1908 День рождения30 Месяц рождения6 Место рожденияКиев схиархимандрит
Происходил из дворянского сословия, где издавна были сильны православные традиции.
Отец его был генералом. В доме была хорошая библиотека. С самого раннего возраста
Кирилл много читал, и, очевидно писания святых отцов начали привлекать его все
более и более Фотографии
Архимандрит Спиридон (Лукич) в схиме Дионисий Архимандрит Спиридон (Лукич) Послушники Троицкого Ионинского монастыря. 2-й справа послушник Кирилл (будущий о.Спиридон)
Год поступления1918
В 1918г. родители отдали Кирилла в 6-ю киевскую гимназию. После окончания им 2
класса гимназического курса гимназия была преобразована в Трудшколу. Смерть отца
и сложное материальное положение семьи внесли изменения в судьбу отрока. С детства
Кирилл имел художественные способности, и в 1921г. мать отдала его в живописную
мастерскую Киево-Печерской Лавры. Размещалась мастерская в корпусе 30, во дворе
Трапезной церкви
Год поступления1921 Год окончания1924
Здесь он получил образование в объеме программы 6-ти классов, но художественную
школу закончить не успел она была передана Наркомпросу и в 1924г. закрыта.
В 1924г. Кирилл поступает послушником в Свято-Троицкий монастырь
Киев, Свято-Троицкая Ионинская общежительная пустынь Должность послушник, певчий, иконописец Год начала1924 Год окончания1926
Стройный черноволосый отрок с великой радостью надел подрясник и с этих пор никогда
ни на единый миг не усомнился в правильности своего пути.
Господь даровал ему много талантов он пел, имел музыкальный слух, способности
к живописи. В Ионинской пустыни была иконописная школа, где он стал учиться
писать иконы. Вместе с тем он нес послушание на клиросе. У него была также
великолепная память. Богослужебные тексты, песнопения все он помнил и в дальнейшем
стал одним из редких знатоков православного богослужения к нему всю его жизнь
обращались в трудных и спорных случаях священники и архиереи со всех концов страны.
В 1926г. настоятелем Киево-Печерской Лавры становится 30-летний архимандрит
Ермоген (Голубев). В том же году послушник Кирилл Лукич перешел в братство
Киево-Печерской Лавры Киев, Киево-Печерская Успенская Лавра Должность послушник Год начала1926 Год окончания1929 День окончания17 Месяц окончания6
Киев, Киево-Печерская Успенская Лавра иеромонах Год начала1934 Год окончания1934
После захвата Киево-Печерской Лавры обновленцами перешел в приходскую церковь
св.Ольги, затем, снова уходя от наступающих обновленцев, в Богоявленский собор,
затем в Николаевскую церковь на Аскольдовой могиле Киев, церковь св.равноапостольной кн.Ольги иеромонах Киев, Богоявленский собор иеромонах Киев, Никольская церковь на Аскольдовой могиле иеромонах
В ходе проводившейся с 1934г. на Украине паспортизации и регистрации монахов и
священнослужителей о.Спиридон был выселен из Киева за 100-километровую зону.
С 1934г. проживал в Житомире
Житомир Год начала1934 Год окончания1937
С 1934г., как скажет позднее на допросе сам о.Спиридон, он стал "бесприходным
служителем культа". В эти годы он внешнего вида (волосы, ряса) не изменял, и
переодевался лишь на время малярных работ, производя ремонт квартир и крыш у разных
лиц. "В частной жизни... вел себя скромно и уединенно, в обществе не вращался совершенно".
Кроме двоюродной сестры и двух-трех священников, знакомых по Киеву, никого не
посещал и не принимал гостей у себя на квартире. День о.Спиридона распределялся
привычно церковь, работа, молитва. В свободное время о.Спиридон искал уединения
и занимался чтением и "стихотворными опытами".
Проживал в Житомире сначала на ул.Мещанской, 40, затем на Магазинной, 6, на
момент ареста проживал на ул.Семионовской (район Малеванки). В 1935г. предоставил
часть снимаемой им комнаты епископу Максиму (Руберовскому), вернувшемуся из заключения.
В 1936г. у о.Спиридона около 2-х месяцев проживал иеромонах Киевского Свято-Михайловского
Златоверхого монастыря Дасий (Красулин).
В ночь ареста на столе лежала книга и тетрадь с заметками. Записи о.Спиридона были
изъяты во время обыска
Киев, ул.Семионовская, 34 Год ареста1937 День ареста29 Месяц ареста8
Арестован в ночь с 29 на 30 августа 1937г. 4 отделением 4 отдела НКВД УССР.
Содержался под стражей в житомирской тюрьме.
О.Спиридон проходил по следственному делу епископа Максима (Руберовского), монахов
Ксенофонта (Горбатюка), Александра (Янкина), Иоанна (Головинского), священника
В.А.Горбацевича, служителя Почаевской Лавры М.М.Лебедя
тройка при УНКВД Житомирской обл. 17/11/1937 Обвинениеучастник к/р группировки церковников" Статьяст.541011 УК УССР Приговор10 лет ИТЛ
Из материалов дела: "Я лично никакой к/р работы не проводил, о чем говорили приходившие к епископу не знаю"
Житомир, тюрьма Год начала1937 День начала29 Месяц начала8 Год окончания1937
О приговоре о.Спиридон узнал уже во 2-м лагпункте Вятлага Пермская (Кировская) о., Вятлаг Год начала1937 Год окончания1947 День окончания30 Месяц окончания8
Из концлагеря о.Спиридон отправил 3 жалобы. Он писал: "Заподозрить можно любого, оклеветать каждого. Но для того и ведется предварительное следствие, чтобы невинного не осудить напрасно. Но каким положением социалистической законности при вынесении мне этого приговора руководствовалась тройка НКВД Житомирской обл. мне неизвестно. Предварительным следствием грубо нарушены ст.ст.9596, 128129, 137 и 206 УПК".
Третья жалоба о.Спиридона была из Москвы переслана в Житомир и 10 октября 1940г.
помпрокурора по спецделам постановил: "жалобу Лукича С.Н. оставить как неосновательную
без удовлетворения, о чем его уведомить".
Годы в лагере сильно подорвали здоровье о.Спиридона, но духовно еще более укрепили.
Из первых 23 месяцев пребывания в Вятлаге 12 месяцев о.Спиридон по болезни не работал.
С 26 апреля 1938г. по 14 марта 1939г. он болел цингой и ревматизмом, в результате
чего не мог ходит и передвигался на костылях. О.Спиридон писал, что он может стать "одним из тех, которые на наших глазах сошли в могилу, не дождавшись
справедливости"
Но Господь управил иначе. О.Спиридон не только выдержал это тяжелое испытание,
но еще более укрепился духовно.
30 августа 1947г. после 10-летнего заключения о.Спиридон был освобожден из Вятлага
и осенью возвратился в Киев.
Получив отказ от властей в прописке, уехал в Житомир
Житомирская о., Андрушовский р., с.Крыловка, Михаило-Архангельская церковь иеромонах Должность настоятель Год начала1947 Год окончания1956
По указу епископа Житомирской епархии Александра, с 13 января 1948г. о.Спиридон
стал священником и настоятелем Михайловской церкви в селе Крыловка.
В начале 1950- гг. был переведен на приход в Чернигов, где проживал на ул.Толстого, 63 Чернигов иеромонах Год окончания1956
В феврале 1954г. о.Спиридон в четвертый раз обратился к властям с просьбой пересмотреть
дело и снять с него судимость. В прошении на имя Председателя Президиума Верховного
Совета СССР К.Е.Ворошилова о.Спиридон, в частности, писал: "Несмотря на то, что наказания я отбыл, в правах же гражданина я не восстановлен до сих пор. По своему здоровью я являюсь инвалидом... нуждаюсь в систематическом лечении и наблюдении врачей. Но меня лишают этого, так как нужные мне врачи находятся в Киеве, а жить там мне хотя бы и временно не разрешают. Судимость гнетуще действует на мое состояние".
Через год, 3 февраля 1955г. о.Спиридона вызвал на допрос следователь УКГБ по
Черниговской области. В ходе допроса о.Спиридон вновь отверг какое-либо участие
в антисоветской организации. Судимость была снята 22 октября 1955г.
Чернигов архимандрит
В трудные для церкви хрущевские времена о.Спиридона, не отличавшегося крепостью
здоровья переводили с места на место в Чернигов, Тверь, Пензу... Тверь архимандрит Пенза архимандрит
Украинская ССР, г.Житомир Год начала1970 Год окончания1990
В 1970г. выведен за штат. Уйдя на покой поселился в Житомире. В 1980-е гг.
о.Спиридон начал вести записки, в которые, кроме воспоминаний, внесено большое количество
материалов по вопросам литургики, богослужений, чинопоследования, монастырского
быта, пения и др.
В июне 1988г. на Дальних пещерах, а с 1990г. и на Ближних, вновь начал действовать
монастырь Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра.
Наместник ее, архимандрит Ионафан, хотел все в ней устроить по-прежнему, благолепно
и чинно. Архимандрит Спиридон был единственный в своем роде знаток лаврских
традиций и служб. О.Спиридона призывали в духовники лаврской братии, но он долго
не соглашался, т.к. не верил советской власти, считал, что Лавру могут закрыть
в любой момент
Киев, Киево-Печерская Успенская Лавра архимандрит Должность духовник Год начала1990 Год окончания1991
С 1990г. он духовник Лавры, приезжает туда и подолгу живет, особенно в дни постов
и праздников. Его любили и к нему стремились не только лаврские насельники, у него
было огромное количество духовных чад. Он был строг, но милостив и даже ласков...
"При почтенном, восьмидесятилетнем возрасте о.Спиридон имел светлый ум, его можно
было слушать сутками, из уст его изливался обильный поток сведений по всем областям
церковной жизни".
О.Спиридон окормлял монастырскую братию, совершал постриги, передавая знания
лаврских традиций
схиархимандрит Дионисий 1991
Во время предсмертной болезни был пострижен в схиму с именем Дионисий.
Почил в Житомире 2 сентября 1991г., "на третий день после пострига в схиму и через
час после принятия Св.Христовых Таин".
Перевезен братией в Лавру. Архимандрит Поликарп вспоминает: "Отпевание совершалось на третий день по кончине, когда в Лавре совершается соборно акафист Успению Богородицы, который и был совершен собором священников, разместившихся вокруг гроба с телом о.Дионисия. При том, что все богослужение совершалось с 7 до 14 часов при большом стечении богомольцев в Крестовоздвиженском храме, день был жаркий, никакого запаха тления не было, а наоборот, ладони у покойного были светло-желтого, как воск, цвета, и пальцы были мягкими и подвижными. Об этом мы узнали, когда поправляли крест в руках батюшки, после прощания всех присутствующих на отпевании горожан"
Кончина
1991 День2 Месяц9 МестоЖитомир Место захороненияКиев, Зверинецкое кладбище
После смерти схиархимандрита осталось несколько тетрадей большого формата с его
записками, которые он вел в 1980-е годы в Житомире. Это заметки по вопросам
богослужебных чинопоследований церковного пения. О.Спиридон вспоминает также
старинные правила, практиковавшиеся в Лавре, забытые детали иноческого быта.
В этих описаниях чувствуется глубокая любовь к монашескому образу жизни.
В действующем церковном уставе он находил неточности, вкравшиеся туда еще чуть
ли не со времен Патриарха Никона