Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Пенкин Петр Александрович Год рождения1871 День рождения13 Месяц рождения4 Место рожденияТверская губ., Осташковский у. (Тверская о., Осташковский р.), д.Кравотынь священник
По другим данным, год рождения 1874г.
Родился в с.Кравотынь, которое находилось вблизи от Ниловой пустыни, сын
священнослужителя. В селе находилась Введенская церковь ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1932г.]
[до 1938г.]
Тверская губ. священник Год окончания1914
В 1910-х гг. о.Петр подавал письмо с просьбой предоставить ему возможность
служить в храмах новообразованного Волговерховского Ольгинского общежительного женского монастыря
Осташковского уезда, находившегося у истока Волги в с.Волго-Верховье [5].
(В храмах монастыря служили священники и диаконы, которые получали жалованье
от обители и жили в с.Волго-Верховье. В обитель на истоке Волги стремились попасть
священнослужители даже из отдаленных мест Тверской губ., в т.ч. о.Петр).
Судьба этого прошения неизвестна Тверская губ., Вышневолоцкий у. (Тверская о., Удомельский р., Озеро-Горский с/с), с.Сельцо-Карельское (Карельское), церковь Рождества Иоанна Предтечи (Воскресения Словущего) священник Год начала1914 Год окончания1932
В церкви с.Корельское было три престола. В верхнем этаже Рождества Иоанна Предтечи,
в нижнем этаже 2 престола: Воскресения Словущего и Казанской Божией Матери.
По материалам Справочной книги по Тверской епархии (Тверь, 1915г.) о церкви Воскресения
Словущего в с.Сельцо: "В 1915 году служили: священник Петр Пенкин, 39 лет, окончил семинарию, на службе 14 лет, в Воскресенском храме 1 год".
До революции о.Петр имел большое хозяйство.
При Советской власти о.Петр был "раскулачен", лишен избирательных прав
Тверская губ., Вышневолоцкий у. (Тверская о., Удомельский р., Озеро-Горский с/с), с.Сельцо-Карельское Год ареста1932
В 1932г. о.Петр был арестован органами ОГПУ
././1932 Приговорлишение свободы
Осужден органами ОГПУ. Отбывал наказание. Освобожден. Подробности неизвестны.
После освобождения вернулся в с.Сельцо-Карельское
Тверская (Калининская) о., Удомельский р., Озеро-Горский с/с), с.Сельцо-Карельское, церковь Рождества Иоанна Предтечи (Воскресения Словущего) священник Год окончания1938
Продолжал служить в церкви с.Сельцо-Карельское.
Из характеристики, составленной председателем сельсовета на о.Петра для органов
НКВД в 1938г.: "...Занимался нарушением советских законов. Умерших хоронил без регистрации в ЗАГСе, за что уже привлекался к административной ответственности (но также имеются случаи и после этого). Ведет антисоветские разговоры среди верующих, особенно среди стариков".
На момент ареста в 1938г. семья о.Петра: Сын Пенкин Алексей (1906г.р., слесарь Октябрьского завода в Ленинграде); сын Пенкин Виктор (1912г.р., работает и живет в Удомле на торфяных разработках); дочь Пенкина Елена (1915г.р., домохозяйка, живет в селе Сельцо-Карельское)
Калининская о., Удомельский р., с.Сельцо-Карельское Год ареста1938 День ареста9 Месяц ареста2
"При обыске никаких вещей не обнаружено и ничего не взято"
тройка при УНКВД по Калининской обл. 13/02/1938 Обвинение"систематическая антисоветская агитация, высказывал пораженческие настроения о гибели соввласти" Приговорвысшая мера наказания расстрел
ТЦДНИ. Ф.7849. Д.14351. (Д.22209-с)
Из показаний на допросе председателя сельсовета "об антисоветских настроениях"
о.Петра (10.02.1938г.): " Я попа Пенкина... хорошо знаю, он служитель религиозного культа до настоящего времени. Он имел обширное хозяйство, был взят по линии ОГПУ примерно в 1932г. По возвращении он обратно продолжает служить в церкви. Настроен против Советской власти с пристрашной злобою. На все предписания со стороны сельсовета о неотпевании покойников в домах и в церкви, а это запрещается, он внимания не обращает, тем самым производит заражение болезнями население... Производит крещение малолетних детей, а также причащение, отчего дети заражаются и помирают. Одновременно его посещают отдельные, по социальному положению, из прошлых, крепкие граждане, которые выносят от него всевозможные слухи против Советской власти. Этим самым он разлагает массу, что действует на окружающие колхозы. Так как он проповедует, что "Советская власть и все коммунисты должны в скором времени исчезнут, ни одного не должно остаться". В день выборов 12.12.1937г. в Верховный Совет СССР его агитация также проводилась против. Этим самым он отнимал настроение у массы. Все платежи он саботирует...".
Из показаний другого "свидетеля" об о.Петре: "...Он до сего времени служит в церкви, ездит по деревням, служит обедни и панихиды, одновременно агитирует: "Советской власти не будет, это все известно мне по Библии. Коммунистов перевешают". К нему ходит сторож церкви и ряд других граждан, которые разносят слух о том, что "выходите из колхозов, иначе колхозников скоро будут забирать и ссылать, нужно переходить на единоличное хозяйство". На молодежь этот поп также сильно влияет: детей причащает и крестит, что разводит разные заболевания, и дети помирают. Несмотря на это, он говорит, что "некрещеные все скоро помрут". Этим он к себе приближает массу, которая в настоящее время в большинстве еще ходит в церковь и носят ему то, что ему требуется. Этим самым он разлагает колхозы и колхозников...".
Из показаний другого "свидетеля", сторожа колхозного амбара: "...Он не подчиняется сельсовету ходит по деревням, служит молебны в деревнях, за что получает продукты или работают у него по каким-либо хозяйственным работам, т.е. он применят наемную рабочую силу. Этим он разлагает массу колхозников. Старается отвлечь от культурно-просветительной работы, наводит туман в глаза колхозникам, которые попадают под его влияние".
Из протокола допроса о.Петра от 12.02.1938г.:
" В период своей жизни Вы применяли наемную рабочую силу?
Да, применял... до 2-х человек...
Вы ведете агитацию среди населения о развале колхозов и против Советской власти. Подтверждаете ли Вы это?
Нет, не подтверждаю.
...Вы производите крещение детей, а также причащаете в разных домах по деревням, отчего разводите заражение болезнями детей, и дети вымирают. Признаете виновным себя?
Да, действительно, виновным себя признаю в том, что я не соблюдал гигиенические правила, отчего дети могли заразиться и умереть...
...Вы среди населения проводите пропаганду, а также убеждаете население, что религию бросать не нужно, и что Иисус есть, и что Советская власть существовать не должна... Вы проводите религиозные праздники путем "службы молебнов", и в эти дни от ваших праздников возникают скандалы и убийства...
Да, действительно, я убежден, что Иисус есть, но среди массы не агитирую. В отношении празднования религиозных праздников и службы молебнов зто моя вина, лишь потому, что я только этим живу и кормлюсь..."
Обвинительное заключение, составленное Удомельским РО НКВД 12.02.1938г.: "...Используя религиозные убеждения отсталой массы колхозников, среди последних систематически вел агитацию, направленную против колхозов и Советской власти, так, в разговоре с колхозниками говорил: "Выходите из колхозов, а то колхозников скоро будут забирать и ссылать. Советской власти все равно скоро будет конец, а поэтому коммунисты сначала перебьют вас, а потом сдадутся сами". Среди прихожан церкви систематически говорил: "Скоро все некрещенные умрут, и надо креститься". В результате колхозники несли крестить своих взрослых детей. Перед выборами в Верховный Совет СССР говорил: "Скоро наступит то время, когда все коммунисты исчезнут и ни одного не останется", намекая на неизбежность войны и гибели капитализма...".
Акт медицинского осмотра: "Обширная левосторонняя паховая грыжа и органическое заболевание сердца. К физическому труду не годен".
Дело было направлено на рассмотрение "тройки".
13 февраля 1938г. тройкой УНКВД по Калининской обл. о.Петр был приговорен
к расстрелу