[back][up level][first][previous]
    Места проживания
      Костромская о., г.Шарья, пос.Ленинский, ул.Школьная 
      Год начала 1943 
      О.Александр, "странный человек в изношенной до дыр рясе, с кровоточащими
      язвами на почти босых ногах" появился в Шарье в самый разгар Великой Отечественной
      войны.
      Церкви в Шарье в эти годы не было. Служившего до этого священника арестовали
      за "шпионаж".
      Отец Александр поселился на улице Школьной в доме Натальи Хазовой,
      заняв половину дома и устроив там молельный дом.
      Весть об о.Александре и его молельном доме на улице Школьной разнеслась по Шарье
      и району в мгновение ока. Каждый день сюда приходили и приезжали люди,
      сохранившие в душе любовь к Богу, несмотря на царившее в стране безверие.
      К нему приезжало много людей, некоторые даже из других районов.
      Отец Александр ради Христа взял на себя труднейший духовный подвиг юродства:
      Из рассказа Веры Егоровны Тимофеевой:
         
      "Отца Александра мы поначалу за нищего принимали. Даже побаивались.
         Во время службы он совершенно преображался — столько было в нем достоинства.
         Лицо чистое, голос бархатный — одно удовольствие слушать.
         А на улице — юродивый, да и только. Походка, как у старика, — мелко-мелко
         семенил, все что-то с земли поднимал и в сумку складывал".

      Из рассказа Маргариты Федоровны Замашкиной:
         "Нам, ребятишкам,... отец Александр казался тогда пожилым человеком, почти
         дедушкой, хотя было ему немногим больше 50 лет. Наверное, из-за длинных волос
         и бороды, а также необычного вида. Ходил батюшка в старенькой рясе, поверх
         которой зимой надевал тонкий зипунок. На ногах — ничего, кроме опорок —
         обрезанных валенок, не носил. А ноги у него больные были — в язвах все,
         которые постоянно кровоточили и гноились. Не помню, чтобы батюшка чем-то
         лечил их... Погреет ноги — вот и все лечение.. На плече отец Александр
         носил тяжелую холщовую сумку с камнями и всякой всячиной, которую подбирал
         прямо на дороге... А на наши вопросы отвечал всегда одно: "Грехи ваши ношу.
         Надо же кому-то".

      Из рассказа Анны Макаровны Петровской:
        "Вернувшись из заключения, с родными никакой связи не имел. Мать батюшки умерла
         еще при жизни его в Архангельске. Судьбы отца и сестер мне неизвестны. Но
         батюшка называл себя сиротой...
         Несмотря на странное свое поведение, умом он обладал здравым. По всей видимости,
         получил в юности блестящее образование. Достаточно было взглянуть на его
         каллиграфический почерк, послушать проповеди. Как-то я спросила его об этом.
         Батюшка ответил односложно: "Образование, говоришь? Большое, Аннушка"".
      Из рассказа Маргариты Федоровны Замашкиной:
         "...С нами, детьми, он был очень ласков. Особенно сирот жалел. Заботился о
          них. Знал, в каких домах люди побогаче. Придет, постучит палкой и требует:
          "Яиц давайте, крупы, масла". А утром перед школой завтрак для бедных ребятишек
          приготовит и зовет всех: "Заходите, детки, Боженька вам хлебушка да кашки
          послал". Для себя, похоже, ничего не оставлял. Ни разу с нами за стол не садился...
          ... Он у нас в доме почти каждый день бывал. Молитвам учил. Я тогда все
          акафисты наизусть знала. Отдохнет немного и зовет меня: "Давай, деточка,
          акафист прочитаем — Божьей Матери или Николаю Чудотворцу". Чаще мы их пели.
          Голос у батюшки был удивительно красивый. От недугов избавлял.... ".

      Из рассказа Анны Макаровны Петровской:
          "Очень батюшка любил икону "Знаменье Божией Матери" и акафист Пресвятой
          Богородице петь. Голос у него был просто ангельский. Поет и плачет. Вслед
          за ним и мы. Но слезы эти сладкими казались. Вокруг война, голод, смерть.
          А на душе вдруг так легко станет, словно и нет никакой войны, да и земли
          нашей грешной тоже нет — только Бог и небо...
          Что удивляло меня в отце Александре — никогда не ругал он власть Советскую,
          по произволу которой столько лет провел в лагере. Не из страха, конечно, а
          по причине глубокого смирения перед Волей Божией...
          ... Грех жаловаться, в Шарье батюшку представители власти не тревожили.
          "Связываться с ненормальным стариком" считали ниже своего достоинства.
          Он, конечно, весьма причудливым казался, но эти "умники" даже представить
          себе не могли, насколько он был нормален.
          ...Единственный раз его забрали в милицию. Заинтересовались, что такое он
          в своей огромной сумке носит. А когда вытряхнули ее содержимое на пол и
          посыпались оттуда камни, и камешки, палки, бумажки, тряпочки — весь уличный
          мусор —  расхохотались: "Иди отсюда, поп дурной, чтобы больше ноги твоей
          здесь не было!" Отец Александр тихонько собрал "вещички" свои и одно
          ответил: "Бог с вами, я сюда и не просился"".
      Из рассказа Марии Кирилловны Вагиной:
          "...В дом батюшки мы часто ходили — помолиться. Какие чудесные у него были
          иконы! Таких нигде я больше не видела. Проповеди читал — заслушаешься. А
          уж если песни запоет церковные — слезы градом текли. Мне стыдно было при
          всех плакать, так я за печку пряталась. И обязательно, как придешь к нему,
          что-то подарит. Иконочку Тихона Калужского до сих пор храню, хоть и потемнела
          вся... ".

      Из рассказа Леонида Павловича Рыжова:
          "Мои родители ... были очень дружны с батюшкой, чтили его как человека Божьего.
           Он и был таким. Мы с сестрой-близняшкой Тамарой целые вечера, разинув рты,
           слушали его рассказы о Боге — такая теплота и свет от него исходили...
           Жили бедно, голодали. Отец Александр жалел нас, ребятишек, часто приносил
           что-нибудь из еды, а матери иногда тайком давал деньги. Она пыталась
           отказываться, батюшка сердился: "Господь послал детям твоим, а ты брать не
           хочешь!"".
      Из рассказа Елены Михайловны Шистеровой:
          "Неподалеку от нас стоял дом многодетной семьи Смирновых. Мать в
          войну умерла, 7 деток осталось сиротами. Отца, правда, на фронт не забрали,
          но дома его почти не было — машинистом работал на железной дороге. Голод
          страшный. Дома с детьми оставалась старшая дочь Валя. Ребятишки есть просят,
          а Вале и дать им нечего, плачет только и молится. В один из таких дней
          приходит к ним отец Александр и протягивает мешочек пшенной крупы: "Это
          вам Александр послал". Отца их родного именно так звали. Решили, что от
          него, обрадовались. А тот через пару дней приехал, в дом вошел — ничего
          понять не может. На столе каша, дети довольные сидят. "Откуда?" — спрашивает.

          — "Как же, папа, ведь это ты послал!" — "Кто угодно, но только не я".
          Тогда только поняли, в чем дело...
          Сирот батюшка особенно почитал, жалел очень...
          ... С этой же Валей другой случай был. Бежала она откуда-то домой... Весна,
          грязь страшная, колеи такие, что утонуть можно. А на ногах у нее кое-какая
          обуточка. Никак дорогу не перейти, чтобы не испачкаться. Навстречу отец
          Александр идет. Видит, что девчонка у края дороги топчется. Снял с себя
          фуфайку и под ноги ей бросил: "Иди, сирота!" Та растерялась, не знает, что
          делать. Неудобно, вроде, на чужую одежду ступать. Батюшка опять к Вале
          обращается, строго уже: "Иди, иди, для тебя же бросил!" По этой фуфайке
          и перескочила она через грязь. Отец Александр фуфайку поднял, встряхнул и
          дальше отправился... ".

      Из рассказа Анны Макаровны Петровской:
         "Трудный подвиг взял на себя ради Христа. Случалось, и пожалуется: "Ты бы
         знала, Аннушка, как ноги-то болят. Сними мне опорки, милая!" Стану снимать,
         а ноги у него все в кровь стерты, язвы страшные. Маме никогда не разрешал
         разувать его, все меня дожидался. Многие предлагали батюшке и одежду
         теплую, и обувь — не брал, отказывался.
         ...Мама, помню, за глаза его цыганом называла. И я не сразу привыкла к
         необычному поведению батюшки. Однажды он домой собрался. Мама мне в коридоре
         шепчет: "Что-то отец Александр растолстел в одночасье. Опять вещей не
         досчитаемся". И точно, заглянули на печку — одной подушки не хватает. На
         следующий день приходит, как обычно и сразу маме с порога: "Ругаешь меня,
         Машенька? Ничего, ничего, я подушечку твою хорошему человеку отнес. Ему
         спать не на чем, а у вас еще есть. Делиться надо с бедными".
         Потом рубашек, теплого белья мужа своего, который на фронте был, я не
         досчиталась. Обиделась даже на батюшку. Зачем же вы, говорю, отец Александр,
         бельишко-то мужнино забрали? А вернется, что носить будет?" — Поднял он
         глаза на меня, словно в душу заглянул: "Ну, если он вернется, мы ему
         шелковое справим". Не придала я значения словам его. Много ли мало ли
         времени прошло, приходим к отцу Александру с Любой Дудиной.
         Он в комнате своей лежит на лавочке. Увидел меня, да как закричит: "Ой, нога,
         нога!" На Любу вообще не смотрит, все на меня. Потом фарфоровую собачку протягивает
         с отбитой лапкой: "Береги ее, Аннушка!" Я опять в полном недоумении. Через
         5 дней получаю письмо от лейтенанта, который сообщает мне о смерти
         мужа моего во всех ужасных подробностях: Павлику на поле боя ногу оторвало
         по самый пах, умер он через два часа, не доехав до госпиталя. Любила я мужа.
         Думала, не переживу. Схватила собачку и бегом к отцу Александру. Рыдаю в
         голос. А он прячется от меня, не выходит, хозяйке сказал: "Не могу видеть,
         как она плачет!" А через несколько дней сам пришел: "Пора перестать, Аннушка,
         слезы лить. Скажи своему Павлику сейчас: "Вернись на землю!" — не захочет.
         В хорошем месте он у Господа". Муж мой, верующим человеком был, добрым... "
      Бог дал отцу Александру дар духовного провидения.
      Из рассказа Веры Егоровны Тимофеевой:
          "Людей отец Александр удивительно тонко чувствовал. Только взглянет на
          человека — уже знает его мысли. Добрых с добром принимал, а нечистых
          сердцем, случалось, и гнал".

      Из рассказа Елены Михайловны Шистеровой:
          "Отец Александр всех любил, а если кого и гнал, то только для того, чтобы
          человек исправился, в себя заглянул. В каждом видел и душу его, и будущее".
          "Прозорливый он был. Все, что ни предскажет, сбывалось...".
      Из рассказа Марии Кирилловны Вагиной:
          "...Очень верующая женщина привела к нам в дом отца Александра. Батюшка, как
          вошел, начал кого-то из-под стола, из-под лавок выгонять — и все к двери, к
          двери. Потом просит маму: "Собери-ка мне Марусенькины платочки носовые".
          Мои, то есть. Перестирал их и на веревку развесил. И потом, как мама мне
          рассказала, всю ночь не спал, стоял в изголовье моей кровати, плакал и
          молился, чтобы Господь мне терпения дал. Сбылись его пророчества. Выйдя
          замуж, родила я девочку — инвалида, 16 лет она жила — ни сидеть, ни есть
          сама, ни ходить не могла...
          Перед тем, как мне замуж выйти, батюшка дал мне зеркальце и расческу мужскую.
          За одного хотела пойти, спросила его — мой ли это суженый? Ничего не ответил,
          плюнул только. Я и отступилась от жениха этого. Скоро другой появился...
          Однажды иду с работы, а батюшка мне навстречу. Пооглядывался и шепчет:
          "Марусенька, дай мне копеечку". — "Зачем Вам, дедушка Александр, копеечка?
          Я больше могу дать" — "Нет, нет, копеечку. Я вон там дом буду строить".
          Сейчас я живу в доме на том самом месте, что указал батюшка. Построил его,
          правда, не он, а мы с мужем, но пророчество, которого в тот момент я, конечно,
          не поняла, сбылось...
          ...Моя знакомая Тася Червякова... на фронте была. Три месяца весточек от нее
          мать не получала, извелась вся. Пошла к отцу Александру узнать, жива ли.
          Многие за этим к нему ходили. Он даже сетовал порой — мол, в гадалку
          превратили. Но мать Тасину принял благосклонно... Насыпал на стол земельки и
          спичек в нее навтыкал — круг из них получился. Внутрь круга этого положил что-то
          и запричитал вдруг: "Ой, ой, курочка-то, смотри-ка, с яичком. Ну ничего,
          прибежит твоя дочка домой". Через пару месяцев Тася вернулась с фронта с
          ребеночком. Оказывается, была она в окружении и уже беременная — чудом
          удалось вырваться... ".
          "Отец Александр навещал семью Смирновых, что жили в Козлове. У них была дочь
          Валя — тогда уже невеста на выданье. Шел он к ним всегда через поле, наберет
          букетик цветов и обязательно Вале подарит. При этом все песенку пел: "Не сама
          машина ходит, машинист машину водит". Валя скоро вышла замуж за машиниста и
          прожила с ним долгую, счастливую жизнь... ".

      По его молитвам Богу люди исцелялись от своих скорбей и недугов.
      Из воспоминаний Анны Макаровны Петровской:
          "О чудесных исцелениях людей по молитвам батюшки в Шарье легенды ходили.
          Маму мою от ожога он вылечил одним только крестным знамением.
          ... А женщине незаживающую послеоперационную рану смазал гноем из язв своих.
          Та испугалась, конечно, но через три дня и думать о больной ноге забыла".
          "... Ездила к нему молиться женщина из Мантурова... Шура Серова. Молодая еще,
           а на костылях. Вот однажды перед службой отец Александр говорит ей строго:
             "Бросай, Шурка, костыли, хватит уже". А та испугалась: "Да что Вы, батюшка,
             упаду я". — "Не упадешь, бросай!"
         Шура глаза зажмурила, костыли бросила — и пошла, зашагала... ".

      Из рассказа Анны Александровны Удаловой:
          "... Безмерно благодарна ему [отцу Александру] за то, что он спас от смерти
          мою старшую сестру Нину, родившуюся в 1941 году. Мама наша, Мария Поликарповна
          Удалова жила с Ниночкой в Якшанге. До трех лет девочка хорошо развивалась, рано
          начала ходить и говорить. А на четвертом году у нее вдруг отнялись ноги, она
          совершенно перестала есть. К каким только докторам мать ее ни носила — никто и
          ничего не мог понять. В конце концов поставили диагноз — "истощение". Но
          мама в него не верила. В доме была корова, а значит, молоко и масло, и все,
          что необходимо ребенку. Разуверившись в докторах, повезла Нину к отцу
          Александру. Взяв малышку на руки, он протянул ей кусок булки, который Нина
          тут же с жадностью съела. Мать была настолько поражена увиденным, что стала
          возить Нину к нему каждую неделю. Тем более, что дома она по-прежнему в рот
          ничего не брала, только из рук отца Александра. Он и сам стал приезжать к
          нам, чтобы покормить девочку. Нина скоро совсем окрепла. Мама всю жизнь
          потом повторяла, что Нина наша отцом Александром у Господа вымолена... "

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ