Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Гордеева Валентина Сергеевна Год рождения1862 Место рожденияСамара начальница обители милосердия
По данным [2] год рождения 1863г.
Урожденная Ушакова, по материнской линии в родстве с княжеским родом Голицыных.
Родилась в семье действительного статского советника, самарского губернатора
Сергея Петровича Ушакова.
По другим сведениям, родилась в Москве.
Семья Ушаковых прожила в Самаре до 1867г.
В 1867г. С.П.Ушакова назначили уфимским губернатором, и семья переехала в Уфу ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1908г.]
[1908-1910гг.]
[с 1910г.]
[до 1923г.]
[1923-1929гг.]
[1929-1931гг.]
Уфа Год начала1867 Год окончания1873 Тульская губ. Год начала1873
В 1873г. С.П.Ушакова назначили губернатором в Тульскую губернию.
Валентина окончила гимназию Санкт-Петербург Год окончания1887
После окончания гимназии Валентина Сергеевна была фрейлиной Государыни
Императрицы Тульская губ., Одоевский у. Год начала1887 Год окончания1889
В 1887г. была обвенчана с Николаем Николаевичем Гордеевым (18501906гг.),
предводителем дворянства Одоевского уезда Тульской губернии Бессарабская губ. (г.Кишинев?) Год начала1889
Через два года Н.Н.Гордеева назначили Бессарабским вице-губернатором с производством
в надворные советники Рязань
Затем муж Валентины Сергеевны был переведен вице-губернатором в Рязань Плоцкая губ. (ныне Польша), г.Плоцк Год окончания1903
Н.Н.Гордеев был губернатором г.Плоцка до 1903г. Курск Год начала1903 Год окончания1906
В 19031906гг. Н.Н.Гордеев был губернатором г.Курска, в котором за небольшой срок
его правления он успел сделать очень много. Валентина Сергеевна была
ему верной помощницей, возглавляла благотворительное общество в Курске.
В 1903г., в год прославления прп.Серафима Саровского, по инициативе Н.Н.Гордеева
была создана временная комиссия по составлению жизнеописания святого земляка.
Знакомство Гордеевых с Великой Княгиней Елизаветой Федоровной состоялось сразу
же по приезде Великой Княгини в Россию. Они дружили семьями.
Валентина Сергеевна была образованным человеком, знала несколько иностранных
языков, хорошо рисовала и писала иконы, сочиняла стихи.
В 1906г. у Валентины Сергеевны скоропостижно умер муж Тульская губ., с.Якшино Год начала1906
После кончины мужа Валентина Сергеевна сначала поселилась в своем родовом
имении Якшино. В имении был великолепный храм, роскошный барский дом и
уникальный сад.
Вскоре она переехала в Москву, передав имение своим племянникам Николаю и
Владимиру Эммануиловичам Голицыным Москва Год окончания1908
В Москве Валентина Сергеевна оставила светскую жизнь и, следуя примеру Великой
Княгини Елизаветы Федоровны, посвятила себя служению больным и бедным.
Она стала сестрой милосердия в московских больницах.
Трудилась в Комитете по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну, возглавляемом
Великой Княгиней Елизаветой Федоровной
Москва, Марфо-Мариинская обитель милосердия Должность помощница Великой Княгини Елизаветы Федоровны в управлении обителью Год начала1908 Год окончания1910
В 1908г. Великая Княгиня Елизавета Федоровна пригласила Валентину Сергеевну
своей помощницей в только что созданную Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
Из стихотворения В.С.Гордеевой "Послушание": "В убогой келье одинокой, На хладных каменных плитах, В тиши обители далекой Молился пламенно монах. Просил у Господа прощенья, Самоотверженности, сил, Чтоб побороть те искушенья, Что он с трудом переносил. На нем лежало послушанье Пришельцев, бедняков кормить, Но к ним святого состраданья Не мог в себе он возбудить. Был полдень. В келье полутемной Вдруг свет лучистый воссиял И уголок молитвы скромный Струею теплою обдал. И инок увидал в смятенье Христа в хитоне пред собой. Он пал на землю в восхищенье, Исполнен радости святой. То был Господь не в час страданья, Не в час распятья на кресте, Не в час молитвы в Гефсиманьи С следами крови на Лице, То был Господь, как Он являлся Путь жизни людям указать, Когда на гору поднимался Святую проповедь сказать. То был Господь, когда полями На Пасху в град Иерусалим Спокойно шел с учениками, С толпой, грядущею за Ним. Из глубины души смиренной В восторге инок возгласил: "Кто ж я, что Ты, Господь вселенной, Меня сегодня посетил? О, дай всем сердцем помолиться Упавши ниц перед Тобой. И дай мне счастьем насладиться Молитвой чистою святой". Но вдруг протяжный звон раздался, Несясь далеко по полям. Им час полдневный возвещался Раздачи хлеба беднякам. Тот звон внезапное страданье В душе монаха возбудил. Ужель идти на послушанье? Оставить Господа нет сил. Но голос совести, смиренья Шептал: "Ты долг свой исполняй, А все тревожные сомненья На волю Господа отдай". И он пошел туда, где ждали Те, кто так часто голодал, Кого мученья так терзали, Что запах хлеба убивал. Им ныне монастырь казался Звездою райской, золотой, А хлеб, что щедро раздавался, Казался Трапезой Святой. Окончил инок послушанье, Обратно в келию спешит. В душе тревога, ожиданье, И сердце трепетно стучит. Ушел ли гость неоцененный, Иль ждет его Он, может быть... С надеждой тайною, священной Спешит он дверь приотворить. И что же? Дивное сиянье Он снова в келье увидал, И оправдалось ожиданье Господь опять пред ним стоял. И Глас Божественный раздался: "Зачем ты возроптал тогда? И если в келье ты остался, То Я ушел бы навсегда". В.Г."
крестовая сестра 1910 День9 Месяц4 Кто рукоположилархиепископ Трифон (Туркестанов)
9 апреля 1910г. Валентина Сергеевна и Великая Княгиня Елизавета Федоровна вместе
с 15 насельницами обители были посвящены Преосвященным Трифоном (Туркестановым)
в крестовые сестры. (На Руси был старинный обычай крестового побратимства или
посестричества, когда люди, не состоящие в кровном родстве между собой, обменивались
нательными крестами в знак более высокого родства во Христе).
На следующий день Великая Княгиня Елизавета Федоровна была посвящена в настоятельницы
обители
Москва, Марфо-Мариинская обитель милосердия Должность казначея, помощница настоятельницы, начальница обители (с 1918г.) Год начала1910 День начала9 Месяц начала4 Год окончания1923
Валентина Сергеевна стала ближайшей помощницей Великой Княгини в управлении обителью.
Сестры обители говорили: "Великая Княгиня Елизавета Федоровна по духовной части Мария, а Валентина Сергеевна Марфа".
Валентина Сергеевна была казначеей. В ее обязанности входила вся хозяйственная
часть, ведение отчетов, производство всех текущих расходов, надзор за порядком и
чистотой, и, при отсутствии настоятельницы она исполняла ее обязанности.
Во всех паломнических поездках по святым местам Валентина Сергеевна сопровождала
Великую Княгиню Елизавету Федоровну.
В 1918г., после ареста и мученической гибели Великой Княгини Елизаветы Федоровны
сестры обители на собрании под председательством своего духовника отца Митрофана
Сребрянского (в будущем архимандрита Сергия) избрали Валентину Сергеевну
настоятельницей обители. В этой должности она была утверждена св.Патриархом Тихоном.
Она была деятельной настоятельницей.
Из интервью американской журналистки Риты Чайлд Дорр, посетившей Москву и
Марфо-Мариинскую обитель в августе 1917г. и описавшей свою встречу с Валентиной
Сергеевной: "Все отмечали большую работоспособность Валентины Сергеевны. У нее прекрасное лицо, четкий голос и быстрые, изящные движения. Ее хорошее произношение,... французский язык мадам Гордеевой был настолько совершенен, что мне казалось, что я разговариваю с парижанкой... Женщина до кончиков пальцев, мадам Гордеева носит сестринское облачение с той же грациозностью, как если бы она носила творения модельеров... ".
С приходом Советской власти все денежные средства обители были национализированы,
благотворители были сами разорены. В обители в это время жило 105 сестер.
Большой заслугой Валентины Сергеевны явилось то, что несмотря на трудности,
большинство учреждений обители больница, амбулатория, аптека, школа, столовая
оставались для бедных бесплатными даже в 1920г.
С 1917г. средства добывались работой сестер. Кроме того, благодаря усилиям
Валентины Сергеевны, община стала получать от Замоскворецкого райсовета помощь
на существовавшую больницу на 30 коек и амбулаторию на 100 человек в день, а
также бесплатную столовую на 450 человек (которая в 1920г. была закрыта).
Больница была в совместном пользовании обители и Мосздравотдела (МЗО).
В 1919г. аптека была национализирована, а через три года МЗО вернул ее в ведение
Общины.
В 1919г. храм Покрова Пресвятой Богородицы и храм Марии и Марфы были переданы сестрам
и верующим в безвозмездное пользование по договору
././. Обвинение"хранение церковного вина" Приговор2 года лишения свободы, приговор отменен
При Советской власти была осуждена с двумя сестрами за "хранение церковного вина"
на 2 года.
Но после жалобы в органы решение суда было отменено
Москва, Марфо-Мариинская обитель милосердия (трудовая община) Должность начальница обители Год окончания1923
В октябре 1922г. на собрании сестер ради сохранения обители было решено сменить
название на "Марфо-Мариинская трудовая община".
Был избран совет общины, в которую вошли самые активные и деятельные сестры
милосердия. Валентина Сергеевна была избрана председателем совета.
На том же собрании был принят устав общины из 16 пунктов.
Но власти потребовали внести изменения в устав: исключить из задач общины
просветительские цели, потребовали, чтобы совет избирался не на 5 лет, а на
один год и т.п. Ради сохранения общины сестры согласились сделать изменения
в уставе
Москва Год ареста1923 Месяц ареста2 Обвинение при аресте"сокрытие церковных ценностей"
В феврале 1923г. Валентина Сергеевна была арестована вместе с духовником обители
протоиереем Митрофаном Сребрянским (впоследствии архимандрит Сергий), священником
Вениамином Воронцовым (впоследствии митрополит Ленинградский), на свободе из
духовных руководителей обители остался лишь недавно приехавший в Москву молодой
священник о.Иоанн Игошкин (впоследствии преподобноисповедник архимандрит Гавриил).
Арестованных обвиняли в противодействии властям, в том, что о.Митрофан зачитывал
с амвона воззвание Патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей.
Валентина Сергеевна была отпущена после допроса и вернулась в обитель.
О.Вениамина продержали в тюрьме 6 месяцев и отпустили на свободу, он вернулся на
службу в обитель.
О.Митрофан Сребрянский был отправлен на 3 года в Тобольскую ссылкуМосква Год ареста1923 День ареста12 Месяц ареста8
12 августа 1923г. была арестована и заключена в Бутырскую тюрьму
././1923 Приговордело прекратить, подписку о невыезде аннулировать
Обвинялась в том, что якобы "распускала ложные слухи о скором падении Советской
власти и восстановлении монархии".
В коллективном письме "членов Марфо-Мариинской трудовой общины" сестры обители
ходатайствовали об освобождении Валентины Сергеевны на поруки,
"принимая во внимание преклонный возраст обвиняемой".
В 1923г., не ранее 25 сентября, освобождена из тюрьмы под подписку о невыезде.
В 1923г., после 1 декабря, ввиду бездоказательности обвинения дело прекращено,
подписка о невыезде аннулирована
Москва, Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия (трудовая община, трудовая артель в 1925г.) Должность начальница обители милосердия Год начала1923 Год окончания1925
В 1925г. устав общины был аннулирован властями. Тогда сестры решили переименовать
Марфо-Мариинскую трудовую общину в трудовую артель.
Сестры зарабатывали деньги частной практикой: стегали одеяла, шили тряпичные куклы,
ухаживали за больными.
Началась усиленная травля обители со стороны воинствующих безбожников.
Из статьи "Советские Марфа и Мария" (газета "Правда", октябрь 1925г.): "...Хлопотами Сребрянского (угодившего не так давно, по причине пагубной страсти к драгоценным камням в священных предметах, в места, где водятся тюлени),...на Большой Ордынке был основан патронируемый особой царствующего дома районный церковно-черносотенный агитпром... О пропагандистских успехах "диаконисс" нам пока ничего неизвестно, но несомненным является то, что тишайшая обитель была подлинным филиалом общества двуглавого орла... Прошедший "духовные курсы" церковно-черносотенной премудрости личный состав обители целиком сохранился в ней по настоящий день. Во главе милосердного дела стоит Гордеева, вдова бывшего тульского губернатора и казначея Великой Княгини Елизаветы Федоровны... Весь прошлый уклад жизни, вплоть до диаконисских служений в домашних церквах сохранен целиком; домашняя молельня Великой Княгини и вещи, ей принадлежащие, хранятся и посейчас как реликвия; помещения "трудовой общины" сплошь увешаны великокняжескими портретами и изображениями сосланного в Нарым духовника Митрофана Сребрянского... Советских Марфу и Марию пора бы ликвидировать".
Сестры обители обратились в эту газету с просьбой опубликовать опровержение клеветы.
В защиту сестер выступил известный академик архитектуры А.В.Щусев, но это не помогло
Вскоре после опубликования пасквиля в обитель прибыла комиссия с ревизией,
которая, проверив все финансовые и хозяйственные документы, составила фальшивый
акт, будто бы в обители выявлено много нарушений. Акт был отправлен в ОГПУ, и
против сестер обители было возбуждено уголовное дело.
Сестер по очереди вызывали на допрос на Лубянку. Чекисты назвали Елизавету Федоровну
"коммунисткой", т.к. она смогла построить островок коммунизма в обители: сестры
работали, но не получали зарплаты и жили на всем готовом.
Валентина Сергеевна, как и большинство сестер, на допросах держалась мужественно.
4 февраля 1926г. были опечатаны все шкафы, подсобки, запасные двери, были поставлены
209 печатей
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 08/02/1926 Обвинение"укрывательство и пособничество контрреволюционным преступлениям" Приговор3 года высылки в Киргизский край с последующим запретом проживания в Москве и области
12 января 1926г. вместе со всеми сестрами привлечена к следствию по обвинению
в "укрывательстве и пособничестве контрреволюционным преступлениям" с мерой
пресечения подпиской о невыезде до суда.
8 февраля 1926г. постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ вместе со всеми сестрами
определена к высылке на 3 года в Киргизский край.
18 февраля 1926г. в Марфо-Мариинскую обитель прибыли вооруженные солдаты.
Командир зачитал постановление ОСО от 8 февраля о высылке сестер во главе с настоятельницей
Валентиной Сергеевной Гордеевой и о закрытии обители.
Было приказано: "Ничего лишнего не брать, одну смену белья".
Все 111 сестер были посажены в кузова машин и вывезены на вокзал для дальнейшей
отправки в разные отдаленные районы страны.
Старшие 18 сестер во главе с Валентиной Сергеевной Гордеевой были высланы
в Киргизский край.
Кельи сестер заняли коммунисты. Обитель была ликвидирована
Киргизия, г.Кзыл-Орда Год начала1926 День начала23 Месяц начала2
23 февраля 1926г. Валентина Сергеевна с другими сестрам прибыла в г.Кзыл-Орду.
Затем часть сестер отправили в Казалинск Киргизия, г.Казалинск Год начала1926 Год окончания1929
Некоторое время Валентина Сергеевна работала счетоводом в Финотделе, затем была
уволена как ссыльная.
Из воспоминаний ссыльной монахини Марфо-Мариинской обители Надежды (З.А.Бреннер): "Валентину Сергеевну, как и прежде, считали своей настоятельницей, без ее благословения и совета ничего не предпринимали. Она была нам, как мать родная. Несмотря на свое высокое аристократическое происхождение, никогда этого не показывала, а к нам обращалась: "Душечка". В Казалинске мы сняли комнату, в общем, устроились хорошо. Валентина Сергеевна благословила меня пойти в Финотдел, попроситься на работу, т.к. я была по специальности бухгалтер с большим опытом. А мне боязно... Ну, иду на другой день. "Ничего, что ссыльные, говорят, нам работники московские нужны. Приходите". Жалованье мне назначили 76 рублей. Через некоторое время взяли на работу Валентину Сергеевну. Она всю работу выполняла очень быстро, ведь была казначеей обители, и ей приходилось работать с банками и финотделами. Но когда узнали в ОГПУ, пришли в удивление, что ссыльным доверили все секретные финансовые документы, и Валентину Сергеевну уволили, а я осталась работать. Ей было 63 года, и врач выдал ей справку, чтобы она каждый день не являлась на ежедневную регистрацию в ОГПУ. Это было в Страстную Пятницу 1928 года: меня повесткой вызвали в ОГПУ и объявили, что по ходатайству моей матери, которая проживала в Москве, мое дело пересмотрели, и я свободна, а Валентина Сергеевна останется здесь еще на год. Тут я расплакалась и заявила, что не оставлю Валентину Сергеевну. Меня назвали сумасшедшей. Прихожу домой. Даже не хотела говорить Валентине Сергеевне. Она сама спрашивает: "Ну, что там?" "Да вот, говорю, мать за меня, оказывается, хлопотала... Освободили меня". Она так поглядела на меня: "К Фросе теперь поедешь?" "Нет, говорю, я Вас не оставлю". Да... В 1929г. всех нас освободили. Валентина Сергеевна решила ехать в Ростов и написала письмо матушке Любови (в миру Евфросиния Никитична Журило), чтоб она тоже собиралась. Евфросиния Никитична Журило одна из самых активных сестер обители. В Туркестане она возглавила "подпольный центр помощи ссыльным" и многих спасла от голода и холода. Евфросиния Никитична ответила Валентине Сергеевне письмом, в котором просила ее ехать не в Россию, а к ним в Туркестан, но слово настоятельницы было законом. Валентина Сергеевна даже рассердилась, но все-таки решили все ехать в Ростов Великий".
В 1929г. она была освобождена с лишением права проживания в Москве и Московской губ.
Ярославская губ., г.Ростов Год начала1929
Вместе с несколькими сестрами она поселилась в г.Ростове Ярославской губ.
Из воспоминаний матушки Надежды: "В Ростове нашли квартиру, а съехалось нас 6 человек. Кроме нас, сюда приехали жить многие сестры из обители. Но недолго пришлось нам здесь жить. Родина нас встретила неприветливо. В Ростове мы подружились с архиепископом Варлаамом (Ряшенцевым), который нас благословил уехать из Ростова, "т.к. всех вас арестуют и отправят по разным местам". Мы здесь получили паспорта и союзные книжки и снова уехали в Туркестан. А сестры, которые остались жить в Ростове, вскоре были арестованы"
Таким образом, по благословению архиепископа Варлаама (Ряшенцева) Валентина
Сергеевна вместе с сестрами обители выехала в Туркестан Туркестан (Казахстан), г.Алма-Ата Год окончания1931 День окончания31 Месяц окончания7
Из воспоминаний матушки Надежды: "В Туркестане жить было спокойно, местные к нам относились хорошо. Мы работали, вечерами дома стегали одеяла на продажу. Продолжали жить по Уставу Марфо-Мариинской обители, много молились. Так мы прожили два года. Шел 1931 год. Валентина Сергеевна стала сильно болеть и с каждым днем слабеть"
Кончина
1931 День31 Месяц7 МестоКазахстан, г.Алма-Ата Место захороненияКазахстан, г.Алма-Ата, кладбище, около Покровской часовня
Скончалась 18/31 июля 1931г. в Алма-Ате.
Из воспоминаний матушки Надежды: "... в субботу после Всенощной Валентина Сергеевна тихо и мирно отошла ко Господу. Накануне в четверг она видела видение: Преподобный Серафим Саровский велел ей подняться в гору. И она почему-то решила ожидать субботу и Всенощную. Возможно, Ангел-Хранитель ей заранее предсказал час смерти, и она его ждала. На похоронах гроб с телом Валентины Сергеевны несли ссыльные священники и монахи. Похоронили за городом на кладбище около часовни в честь Покрова Пресвятой Богородицы рядом с могилой ссыльного архимандрита".
В настоящее время место захоронения не сохранилось, там построен большой жилой дом