Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Москва, Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия (трудовая община, трудовая артель в 1925г.) Должность начальница обители милосердия Год начала1923 Год окончания1925
В 1925г. устав общины был аннулирован властями. Тогда сестры решили переименовать
Марфо-Мариинскую трудовую общину в трудовую артель.
Сестры зарабатывали деньги частной практикой: стегали одеяла, шили тряпичные куклы,
ухаживали за больными.
Началась усиленная травля обители со стороны воинствующих безбожников.
Из статьи "Советские Марфа и Мария" (газета "Правда", октябрь 1925г.): "...Хлопотами Сребрянского (угодившего не так давно, по причине пагубной страсти к драгоценным камням в священных предметах, в места, где водятся тюлени),...на Большой Ордынке был основан патронируемый особой царствующего дома районный церковно-черносотенный агитпром... О пропагандистских успехах "диаконисс" нам пока ничего неизвестно, но несомненным является то, что тишайшая обитель была подлинным филиалом общества двуглавого орла... Прошедший "духовные курсы" церковно-черносотенной премудрости личный состав обители целиком сохранился в ней по настоящий день. Во главе милосердного дела стоит Гордеева, вдова бывшего тульского губернатора и казначея Великой Княгини Елизаветы Федоровны... Весь прошлый уклад жизни, вплоть до диаконисских служений в домашних церквах сохранен целиком; домашняя молельня Великой Княгини и вещи, ей принадлежащие, хранятся и посейчас как реликвия; помещения "трудовой общины" сплошь увешаны великокняжескими портретами и изображениями сосланного в Нарым духовника Митрофана Сребрянского... Советских Марфу и Марию пора бы ликвидировать".
Сестры обители обратились в эту газету с просьбой опубликовать опровержение клеветы.
В защиту сестер выступил известный академик архитектуры А.В.Щусев, но это не помогло
Вскоре после опубликования пасквиля в обитель прибыла комиссия с ревизией,
которая, проверив все финансовые и хозяйственные документы, составила фальшивый
акт, будто бы в обители выявлено много нарушений. Акт был отправлен в ОГПУ, и
против сестер обители было возбуждено уголовное дело.
Сестер по очереди вызывали на допрос на Лубянку. Чекисты назвали Елизавету Федоровну
"коммунисткой", т.к. она смогла построить островок коммунизма в обители: сестры
работали, но не получали зарплаты и жили на всем готовом.
Валентина Сергеевна, как и большинство сестер, на допросах держалась мужественно.
4 февраля 1926г. были опечатаны все шкафы, подсобки, запасные двери, были поставлены
209 печатей