Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Осуждения тройка при УНКВД Московской обл. 11/11/1937 Обвинение"ярый церковник, контрреволюционная и антисоветская агитация, выступал против колхозов, контрреволюционная клевета" Приговор8 лет ИТЛ
Из показаний "свидетелей": "Зайцев, заговаривая о расстреле Тухачевского и других, говорил, что зря расстреливают: "Смотрите, какое время брат брата расстреливает"". "Летом 1937г. на собрании... в колхозе, Зайцев поднялся и крикнул: "Грабят наяву, все забирают, а еще доказывают..." хлопнул дверью и ушел". "Зайцев против подписки на займы...". "Зайцев ярый религиозник, все время хлопочет о ремонте церкви, у себя дома в дни религиозных празднеств устраивает молебны и песнопения... во время религиозного праздника Пасхи уговаривал колхозников устроить шествие с иконами говоря им, что якобы "новая конституция разрешает делать это". В этом году при обсуждении вопроса об антирелигиозной пропаганде Зайцев заявил: "Святое Писание это истинная правда, а все остальное антихристово вранье". Зайцев поет на клиросе в церкви". "В своем доме Зайцев устроил целый иконостас и каждый вечер устраивает песнопение перед иконами, причем поет настолько громко, что его слышит вся улица. На колхозной работе Зайцев показал себя лодырем, редко выходит на работу, а когда выходит, так больше молитвы поет". "Зайцев является ярым церковником и первым ходатаем по церковным делам... Колхозникам говорит, что "нужно верить только Евангелию", а все, мол, остальное, в том числе и колхозы, это "антихристовы дела". На госзаймы Зайцев никогда не подписывается, заявляя, что он "против помощи антихристу". Государственные поставки называет грабиловкой".
Из протокола допроса:
" Следствие располагает данными, что вы имеете тесную связь со служителем религиозного культа... который часто посещает ваш дом; при встречах с ним ведете разговоры на политические темы...
Да, действительно, священник посещает мой дом приходит в религиозные праздники с молебном, после молебна я устраивал для него чай... Вел я со священником разговоры, как обстоит дело у нас с уборкой урожая. Разговоров на политические темы я с ним никогда не вел.
... Вы среди односельчан занимаетесь контрреволюционной и антисоветской агитацией...
Контрреволюционной и антисоветской агитацией я никогда не занимался.
... Вы в июне 1937г. при проработке постановления правительства "О льготах колхозникам по зернопоставкам" выступили среди колхозников с гнусной контрреволюционной клеветой на партию и правительство и утверждали, что это постановление является обманом колхозников...
Таких слов я не говорил... Сейчас в Советском Союзе... клевещут из-за пустяков на людей. По моим убеждениям, такое зло развелось потому, что не стало христианской веры, молодежь не воспитывается в духе христианского учения о морали.
... Вы в своих разговорах с колхозниками поддерживали известных контрреволюционеров...
Мои личные убеждения по этому вопросу таковы: эти люди были умными людьми, но они сделали дурно, что вместо пропаганды своих идей пошли на измену. Если бы они не изменили, а пропагандировали свои идеи, я приветствовал бы их. Я не согласен также с тем, что их расстреляли, и считаю это жестокой карой.
... Вы выступаете против колхозов и называете их антихристовым предприятием.
Колхозы вещь хорошая, но народ не подготовлен к общественной работе, и потому в колхозах нет согласованности в работе. Я еще в период коллективизации предлагал не торопиться..., а сперва создать показательные колхозы, чтобы люди убедились в их преимуществах, и потом уже строить колхозы в массовом порядке.
Следствие располагает данными, что Вы выступаете против государственных поставок, называя их грабиловкой...
Нет, я против государственных поставок не выступал.
... Вы выступаете против государственных займов...
Нет, против государственных займов я не выступал.
...Вы ходатайствовали о разрешении священнику хождения с иконами по домам граждан в дни религиозного праздника Пасхи и подговаривали на это колхозников.
Мне священник объяснил, что сейчас в конституции сказано, что мы имеем право устраивать шествие с иконами без всяких разрешений местной власти... Священник ходил по деревне с Евангелием и крестом. Он мне показал книгу и говорит: "Вот я на всякий случай в кармане ношу Конституцию, чтобы при придирках сельсовета показать им ту графу, в которой разрешается совершать эти обряды".
Кто еще кроме Вас придерживается ваших взглядов в вашем селе?
Моих взглядов придерживается моя жена Мария Игнатьевна. У меня дома часто бывает священник, и мы с ним ведем разговоры на религиозные темы. Я сам состоял членом церковного совета и пел на клиросе.
На какие темы Вы вели разговоры со священником?
Мы разговоры вели только на религиозные темы".
На этом следствие было закончено, и Никифора Петровича перевели в Таганскую
тюрьму в Москве.
11 ноября 1937г. тройка НКВД приговорила его к 8 годам заключения в ИТЛ