Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX КемКанонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 26 декабря 2006г. Дела osw.130 => osw.130 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1 Осуждения
    Осуждения
    тройка при УНКВД Московской обл. 
    11/11/1937 
    Обвинение "ярый церковник, контрреволюционная и антисоветская агитация, выступал против колхозов, контрреволюционная клевета" 
    Приговор 8 лет ИТЛ 
    Из показаний "свидетелей":
        
    "Зайцев, заговаривая о расстреле Тухачевского и других, говорил, что
         зря расстреливают:
             "Смотрите, какое время — брат брата расстреливает"".
        "Летом 1937г. на собрании... в колхозе, Зайцев поднялся и крикнул:
             "Грабят наяву, все забирают, а еще доказывают..."
         хлопнул дверью и ушел".
        "Зайцев против подписки на займы...".
        "Зайцев ярый религиозник, все время хлопочет о ремонте церкви, у себя дома
         в дни религиозных празднеств устраивает молебны и песнопения...
         во время религиозного праздника Пасхи уговаривал колхозников устроить
         шествие с иконами говоря им, что якобы "новая конституция разрешает
         делать это".
         В этом году при обсуждении вопроса об антирелигиозной пропаганде Зайцев
         заявил:
             "Святое Писание — это истинная правда, а все остальное — антихристово
              вранье".
         Зайцев поет на клиросе в церкви".
        "В своем доме Зайцев устроил целый иконостас и каждый вечер устраивает
         песнопение перед иконами, причем поет настолько громко, что его слышит
         вся улица.
         На колхозной работе Зайцев показал себя лодырем, редко выходит на работу,
         а когда выходит, так больше молитвы поет".
        "Зайцев является ярым церковником и первым ходатаем по церковным делам...
         Колхозникам говорит, что "нужно верить только Евангелию", а все, мол,
         остальное, в том числе и колхозы, — это "антихристовы дела".
         На госзаймы Зайцев никогда не подписывается, заявляя, что он "против помощи
         антихристу".
         Государственные поставки называет грабиловкой".

    Из протокола допроса:

      "— Следствие располагает данными, что вы имеете тесную связь со служителем
         религиозного культа... который часто посещает ваш дом; при встречах с
         ним ведете разговоры на политические темы...

       — Да, действительно, священник посещает мой дом — приходит в религиозные
         праздники с молебном, после молебна я устраивал для него чай...
         Вел я со священником разговоры, как обстоит дело у нас с уборкой урожая.
         Разговоров на политические темы я с ним никогда не вел.

       — ... Вы среди односельчан занимаетесь контрреволюционной и антисоветской
         агитацией...

       — Контрреволюционной и антисоветской агитацией я никогда не занимался.

       — ... Вы в июне 1937г. при проработке постановления правительства
        "О льготах колхозникам по зернопоставкам" выступили среди колхозников
         с гнусной контрреволюционной клеветой на партию и правительство и
         утверждали, что это постановление является обманом колхозников...

       — Таких слов я не говорил... Сейчас в Советском Союзе... клевещут
         из-за пустяков на людей. По моим убеждениям, такое зло развелось потому,
         что не стало христианской веры, молодежь не воспитывается в духе
         христианского учения о морали.

       — ... Вы в своих разговорах с колхозниками поддерживали известных
         контрреволюционеров...

       — Мои личные убеждения по этому вопросу таковы: эти люди были умными людьми,
         но они сделали дурно, что вместо пропаганды своих идей пошли на измену.
         Если бы они не изменили, а пропагандировали свои идеи, я приветствовал бы их.
         Я не согласен также с тем, что их расстреляли, и считаю это жестокой карой.

       — ... Вы выступаете против колхозов и называете их антихристовым предприятием.

       — Колхозы вещь хорошая, но народ не подготовлен к общественной работе,
         и потому в колхозах нет согласованности в работе. Я еще в период
         коллективизации предлагал не торопиться..., а сперва создать показательные
         колхозы, чтобы люди убедились в их преимуществах, и потом уже строить
         колхозы в массовом порядке.

       — Следствие располагает данными, что Вы выступаете против государственных
         поставок, называя их грабиловкой...

       — Нет, я против государственных поставок не выступал.

       — ... Вы выступаете против государственных займов...

       — Нет, против государственных займов я не выступал.

       — ...Вы ходатайствовали о разрешении священнику хождения с иконами по домам
         граждан в дни религиозного праздника Пасхи и подговаривали на это колхозников.

       — Мне священник объяснил, что сейчас в конституции сказано, что мы имеем
         право устраивать шествие с иконами без всяких разрешений местной власти...
         Священник ходил по деревне с Евангелием и крестом. Он мне показал книгу и
         говорит:
           "Вот я на всякий случай в кармане ношу Конституцию, чтобы при придирках
            сельсовета показать им ту графу, в которой разрешается совершать эти обряды".

       — Кто еще кроме Вас придерживается ваших взглядов в вашем селе?

       — Моих взглядов придерживается моя жена Мария Игнатьевна. У меня дома часто
         бывает священник, и мы с ним ведем разговоры на религиозные темы.
         Я сам состоял членом церковного совета и пел на клиросе.

       — На какие темы Вы вели разговоры со священником?

       — Мы разговоры вели только на религиозные темы".

    На этом следствие было закончено, и Никифора Петровича перевели в Таганскую
    тюрьму в Москве.
    11 ноября 1937г. тройка НКВД приговорила его к 8 годам заключения в ИТЛ

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ