Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Приговор "из-под стражи освободить за недоказанностью обвинения" Дела oh1.570 => oh1.570 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Осуждения
    Осуждения
    Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
    03/01/1930 
    Обвинение "антисоветская агитация, организация контрреволюционной церковной группировки" 
    Приговор 3 года высылки в Северный край через ПП ОГПУ 
    Групповое дело "Дело Астраханской "Поповской пятерки", Астрахань, 1929–1930гг." -> 
    ОписГрупДела -> 
    Астраханский отдел ОГПУ выдвинул против о.Василия Наследышева и других
    проходивших по делу обвинение в "контрреволюционной агитации" и в "участии
    в контрреволюционной группировке".

    Следователи, в первую очередь, хотели доказать тесную связь о.Василия
    с архиепископом Филиппом и другими обвиняемыми.
    Из показаний "свидетелей":
        
    "Архиепископ Филипп по прибытии в г.Астрахань в 1928г.... тут же вскоре
         завязал тесную связь со священнослужителями тихоновского течения, как то:
         Покровским Евгением, Стефановским Дмитрием, Наследышевым Василием и
         Алимовым Дмитрием.
         Через указанную группу священников он проводил свое влияние и внушал
         таковым о скором падении Советской власти".
        "Наследышева и Алимова я знаю как хороших выполнителей воли архиепископа
         Филиппа, которые всячески ненавидят Советскую власть. Но указать факты я
         не могу. Наследышев и Стефановский ездили даже встречать архиепископа
         Филиппа в Саратов".
        "Филипп повел тесную связь со священниками Стефановским Дмитрием,
         Покровским Евгением, Наследышевым Василием и Алимовым, которые зачастую
         сообщались на квартире Филиппа. В квартире Филиппа все указанные
         священники собирались исключительно вчетвером, по окончании службы и
         сколько они там находились, я сказать не могу".

    Один из "свидетелей", обновленец, показал:
        "Филипп в своей квартире собирал какие-то собрания, где присутствовали
         вышеуказанные священники, но что они там обсуждали, не знаю, только я
         знаю, что священники Покровский Евгений, Наследышев Василий и Алимов
         Дмитрий направляли старух собирать подписи с тем расчетом, что эти
         подписи представить с заявлением в Исполком на предмет вмешательства
         адм. органов и налоговых инспекций в староправославные церкви, и не
         предъявляли таковых налогов, ибо церковь отделена от государства, и
         поэтому власть не имеет права требовать и налоги".

    Из показаний других "свидетелей":
        "В начале июля, числа 7–9 дня 1929г., мне пришлось слушать проповедь
         в церкви Иоанна Златоуста, в которой Наследышев Василий говорил:
            "Существование Советской власти не жизненно, и если таковая существует,
             то только до известного момента, т.е. до восстания Востока, и если
             только загорится Восток, так в России водворится тот порядок, который
             существовал раньше".
         Все указанные слова Наследышев говорил на литературно-религиозном языке".
        "Числа 25–27 июля с.г. на ступеньках сторожки Иоанно-Златоустовской церкви,
         в кругу ожидавших службы старух, Наследышев и Стефановский говорили о
         трудностях жизни духовенства и верующих при Советской власти и указывали:
             "Советское правительство сознательно ведет линию по разложению религии,
              чтобы отобрать церкви под клубы. Такую линию советское правительство
                   проводит через непомерное обложение всевозможными налогами как
              духовенство, а также и население, от которых хозяйство приходит
              в нищету, а народ к голоду"".
         "В отношении Наследышева я могу сказать только то, что он в своих
          проповедях открыто говорил о скором падении Советской власти,
             "ибо такая власть долго существовать не может в силу того, что она
              своими непосильными налогами облагает крестьян и нас, духовенство,
              мы скоро будем стоять перед таким фактом, когда весь мир иностранных
              держав восстанет против этой власти, и она должна рухнуть".
         "В связи с осложнением на Востоке, Наследышев говорил:
             "Вот, православные, не далек тот час, когда мы будем освобождены
              от ига Советской власти, и расцветем, как цветут розы в весеннее время.
              Такие проповеди он говорил в начале мая или в конце июня 1929г.".
         "30.12.28г. священник Наследышев В. после службы в Иоанно-Златоустовской
          церкви, в своей проповеди говорил:
             "Вот, православные граждане, у власти безбожников существует отделение
                Церкви от государства, а в действительности отделения никакого не
              видно, потому что они отбирают церкви под клубы, И, мало того, что
              отбирают, они еще всячески издеваются над духовенством, представляя
              таковых в своих карнавалах в самых неприглядных видах"".
    На допросе, произведенном 9 августа, о.Василий, опровергая возводимые на него
    обвинения, показал:
         "Я никакой агитации не проводил, Советскую власть признаю как власть,
          существующую по воле Божией.
          Если я и говорил проповеди, то исключительно религиозного содержания,
          и никогда не касался существующей власти.
          17 апреля 1929г. я проповедь не говорил, а читал брошюру под заглавием
          "Житие Марии Египетской", получивши эту брошюру от епископа Филиппа,
          которую положено читать по церковному уставу. В брошюре против Советской
          власти ничего не было, и от себя я ничего не прибавлял.
          Во время моего нахождения в квартире епископа Филиппа, приблизительно
          24 июня с.г., когда я носил ему жалование в сумме 40 руб. мы с ним
          разговаривали только относительно поездки в Москву и о пении.
          Филипп говорил, что в Астрахани певцы поют плохо, указывал, что пение
          в церкви не церковное, а театральное.
          Бывал я также в квартире епископа числа 10 каждого месяца, и Филипп
          о власти никогда не говорил.
          В отношении проповеди, сказанной 18.04.29г. епископом Филиппом
          в Иоанно-Златоустовской церкви, он говорил о Марии Египетской,
          о действиях благодати Божией. Я, как настоятель, следил за порядком.
          Подробно о сказанной проповеди может сказать протодиакон Поздняков Антоний,
          проживающий как будто по улице Сазонова, номер не помню.
          30.XII.28г. я действительно служил в Иоанно-Златоустовской церкви и
          говорил проповедь, в которой указывал, что современная наука не может
          окончательно утверждать о том, что Бога нет, потому, что большая часть
          мира недоступна исследованию современной науки, и приводил в пример,
          что среди ученых много верующих людей, как то: Пастер, Кеплер и Ньютон,
          и говорил ли я об отделении Церкви от государства, — я не говорил,
          но говорил, что безбожники в своих карнавалах представляют в неприглядных
          видах духовенство".

    К тому же, следствие выдвинуло о.Василию обвинение в "связи его до революции
    с жандармерией", основываясь на таких показаниях "свидетеля":
         "Я священника Наследышева Василия Андреевича знаю приблизительно 25 лет,
          до революции он был следователем духовной консистории г.Астрахани,
          и имел тесную связь с жандармским управлением, но что он там делал и
          зачем туда ходил, не знаю".

    О.Василий категорически отрицал свою связь с жандармерией:
         "С жандармским управлением никаких дел и сношений совершенно не имел,
          не имел знакомства, даже личного, ни с одним жандармом, и до сего времени
          не знаю, где в Астрахани находилось или помещалось это управление,
          так как никогда там не бывал и не имел желания бывать".

    О.Василий полностью отвергал свою виновность, заявляя:
         "Виновным себя совершенно не признаю, так как ни на деле, ни в душе
          никогда не был противником Советской власти...
          и поэтому прошу скорее снять с меня это тяжелое для меня, и незаслуженное
          ничем мною это обвинение".

    Вскоре было вынесено и обвинительное заключение:
         "Показания обвиняемых: Ставицкого, Наследышева, Алимова, Покровского и
          Стефановского полностью опровергаются свидетельскими показаниями, и
          вполне изобличаются в антисоветских действиях против существующего
          порядка управления Советской власти. Каковые обвиняемые при всяком
          удобном случае стремились внушить темно-верующей массе о надвигающейся
          войне, нежизненности Сов. власти и падении таковой.
          На основании вышеизложенного... полагал бы: следственное дело N57
          направить в коллегию ОГПУ, на предмет внесудебного расследования".

    3 января 1930г. ОСО при Коллегии ОГПУ вынесло постановление по делу N88116
    по обвинению Ставицкого Виталия Степановича, Алимова Дмитрия Емельяновича,
    Покровского Евгения Ивановича, Стефановского Дмитрия Андреевича и Наследышева
    Василия Андреевича. Все обвиняемые были осуждены на 3 года высылки в Севкрай

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ