Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация "Обновленческий" раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/ Сост. И.В.Соловьев. М.: Общество любителей церковной истории, Издательство Крутицкого подворья, 2002. Дела oec.61 => oec.61 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
7
Служение
    Служение
    Челябинская епархия 
    епископ 
    Должность епископ Челябинский и Троицкий 
    Год начала 1928 
    День начала 27 
    Месяц начала 4 
    Год окончания 1929 
    День окончания 18 
    Месяц окончания 1 
    Постановлением Патриаршего Священного синода от 27 апреля 1928г.
    (и последующим указом митрополита Сергия от 10 мая 1928г.) "в целях лучшей
    постановки дел" и для объединения епархии Троицкое викариатство было упразднено,
    Троицкий преосвященный Антоний (Миловидов) переведен на викарную кафедру
    в Самарской епархии — в Бугульму, а управление Челябинской епархией
    сосредоточилось в руках одного епископа — Назария (Андреева), с присвоением
    преосвященному титула епископа Челябинского и Троицкого и предоставлением ему
    права проживания в Троицке, с обязательным условием посещения для совершения
    богослужений Челябинска (по крайней мере 1 раз в месяц) [Зв1 (Архив города Троицка.
    Ф.425. Оп.1. Д.54. Л.204–205.)].
    По возвращении из Москвы епископ Назарий распространил по епархии обращение
    к староцерковным религиозным общинам, датированное 29 мая по поводу нестроений
    в Церкви, связанных с непризнанием митрополита Сергия и возглавляемого им Синода.
    Он засвидетельствовал, что работа Патриаршего Синода "протекает нормально
    в составе, дополненном пятью архипастырями", в числе которых архиепископ
    Оренбургский Дионисий (Прозоровский), бывший Челябинский архиерей, известный
    своей строго православной позицией. Преосвященный сообщил также, что "по последним
    суждениям митрополит Агафангел отказался от своих положений первого письма и вошел
    в каноническое подчинение митрополиту Сергию [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл.
    Д.П-4354. Л.16а,16б.)].
    С июня 1928г. местом пребывания епископа Назария стал город Троицк, где были
    сильны позиции православных, тогда как большинство челябинских приходов
    принадлежало григорианцам.
    Для изыскания средств на содержания епископа 2 июня 1928г. состоялось объединенное
    собрание церковно-приходских советов обеих православных церквей Троицка —
    Димитриевской и Александро-Невской, которое определило создать единый епископский
    фонд из денежных поступлений епархии. На случай же протестов челябинцев против
    места проживания архиерея Назария в Троицке, а не в Челябинске, троичане постановили
    подать петицию в Патриарший Синод с убедительной просьбой не оставлять Троицк
    без епископа и сохранить в Троицке викариатство с назначением отдельного епископа
    Троицкого [Зв1 (Архивный отдел Администрации Троицкого муницип. р-на
    Челябинской обл. Ф.161. Оп.2. Д.2. Л.141–142.)].
    Летом 1928г. епископ Назарий начал подготовку к Епархиальному съезду, поручив
    в качестве первого шага провести съезды по благочиниям.
    Важнейшей задачей архиерей считал борьбу с расколами — обновленческим и григорианским.
    Уже через два месяца пребывания епископа Назария в Троицке уполномоченный 1 отделения
    Троицкого окротдела ОГПУ Уралобласти Филатов предоставляет доклад начальнику
    окротдела Альтбергу. В докладе он сообщает:
        
    "Со свойственной ему энергией епископ Назарий быстро налаживает постоянную связь
         с благочинными, приходами. Располагая собственными средствами, более двух
         тысяч рублей, обзаводится канцелярией, штатом писак и стенографом...
         Наряду с этим, ставит перед собой задачу — разгром-обработку синодальных
         обновленческих общин и присоединение их под свое водительство, что ему
         в некоторой части удается, он отбивает у обновленцев три прихода...
         Епископ Назарий лично занялся обработкой синодальных общин, повел примиренческую
         линию. Принимает синодальные общины под свое водительство на паритетных началах,
         т.е. без соблюдения всех канонических установок, чем внес новые брожения
         в религиозных общинах".

    К расколам архиерей относился крайне негативно и, по свидетельству верующих,
    неоднократно заявлял, что "все церковные расколы инспирированы властью", что
    "церковный раздор относится к работе коммунистов", что "раскол выгоден именно
    врагам религии" и что "этот раскол получился среди духовенства исключительно
    по инициативе атеистов, воспользовавшихся слабостями клириков" [Зв1 (Архив
    УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.7.)].
    В докладе уполномоченный припомнил и "богатое контрреволюционное прошлое":
     "С октябрьской революции, в период гражданской войны и позднее Андреев проявлял
      и проявляет себя ярым противником советской власти и непримиримым контрреволюционером,
      поставившим своей задачей всю жизнь бороться против диктатуры рабочего класса,
      против кучки "диких масонов, разбойников, разрушающих святую Русь и Отчизну,
      строящих новую общественность на грабеже, насилии, варварстве и крови трудящихся",
      так писал Андреев в своем воззвании к населению в 1919–1920 годах".

    Далее уполномоченный ОГПУ пишет:
      "Когда Сибирь была захвачена контрреволюцией и чехословаками, Андреев пишет и
      распространяет воззвания к верующим с требованиями принятия решительных мероприятий
      против "посягателей на святую Русь и православную веру, вытравливаемую святотатцами,
      потерявшими человеческий облик, людьми-зверями большевиками". Он пишет и распространяет
      слухи о зверствах большевиков: "Не просто убивают, а зверски мучают: выкалывают
      глаза, отрезают уши, забивают гвозди, закапывают живыми в могилы, топят в реках
      не только своих врагов с оружием в руках, но и тысячи мирных жителей. Леденеет
      кровь от ужасов, творимых воровскими шайками безбожников-большевиков. Разрушена
      мощь, поругана честь. За Уралом, в Поволжье, около златоглавой Москвы царят хаос,
      нищета, голод и смерть", — так заканчивает свое воззвание Андреев (апрель 1919г.).
      С разгромом Белой армии Андреев ведет энергичную деятельность по встрече и
      устройству беженцев, особенную заботливость проявляет к устройству реакционного
      духовенства. В своем доме устраивает 50 семейств — 178 человек, всем дает приют
      и материальную поддержку".

    Далее Филатов пишет:
      "Вращаясь повседневно среди "бывших людей" — купечества и к/р элемента,
       епископ Назарий среди этой публики ведет пропаганду:
          "Советская власть своей политикой парализует общественную энергию,
           убивает всякий стимул к работе, ведет общество к обнищанию и небывалым кризисам,
           убивает культуру, толкает молодое поколение к распущенности и разврату,
           делает из людей пьяниц, лодырей.
           Всякое понятие о нравственности топчется в грязь, поругана Церковь и
           преследуется духовенство. Всякая здоровая мысль убивается"".
    Резолюция начальника окротдела ОГПУ на этот доклад-донос:
      "Тов. Филатов, заведи следственное дело, проведи обыск и арест. Привлечь к
       ответственности по ст.58–10"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ