Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Херсонская губ. (Украина, Одесская о.), г.Ананьев, собор протоиерей Должность благочинный Год окончания1934
О.Леонид был женат, жена Мария Павловна.
О.Леонид придерживался "тихоновской ориентации", поминал за богослужением Патриарха
Тихона и митрополита Петра (Полянского). Он не принял "Декларацию" митрополита Сергия
(Страгородского).
В сентябре 1934г. после неоднократных арестов и двух ссылок был освобожден
епископ Ананьевский Парфений (Брянских), которому было разрешено властями приехать
на некоторое время в г.Ананьев после отбытия срока (для получения паспорта).
Власть не препятствовала посещать Владыку, и о.Леонид часто навещал его.
Напротив дома, где жил епископ, находилось здание ОГПУ. Из окна ОГПУ за ним следили
и ежедневно требовали от хозяйки дома сведения, кто у владыки был, сколько часов и
что приносил. (Владыке Парфению в получении паспорта было отказано, и он
уехал в г.Кимры к матери)
Одесская о., г.Ананьев Год ареста1934 День ареста1 Месяц ареста10
О.Леонид был арестован вскоре после праздника Рождества Богородицы
(в ночь с 17 на 18 сентября ст.стиля) вместе со старостой собора и соборным
сторожем Василием Размерицей.
В те же дни были арестованы многие другие священнослужители благочиния, в том
числе настоятель местечка Ширяево о.Павел Панкеев, настоятель Успенской церкви местечка
Валянгоцулово священник Игнатий Ворчук, настоятель церкви с.Корнетово иеромонах
Нафанаил (Крыжановский) и др.
Все арестованные были направлены в Тираспольскую тюрьму.
На момент ареста о.Леонид был стар и болен, у него было больное сердце, он страдал
язвой желудка
Спецколлегия Главного Суда Молдавской АССР 16/04/1935 Обвинение"контрреволюция, к/р пропаганда, связь с врагами народа контрреволюционным духовенством, поминание за богослужением Патриарха Тихона" Статьяст.5410 УК УССР Приговор10 лет ИТЛ в отдаленных лагерях НКВД с конфискацией личного имущества, с поражением в правах на 5 лет Групповое дело"дело о.Леонида Кроткова и др., г.Ананьев, 1935г."
По делу проходило 7 человек.
Следствие началось на Страстной неделе в среду.
В Страстной Четверг было предъявлено обвинение в контрреволюции.
В Великую Пятницу ему был вынесен приговор о расстреле. Остальным, проходившим
по делу дали различные сроки заключения в концлагерях (от 3-х до 10 лет).
О.Леониду предлагали отказаться от сана и получить за это облегчение своей участи,
но он не согласился на это.
О.Леонид остался верным Богу и Церкви. Виновным себя не признал.
Впоследствии расстрел был заменен на заключение в северных концлагерях
Молдавия, г.Тирасполь, Исправдом (тюрьма ОГПУ), камера N 9 Год начала1933 Месяц начала9 Год окончания1934 Месяц окончания5
В камере, предназначенной для 40 человек, было 120 заключенных, между ними были
о.Леонид Кротков и другие арестованные духовные лица благочиния.
Раз в сутки заключенных выводили на 10 минут на воздух во двор, весь застроенный
тюремными бараками.
Из рассказа священника, проходившего по тому же делу сокамерника о.Леонида,
отбывавшего впоследствии вместе с ним заключение в концлагерях на Беломорском канале и
в Медвежьегорске [1]: "...В соседней камере N 10 находились смертники. Их по ночам выводили на расстрел. Иногда был слышен плач и хриплые выкрики: "Спасите!". Но никто не мог оказать помощи. Многие сами, скрепя сердце и замкнув уста, ожидали той же участи, особенно предчувствовал это прот. о.Леонид, как окончивший Духовную Академию и поминавший Патриарха Тихона... И так, с Божией помощью, мы около 6 месяцев пробыли в заключении в камере N 9... На Страстной неделе в Среду начался советский "народный" суд при закрытых дверях. Из тюрьмы измученных престарелых семерых узников под усиленным конвоем гоняли в центр города на суд... В Среду допрашивали, в Четверг обвиняли в контрреволюции, пропаганде, в связи с врагами народа, подгоняя всех под статью 58. Более всех обвиняли о.Леонида, как академика. Но никто из подсудимых не признал себя виновным, к чему суд склонял всех наглядно. В заключение прокурор обвинил всех огульно в тяжких преступлениях против "народной" власти и указал на единственное облегчение своей участи отказаться от сана... ...В Великую Пятницу вынесли всем приговор к разным срокам: от 3-х до 10-ти лет отбывания заключения в дальних концлагерях. Предчувствие о.Леонида оправдывалось: только его одного приговорили к расстрелу. Как только услыхал бедный, страдавший язвой желудка, о.Леонид приговор, свалился со скамейки на пол, ранил голову и оросил советский беззаконный суд своею теплою кровью. Призванный врач долго приводил его в чувство... Прокурор объявил о предоставлении подсудимым последнего слова, на что подсудимые ответили молчанием. Только один батюшка, обратясь к суду, сказал: "Не судите, да не судимы будете"... Аминь". Обратно в тюрьму о.Леонид сам не мог идти, пришлось самим под руки вести... Публика поодаль со слезами сопровождала последних старых, седых Тихоновских батюшек до окраины города. В тюрьме всех опять поместили в камере N 9, сверх обыкновения, и еле живого о.Леонида, который до высылки в лагеря еженощно ожидал расстрела. Обычно приговоренных к высшей мере, после суда, отправляли в смертную камеру. Этот факт давал повод утешать его заменой высылки в лагеря, что без всякого помилования и объявления исполнилось через полтора месяца. До этого объявления он ежедневно умирал, тосковал и томился, говоря: "Дамоклов меч висит над моей головой... ".
О.Леонид находился в Тираспольской тюрьме в течение 6 месяцев до высылки в
в конце мая этапом в Заонежские концлагеря. Этап длился 15 дней.
Из рассказа батюшки, отбывавшего заключение вместе с о.Леонидом [2]: "В последних числах мая перед вечером в камеру заглянуло начальство... Часов в 10 вечера приказали осужденным с вещами выходить во двор, где уже человек 200 стояли в строю, окруженные усиленным конвоем... Начальник стражи объявил...: "Шаг из строя расстрел на месте"... Нас пригнали к полотну железной дороги, куда был подан товарный состав из вагонов с надписью: "8 лошадей, 40 человек", но нас набивали по 60 душ, дверь была на замке.. На рассвете прибыли в Раздельную, где нас прицепили к Одесскому эшелону. С тоской и грустью проехали знакомые станции: Веселый Кут, Затишье, Перекрестово, Чубовку, Бирзуму, Елисаветград, Кременчуг, Полтаву, Харьков... В путешествии нам ежедневно выдавали по две соленых воблы и 400г. черного недопеченного хлеба, а воды ни капли... В Харькове нас высадили и целый день держали на дожде между путями и проходившими на Север десятками эшелонов с мужчинами, женщинами и плачущими детьми... Поздним вечером нас выстроили, пригнали к дому Харьковского ОГПУ и приказали сесть на мокрую мостовую под проливным дождем. Через несколько часов нас осмотрели чекисты. На рассвете погнали... обратно... Погрузив в вагоны, отправили дальше: через Белгород, Курск, Тулу, Москву, Тверь, Званку, Петрозаводск, Медвежью Гору, где находилось управление всех северных концлагерей... Здесь всех высадили и погнали в ближайший лагерь... Отобрали молодых, а остальных на грузовиках отправили через Повенец в 1-й лагерь на 1-м шлюзе Беломорского канала, где было около пяти тысяч заключенных..." Белбалтлаг, лагпункт N 1 (на 1-м шлюзе) Год начала1935 День начала10 Месяц начала6 Год окончания1935
Из воспоминаний батюшки, бывшего в заключении вместе с о.Леонидом [2]: "В 1 час белой ночи нас перегоняли по пешеходному узенькому мостику через могилу миллионов невинных людей... В ночь на 10 июня [ст.ст.] нас, 200 человек, как скот, загнали в дощатый, с дырявыми крышей и стенами барак с двухэтажными нарами и прогнившим полом, под которым появились хозяева лагеря крысы, чтобы поживиться от неопытных квартирантов чем только можно от хлебного пайка до кожаной обуви включительно. Не успели не спавшие 15 ночей люди задремать, как их с ног до головы осыпали голодные клопы, а затем в темноте поднялся крик: "Душат!", "Сапоги с ног сняли!", "Пальто украли!", "Шапку украли!" и т.д. Все всполошились и не знали, что делать. А лагерные грабители "урки" с набитыми мешками, растолкав толпу, с хохотом выбежали из барака. На второй день, т.е. 10 июня, выпал глубокий снег, покрывший мрачный, грязный лагерь белоснежным покровом... Вечером всех новых погнали на комиссию в лазарет для определения трудоспособности... Первая комиссия всех прибывших аттестовала годными. только некоторых старичков перевели на буквы "А", "Б" и "В". Возражения врачей не принимались во внимание. Но иногда, за отсутствием чекиста, врачи старались больше найти причин к освобождению слабых и действительно больных..." Белбалтлаг, строительство Беломоро-Балтийского канала, лесной лагпункт Год начала1935 Год окончания1935
Из воспоминаний батюшки, бывшего в заключении вместе с о.Леонидом [3]: "На зиму всех стариков инвалидов перегнали дальше вглубь тайги, где они, человек по 200, протаптывали по пояс в снегу дороги для перевозки леса к берегам рек и канала. Весною комиссия... всем инвалидам повысила трудоспособность, с обязательством метровые бревна одним топором превращать в дранку. В этом глухом концлагере было два архиерея: епископ Владивостокский Варсонофий (Лузин), отбывавший второй, 10-летний срок после первого, пятилетнего в бытность после Казани епископом Иркутским, работал бухгалтером, а второй, говорили, самосвят, Молчановский, работал фельдшером... Узнав о религиозных убеждениях банщика, батюшки иногда в праздники молились в бане... Ближайшей зимой в нашем лагере был состряпан процесс по растрате 100 тысяч рублей, козлом отпущения оказались все с 58-й статьей, и лагерь за ненадобностью был расформирован... " Белбалтлаг, лагпункт N 9 (на 9-м шлюзе) Год начала1935 Год окончания1935
Из воспоминаний батюшки, бывшего в заключении вместе с о.Леонидом [3]: "Инвалидов по колено в снегу погнали строевым порядком обратно через канал на 9-й Египетский шлюз, где тогда шли каторжные работы по взрыву гранитного кряжа и земляного вала длиною в 3 версты для соединения канала с озером Выг, которое в длину 80 верст, а в ширину от 1 до 20 верст. На этом шлюзе непрерывно работало около 40 тысяч "врагов народа". Оставшиеся после этого в живых несколько человек говорили: во время работ на этом шлюзе 2 бригады по 25 человек каждая день и ночь зарывали трупы; норма на одного заключенного была такая: в кубический сажень вырыть яму, притащить на своих плечах 20 трупов и зарыть их. Были случаи, что ослабевших, но еще живых, просящих помощи, бросали в общую яму... Озеро Вол соединялось с Выгом, прилегало к лагерю с севера, а за каналом виднелся высокий длинный вал, огибавший берег озера с юга... На третий день ... комиссия, без чекиста, с врачом Н.П.Рябушинской,... большинство пожилых перевела в категорию нетрудоспособных... Но советская власть не терпела этого. К весне, без комиссий, в трудоспособные перевели всех... Однажды летом на 9-м шлюзе появилось много военных, заключенных всех заперли в бараках с запрещением смотреть в окна... Продержав без пищи и необходимой надобности целый день, сняли часовых. Все обратили внимание на озеро, по которому... шли 3 белых парохода с пальмами, фикусами и пулеметами на палубе. Впоследствии говорили, что путешествовали советские сановники: М.Горький, Л.Каганович и М.Калинин с усиленной охраной. Затем состряпали 100-тысячную растрату, обвинили всех с 58-й статьей и расформировали лагерь... после проезда красных правителей... " Соловецкий лагерь особого назначения, лагпункт N 1, Повенецкое отделение Год начала1936 Год окончания1937
Из статьи архимандрита Серафима (Вербина) [3], написанной по рассказам батюшки,
отбывавшего заключение вместе с о.Леонидом: "Повенецкое отделение ББК молодых заключенных отправило на Колыму и Забайкалье, а на их место на работу в отделение переводили стариков... Заключенных стариков поместили в техническом бараке, где батюшка встретился с владыкой Варсонофием и о.Леонидом... На работу нас всех 150 человек ежедневно гоняли под конвоем через канал за 3 версты в Повенец. Владыка Варсонофий работал бухгалтером по снабжению, батюшка в санчасти по учету медицинских и санитарных предметов, а о.Леонид в аптеке, которой заведовал с 10-летним сроком московский фармацевт Н.Н.Боткин. Город Повенец после революции был превращен в лагерь, лучшие дома были заняты чекистами и учреждениями ОГПУ. На всех тяжелых работах работали заключенные; местных жителей осталось не более 10 семей. Из 8 храмов осталась одна церковь на берегу Онежского озера, построенная при Борисе Годунове. В 1930г. и она была закрыта, а священник сослан... Перед Пасхой владыка Варсонофий получил от своих знакомых из Москвы посылку, в которой в засушенных просфорках были обнаружены 3 частицы Святых Даров... Этим Божественным Даром владыка поделился с батюшкой. В ночь Воскресения Христова, когда все спали, как стража при гробе, они вышли из барака и обратив свои взоры на восток к небу,... тихо запели: "Воскресение Твое, Христе Спасе...", "Христос воскресе... " и другие песнопения; после "Отче наш... ", "Верую, Господи и исповедую... " причастились Св.Таин. И так Воскресший Христос утешил узников в "Сей нареченный и святый день... ".
В этом Повенецком лагпункте протоиерей Леонид находился около двух лет.
Во время заключения прот.Леонида в концлагере туда дошло известие о кончине в
Белграде митрополита Антония (Храповицкого).
Весной после процесса над Тухачевским и Гамарником во всех
лагерях было приказано снять портреты этих "врагов народа".
После процесса над Ягодой во время "ежовщины" в Медвежьегорске по приказу
заключенные набросили петлю на памятник наркома Ягоды и с удовольствием стащили
вчерашнего кумира с пьедестала.
Через некоторое время и в лагерях стали чувствоваться результаты процессы
маршалов и "ежовщина".
До этого в Повенец на работу водил всех один стрелок, а во время "ежовщины"
до зубов вооруженные 10 стрелков. При этом в продолжение месяца в техническом
и других бараках по ночам производили по два, а то и по три раза в ночь обыски.
Распространялись слухи о строгой изоляции всех политических заключенных (т.е.
с 58-й статьей УК)