Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX КемКанонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 11 марта 2020г. Дела oep.41 => oep.41 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
8
    Осуждения
      Особое Совещание при НКВД СССР 
      07/10/1935 
      Приговор 3 года административной ссылки в Марийскую АО 
      7 октября 1935г. решением ОСО епископ Сергий был приговорен к 3 годам административной
      ссылки в Марийскую АО
    Места заключения
      Ярославль, Ярославский политизолятор 
      Год начала 1935 
      День начала 7 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1935 
      День окончания 5 
      Месяц окончания 12 
      5 декабря 1935г. отправлен в ссылку в г.Йошкар-Ола Марийской АО
      Марийская АО, г.Йошкар-Ола, ул.Волкова, 94а 
      Год начала 1935 
      День начала 5 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1937 
      В Йошкар-Олу владыка был доставлен по этапу. Там его оставили на произвол судьбы,
      под строгим надзором властей — он обязан был еженедельно являться в местный НКВД
      для регистрации. Искать жилье и средства для существования епископ должен был сам.
      Ему удалось устроиться в Йошкар-Оле у бывшей насельницы Богородице-Сергиева
      монастыря послушницы Анны Михайловны Комелиной.
      Позднее, 10 ноября 1936г., в письме в ПКК он сообщал Е.П.Пешковой, как ему удалось
      устроиться в Йошкар-Оле:
          
      "...Видно, еще Господь ко мне милостив. Дала мне уголок одна бедная монашенка,
           и вот за мной она ухаживает. Я сам ничего не могу, руки мне служат плохо.
           На дороге меня всего обобрали, и я чуть не замерз без одежды теплой.
           Спасибо, нашлись добрые люди и проводили меня до церкви.
           А случайно я встретил в Казани епископа Авраамия, который ехал в Архангельск
           в ссылку из этого города, и он мне дал адрес. Вот потому я и добрался,
           а то бы валялся где-нибудь, как замерзлый чурбан. Ну, будь на все
           Господня воля!"

      В конце письма владыка Сергий просил Е.П.Пешкову о помощи.
      Это было его второе письмо. Первое он написал в августе 1936г.:
          "Глубокоуважаемая Екатерина Павловна, не забыл Вашу доброту... Когда я лежал
           в больнице, меня Вы очень успокаивали, как родного сына тогда держали.
           Я теперь очень нуждаюсь во всем. Не будет ли милости, помогите мне".

      Сотрудники ПКК ответили кратко, что "за неимением средств не могут оказать
      материальную помощь, но сразу же сообщили Матрене Степановой в Ленинград о
      положении епископа. Матрена была после ссылки на 101 км, тем не менее просила
      Е.П.Пешкову походатайствовать, чтобы Матрене разрешили посылать владыке посылки
      и деньги. Неизвестно, получено ли было это разрешение, но владыка оставался
      в бедственном положении.
      10 ноября 1936г. он послал еще одно письмо Е.П.Пешковой:
          "...Помня Вашу неописуемую добродетель, оказанную мне в г.Москве в больнице
           и в Ярославле, в тюрьме, я вновь решил прибегнуть к Вам с просьбой о помощи
           и в нескольких словах сообщаю Вам о своем несчастном положении.
           Нахожусь в г.Йошкар-Оле, как административно-ссыльный, живу в бедном домике
           двух старых монашек. Питаюсь подаянием добрых людей и при таких неблагоприятных
           условиях жизни все время болею. Нервы расшатаны, ноги и руки болят, и плохо
           ими владею, голова от ломоты разваливается на части. Долгое время от болезни
           ног не мог ходить один без посторонней помощи, но теперь благодарю Бога,
           с палкой в руках могу по комнате пройти один...
           Нуждаюсь в белье и теплой одежде. Если можете, помогите мне".

      Не дождавшись ответа, в декабре 1936г. владыка написал еще одно письмо в ПКК
      и получил карточку из ПКК от 17 декабря 1936г.:
          "...Оказать материальную помощь не имеем возможности за отсутствием средств".
      Несмотря на отрицательный ответ, сотрудники ПКК, очевидно, связались с кем-то
      из духовных чад владыки, и помощь ему была оказана. 10 феврале 1937г. в ПКК
      Е.П.Пешковой пришло письмо от владыки Сергия:
          "Денежный перевод на 30 руб., посланный 2 февраля 1937г. получил. Приношу
           искреннюю благодарность за оказанную помощь...".

      Немощный, едва передвигавшийся старец-епископ продолжал свое архипастырское
      служение, совершал богослужения и духовно окормлял православных христиан.
      Одна из бывших прихожанок прислала владыке антиминс и облачение со словами:
          "Как-нибудь уж сохраните, чтобы не попало в руки врагов".
      На этом антиминсе владыка служил тайно литургию, дома, так как в городе
      не было иосифлянских храмов.
      Кроме Анны Комелиной и монахини Антонины (Шахматовой), жившей в том же доме,
      в богослужениях участвовали и другие монахини, проживавшие в Йошкар-Оле, а также
      и крестьяне из ближайших деревень. Приезжали также священники и монашествующие
      из разных районов Марийской АССР и Кировской обл. Они обращались за благословением
      и руководством, присылали помощь.
      Эти богослужения рассматривались властями как собрания "контрреволюционеров".
      Из показаний "свидетеля" по делу 1937г.:
          "Дружинин Сергий с первого времени нахождения в политической ссылке в
           г.Йошкар-Ола окружил себя наиболее реакционной частью духовенства и
           монашествующих — церковно-сектантским элементом и, начиная с 1935г. ...
           ведет активную к.-р. организационно-практическую работу по сколачиванию
           и объединению к.-р. групп церковников, последователей "ИПЦ", используя
           для этого свой прошлый авторитет епископа, духовника Дома Романовых.
           Проживая в г.Йошкар-Ола у Комелиной Анны Михайловны, Дружинин Сергий
           систематически в ее доме по ул.Волкова 94, собирает и проводит к.-р.
           нелегальные сборища".
           Далее свидетель перечислял участников "нелегальных молитвенных сборищ"
           14 и 19 января 1937г. [в праздники Обрезания и Крещения Господня].
           "На этих обоих к.-р. сборищах проводились богослужения, т.е. "всенощная".
           После богослужения среди участников велся к.-р. разговор о непримиримости
           к Советской власти. И особенно к этому призывал Сергей Дружинин, который
           ставил вопрос перед присутствующими о необходимости разъяснять это среди
           верующих...
           Дружинин Сергей связался со всеми периферийными к.-р. группами "ИПЦ" на
           территории МАССР и Кировской обл. и используя свой сан епископа и ссыльного
           "мученика" от Советской власти, взял периферийные к.-р. группы под свое
            руководство и примерно с начала 1936г. руководит ими через бродячее
            духовенство: попов, монахов и других служителей культа".

      Далее "свидетель" перечисляет эти периферийные к.-р. группы "ИПЦ" и называет их
      руководителей:
           "Табашинская и Макманурская группа в Оршанском районе — священники Николай
            Виноградов и Харитон Пойдо".

      Здоровье владыки Сергия было сильно подорвано. Беспокоясь о владыке, верующие
      старались помочь ему, кто как может. Ему приносили продукты, одежду и другие
      необходимые вещи. Местное население чтило его, как святого старца.
      К нему приходило много людей — не только жители города, но и верующие из различных
      районов Марийской АО. У него бывали иосифляне и из Кировской епархии.
      С начала 1936г. стали приезжать духовные чада из Ленинграда.
      В марте 1936г. ухаживать за больным владыкой приехала из Ленинграда пенсионерка
      Екатерина Аверьяновна Киселева, которая через Красный Крест узнала его адрес.
      С владыкой Сергием общался и епископ Иларион (Бельский), проживавший в ссылке
      в Козьмодемьянске.
      "Свидетель" привел слова одного христианина, Митрофана Нестерова:
          "У нас в Козьмодемьянске и в Йошкар-Оле есть епископы Сергий (Дружинин) и
           и Иларион (Бельский), они нами руководят, они ставят новых священников",
      а также слова Марии Булыгиной:
          "У нас есть хорошие люди — это Сергий (Дружинин), ссыльный; Харитон Пойдо
           и епископ Иларион (Бельский), которые не советуют идти в колхоз...".

      В показаниях от 21 августа 1937г. "свидетель" показал:
          "Квартира Булыгиной за последние годы превратилась в штаб-квартиру для беглого,
           скрывающегося от репрессий духовенства. У нее часто бывают беглые попы
           Харитон Пойдо и Владимир Попов, которые, бывая у Булыгиной, проводят
           нелегально в ее доме молитвенные сборища, на которых собираются монашки...
           и на этих собраниях ведутся контрреволюционные разговоры"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ